В Православной гимназии имени благоверного князя Александра Невского г. Переславля-Залесского, которую курирует Никольский женский монастырь, развивается интересный проект богословских курсов для школьных учителей.
Курсы «Святое Православие», организованные Отделом религиозного образования и катехизации Переславской епархии и стартовавшие в сентябре этого года, предназначены для учителей начальных классов муниципальных школ, воспитателей детских садов и педагогов воскресных школ и гимназий, преподавателей учреждений дополнительного образования.
Задача курсов – создать условия для профессионального роста педагогов, а также ближе познакомить их с православной культурой
Курсы бесплатные, общий объем годовой программы – 72 часа. Одно занятие – классическая «академическая пара» – 80 минут. Сегодня на курсах обучается 15 преподавателей Переславской православной гимназии имени благоверного князя Александра Невского и 15 учителей из других образовательных учреждений Переславля-Залесского. Задача, которую поставили организаторы курсов, – создать условия для профессионального роста педагогов, а также повысить их мотивацию духовно-нравственного развития и более лучшего понимания православной культуры.
Местными священниками преподаются пять предметов:
- «Катехизис – Святое Православие» (руководитель отдела религиозного образования и катехизации Переславской епархии, настоятель храма прп. Симеона Столпника, священник Виталий Сышев);
- «Нравственное богословие» (благочинный Угличского округа, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Углича игумен Николай (Шишкин);
- «Литургика» (настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля-Залесского, преподаватель МДА, игумен Пантелеимон (Королев);
- «Библейская священная история» (клирик Переславского Никольского женского монастыря священник Дионисий Елистратов);
- «Православие и естественные науки» (настоятель храма Преображения Господня с. Купанского Переславского райна, духовник Переславской православной гимназии протоиерей Михаил Лазарев).
Стоит упомянуть, что священники здесь преподают с солидным – не только богословским образованием. Например, игумен Николай (Шишкин) закончил Российскую экономическую академию имени Плеханова, Российский университет дружбы народов по специальности «Лингвист, переводчик». Игумен Пантелеимон (Королев) – выпускник механико-математического факультета МГУ, кандидат математических наук; протоиерей Михаил Лазарев – профессиональный педагог с дипломом Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Так что богословские знания, которые получают педагоги на этих курсах, базируются на серьезном культурном и научном уровне преподавателей-священников.
Как возникла идея курсов
Беседуем с руководителем и идейным вдохновителем проекта иереем Виталием Сышевым.
– Отец Виталий, как возникла сама идея таких курсов?
Священник Виталий Сышев – Когда я служил в Костромской области в городе Шарье, то там были организованы богословские курсы для прихожан. Сперва они были двухгодичными, но по истечении этого срока слушатели не захотели с ними расставаться. И мы продлили их еще на два года. Преподавали и священники, закончившие семинарию, и батюшки, прошедшие академию. Так что уровень был серьезный. И назывались курсы не катехизаторскими, а именно богословскими. По окончании этих богословских курсов некоторые прихожане, уже получив «корочки», стали помогать нам проводить огласительные беседы для крестных родителей и для тех, кто хочет сам принять крещение. Для молодых катехизаторов это стало большим испытанием – на практике показать свои знания. Данные беседы при храме проводились каждую неделю, и на крещение приходили от 10 до 20 человек. В дальнейшем, видя, что число слушателей начало уменьшаться, мы немного переделали «режим» курсов, сделав занятия не вечерними, как в начале, а дневными и короче, чтобы в обеденный перерыв укладываться. И тогда на них пошли новые люди, которым днем было удобнее. Всего состоялось два 4-х годичных цикла, а потом процесс пошел на спад. Просто потому, что все прихожане и те местные жители, которые тянулись к Церкви и желали больше узнать о Православии, эти духовные знания получили. Это был в целом очень хороший опыт. И когда я рассказал про него игуменье Переславского Никольского монастыря матушке Евстолии, она тут же предложила попробовать его в православной гимназии – для учителей.
– Преподавать богословие преподавателям – это же не совсем то же самое, что просто прихожанам, не так ли?
– Вы правы, есть отличия, даже чисто методологические. Хотя в целом все похоже – ведь речь идет в целом о взрослых людях, православных, хотя и разной степени воцерковленности.
