3 января 2025 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня особый исторический день, особый праздник для Москвы и для всей нашей страны. К сожалению, за пределами сего храма этот праздник не празднуется, а я напомню, что произошло. По внушению свыше Первосвятитель земли Русской Петр принимает странное для многих решение: перенести митрополичью кафедру из Владимира в город Москву.
Из-за набегов кочевников престол великого князя Киевского ранее переместился на северо-восток Руси, в места, где леса препятствовали набегам кочевников, потому что лучники, сидя на деревьях, уничтожали ханскую конницу. Столица переместилась в город Владимир, а потом по приглашению князя Московского Ивана Калиты Первоиерарх Церкви нашей переносит митрополичью кафедру из Владимира в город Москву. Так стала после этого Москва столицей нашей Родины.
В календаре гражданском основание Москвы празднуется, а день Москвы как столицы не празднуется. Хочу, чтобы меня услышали все — и московские власти, и общественность, и ученые, интеллигенция: давайте же праздновать день, когда Москва стала столицей Русского государства! А стала она именно тогда, когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси.
Вот как плохо, когда многие не знают своей истории! А история Отечества нашего тесно связана с историей Церкви, потому что одна была жизнь у народа, страны и у Церкви. Но прошли мы через тяжелейшие времена века XX-го, и сейчас возрождается вера в нашем народе, к вере пришли и многие во власти нашей, и воинство. Возрождается то, чем всегда была сильна Русь. Так как же нам не возвратить и те праздники, которые являлись важнейшими вехами на нашем историческом пути? Вот день святителя Петра и должен быть Днем столицы. Не Днем города — город раньше был основан, а Днем Москвы как столицы нашей Родины.
Может быть, услышат мои слова и задумаются. Очень бы хотел, чтобы было так, потому что такое событие, как возведение Москвы в ранг столицы, не может не отмечаться нашим народом. С тех пор златоглавая Москва является душой народа нашего, сердцем нашего народа, и как много грандиозных событий совершалось на этой земле! И древний Патриарший Успенский собор является свидетелем этих событий — и радостных, и скорбных. Здесь венчались на царство цари, здесь проходила церемония восхождения их на царство. Всякий раз, когда очередной государь вступал во власть, посредине этого храма воздвигался некий высокий амвон с двумя тронами — для государя и государыни, и здесь из рук митрополита царь получал корону и благословение на царство.
Эти времена ушли, но не ушло значение Успенского собора всея Руси — именно не города Москвы, а всея Руси. И в самые торжественные моменты церковного календаря, да и жизни нашего народа мы собираемся здесь, под этими сводами, в этих исторических облагодатствованных стенах, чтобы вознести благодарение Господу за милость, которую изливает Он на народ наш и на Церковь нашу. Он не ограждает нас в полной мере от трудностей, от скорбей, потому что таков путь всея земли, и скорби тоже часть человеческой жизни. Но Он помогает нам избежать самого страшного — разрушения страны, нашествия иноплеменников, которые поработили бы навсегда и столицу, и Родину. Он удивительным образом ведет народ наш по пути, который в Его Божественном замысле привел к возрождению Церкви Русской и веры православной в новейшее время.
А ведь многим казалось, что уже ничего от веры не осталось. Храмы закрывались, епархии закрывались, монастыри закрывались, и безумный правитель дерзко заявил, что к 1980 году «по телевизору покажу последнего попа». Где этот правитель? Память погибе с шумом (Пс. 9:7), и, кроме злых анекдотов, ничего и не осталось. А Церковь Божия живет, и так будет до тех пор, пока Господь с нами, а значит, и с нашим Отечеством.
Что это означает? А это означает, что вера в Бога, реальная связь с Ним — не обычай, не традиция, а жизненно необходимое деяние. Потому что Бог — Господин истории, Он весь род человеческий ведет Своим путем. К Нему обращались наши благочестивые предки, да и мы обращаемся, прося избавить страну нашу от всякого врага и супостата, власти умудрить, веру православную сохранить и Церковь нашу в единстве и духовной силе укрепить. И покуда будет горяча молитва наша искренняя, верим, Господь будет с нами и будет отвечать на наши молитвы.
Итак, сегодня особый день, о котором мы должны помнить. Желательно, чтобы он был отражен в государственных календарях. Дай Бог, чтоб слова Патриарха с этого амвона были услышаны — уж больно горько, что такие судьбоносные даты в жизни народа и столицы не отмечаются нигде, кроме как в Успенском Патриаршем соборе. Будем надеяться, что и здесь что-то исправится к лучшему.
Сегодняшний день учит нас тому, что Бог не оставляет Свой народ, когда народ не оставляет Бога. Было страшное время в веке XX-м — отвернулась от Бога значительная часть народа, думая, что вот теперь, «на обломках самовластья», на обломках старого мира, на обломках и развалинах Церкви будет построен счастливый мир. И все разрушилось в одночасье! Разве и в этом — не рука Божия, не знак Божиего присутствия над нашей землей, над нашей страной и над нашей Церковью?
Будем хранить, мои дорогие, эти особо важные моменты нашей истории в своей памяти. И, видя в этих событиях руку Божию, благодарить Господа за милость, которую Он являет над страной нашей, над народом нашим, особенно сегодня, в то время, когда, как мы говорим словами молитвы, многие ополчишася на нас. Я уже объяснял, почему ополчились. Мы такие же европейцы, как они, у нас такого же цвета кожа, такие же источники знаний и образования; очень много общего в культуре, в государственном устройстве. Так почему же многие ополчишася на нас? Да потому что Россия сегодня, еще раз повторю, предлагает альтернативу тому цивилизационному выбору, по которому идет западный мир.
А в чем отличие? Отличие в том, что там Бога исключили. В лучшем случае празднуются праздники как народные, фольклорные, а вера исторгается из общественного пространства, из воспитания детей, навязываются и возводятся в норму человеческой жизни такие греховные модели поведения, которые осуждены Библией, словом Божиим. А мы этого не признаем и не принимаем, являя миру подлинную альтернативу цивилизационного развития, с мощной наукой, техникой, искусством, образованием, даже спортом, и мы сохраняем веру в Бога.
Покуда будет так, Господь будет с Россией, никакие силы ее не одолеют, и молимся мы об этом за каждой Божественной литургией. За Президента нашего православного Владимира Владимировича Путина, за власти, за воинство и за всех, кто сегодня стоит на страже рубежей Отечества, кто защищает нашу страну и наш народ и кто служит на поле духовной брани со всеми посягающими на подлинный духовный суверенитет нашего Отечества.
Благословение Божие да пребывает со всеми вами! С особым чувством я произношу эти слова в главном храме всея Руси — в Успенском соборе Московского Кремля. Аминь.