Я разработал положение: для кого и для чего эти курсы, получил благословение нашего правящего архиерея – епископа Переславского и Угличского Феоктиста, и с сентября 2024 года они стартовали. Изначально в епархии были некоторые сомнения: получится ли? Педагогов трудно собрать, у них и так большая загрузка. Но дело пошло! Вначале мы думали адресовать курсы только учителям православной гимназии – чтобы они больше погрузились и в церковные догматы, и в библеистику, и в историю Церкви. А потом подумали — почему бы не подключить педагогов и из светских муниципальных школ Переславля? В первую очередь тех, кто преподает или собирается преподавать Основы православной культуры (ОПК). И это, не в последнюю очередь, связано с тем, что многие учителя, преподающие этот предмет, плохо разбираются в Православии.
– Курсы могут дать учителям право на преподавание ОПК?
Наши курсы не дают аккредитации на преподавание, но призваны «зацепить» педагогов Православием
– Нет, наши курсы не дают аккредитации на преподавание, но призваны «зацепить» педагогов Православием, чтобы они получили толчок, в том числе к повышению своей квалификации по этой теме, и впоследствии смогли качественно преподавать этот модуль. А с другой – и самой главной стороны – начали бы воцерковляться. Сейчас в синодальном отделе религиозного образования и катехизации прорабатывается вопрос о введении конфессиональной аккредитации учителей для преподавания ОПК. При этом документы на педагога будут проходить через епархиальный отдел, который я возглавляю. Таким образом, учителя смогут сроком на пять лет повышать свою квалификацию, не выезжая из Переславля. С этим планом мы обратились в Управление образования Переславля-Залесского и получили принципиальное «добро».
– Каковы формы преподавания и учебной отчетности обучаемых?
–Большинство дисциплин преподаются очно, в учебных кабинетах гимназии священниками. Игумен Николай (Шишкин) ведет свой предмет через видеоконференцию, поскольку служит в Угличе. Слушатели курсов в некоторых занятиях также могут участвовать онлайн – через смартфоны или домашние компьютеры, когда не имеют возможности физически присутствовать в классе. Это связано еще и с тем, что наиболее интенсивно занятия у нас проходят во время школьных каникул. Что же касается отчета, то учителя сдают по итогам года письменный или устный (батюшки-преподаватели по-разному требуют) зачет без оценок: зачет/незачет.
– А если не сдали зачет, то что?
– Досдают. Мы предоставляем им для этого воскресенья. Было так, что у меня здесь, в храме, где мы с вами сейчас разговариваем, сидят несколько человек не сдавших и сдают зачет. Иной раз и по предмету другого священника, попросившего меня принять у них…
– Простите за откровенный вопрос: не сложновато ли это для школьных педагогов? У них ведь свои педсобрания, сложная отчетность – не возникло ли брюзжания?
– Откровенно отвечаю: да, некоторое ворчание, особенно поначалу, было. Но они в целом понимают: для учителей православной гимназии такие знания просто необходимы. Так же как и воцерковленность. И в данном случае второе часто следует за первым. Православная школа должна быть вся построена и пронизана православным духом, в ней не может быть людей индифферентных к вере, педагогов любых предметов, которые избегают церковных Таинств, знают меньше о христианстве, чем их ученики. В любом случае, богословские курсы – это повышение квалификации учителей, особенно тех, которые преподают гуманитарные предметы. Хотя пока это повышение мы здесь на месте не можем подтверждать государственным сертификатом. Для этого надо отучиться и сдать экзамены в «Клевер лаборатории» или в Ярославле, куда, понятно, за 120 километров мало кто из переславских учителей поедет.
Важно не «натолкать» в ребенка объем конфессиональных знаний, а объяснить, почему мы, православные, такие
Я сам, кстати, прошел учебный курс в «Клевере» и получу на днях соответствующий сертификат. Там на этих курсах я услышал очень хорошую идею: главная цель преподавания предметов, связанных с Православием, – не «натолкать» в ребенка объем конфессиональных знаний, а объяснить, почему мы, православные, такие. Почему мы так думаем, чувствуем, поступаем, почему у нас такие праздники, посты. Это разум, соединенный с сердцем.
– В случае с курсами для учителей это получается «ступенчатый посыл»: сперва все это понимают учителя, а через них потом и их ученики…
– Именно так. Есть ведь известная поговорка: «Врачу, исцелися сам». Но тут даже трехступенчатая фигура получается: воцерковленный и «подкованный» в вопросах веры ребенок может благотворно воздействовать на своих маловерующих родителей, подвести их к воцерковлению. И в гимназии, насколько я слышал, такое бывает.
«Педагогам требуется полнее “погрузиться” в Православие»
Для более полного представления о проекте мы решили побеседовать с педагогами Переславской православной гимназии. Говорит директор гимназии Валентина Кондратьевна Толстова – учитель высшей категории, отличник народного просвещения.
Валентина Кондратьевна Толстова, директор гимназии – Вообще, у нас и до этого были богословски образованные учителя, закончившие курсы при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Но большинству преподавателей такие курсы необходимы. В моем понимании, полученные на них знания должны так или иначе встраиваться в канву гимназических учебных курсов, которые они ведут. И второй момент, а, пожалуй, даже и первый – педагогам нашей гимназии требуется полнее «погрузиться» в Православие для правильного воспитания своих учеников. Пока наша школа тридцать лет квартировала по «чужим углам», такое образование учителей происходило фрагментарно через священников, которые с нами работали. А сейчас, когда гимназия благодаря усилиям нашего правящего владыки Феоктиста и игуменьи Никольского монастыря матушки Евстолии получила собственное прекрасное здание, вопрос встал кардинально: потребовалось выстроить правильную духовную основу сообщества, именуемого «православной школой» и включающего в себя, во-первых, педагогов, во-вторых, учеников и, в третьих, их родителей. Если не добиться полного понимания процесса обучения-воспитания всеми тремя участниками сообщества, то процесс будет затруднен. На сегодня самым «проблемным звеном» являются как раз родители. Выбирая нашу школу, многие ориентируются на то, что их детям здесь будет дано, как они говорят, «правильное воспитание». Но если в семье этого воспитания нет или оно имеет другую направленность, то и трудно ждать от гимназии «воспитательного чуда».
– Но, с другой стороны, ведь и далеко не все преподаватели в должной степени воцерковлены?
– Это да, только тут ведь проблема такая: существует серьезнейший дефицит квалифицированных педагогических кадров. Особенно в провинции. Поди, попробуй собрать педагогов в школу небольшого города, да так, чтоб все еще были воцерковленными! Изначальным условием такое невозможно ставить. Но мы видим другое: работая в православной школе, где каждую неделю в домовом храме служится Божественная литургия и ежедневно звучат молитвы, учителя активно движутся в правильном духовном направлении. А богословские курсы очень способствуют этому движению.
«Настоящему учителю надо самому непрерывно учиться»
Поговорили мы и с учительницей, которая занимается на богословских курсах. Лариса Львовна Вареева – преподаватель русского языка и литературы в средних и старших классах, заслуженный учитель РФ. В Переславской православной гимназии она служит уже четвертый год. До этого работала в обычной светской гимназии – учителем и заместителем директора.
До недавнего времени я редко ходила в храм. Сейчас – чаще. В том числе благодаря курсам
– Церковного образования у меня до этого никакого не было, – признается Лариса Львовна. Если не считать пример родной бабушки – очень религиозного человека. Она посеяла во мне ростки веры еще в советское время – утренняя и вечерняя молитва, православные праздники. Конечно, я крещеная, как и мои дети, стала крестной матерью для дочки своей подруги. В храм, признаюсь, до недавнего еще времени ходила редко, соответственно, исповедовалась и причащалась тоже не часто. Сейчас – чаще. В том числе благодаря этим курсам, хотя еще ранее – благодаря работе в православной гимназии.
За полгода обучения на курсах я узнала для себя очень много нового. Очень жалко, что сейчас в школах нет ни Закона Божия, ни Библейской истории. Это же вообще основа всей нашей культуры, литературы! Из чего все произросло… С огромным интересом слушаю отца Дионисия – он все библейские положения доходчиво сопоставляет с научными данными, и получается очень познавательно и полезно. Другие батюшки тоже рассказывают совершенно нетривиальные для нас, взрослых и в целом образованных людей, вещи. Эти знания проходят не только через ум, но и через душу, преобразуя ее. Скажем, Христовы заповеди блаженства. А кто такой «блаженный?» Оказывается, осчастливленный человек. Это из «Нравственного богословия». А из предмета «Литургика», например, для меня стал открытием рассказ игумена Пантелеимона о том, что именно делает священник в алтаре во время Божественной литургии. Интересной оказалась такая библейская деталь, на которую я раньше просто не обращала внимания: Ева в Эдеме, беседуя со змеем-искусителем, от себя добавила, что Бог якобы запретил даже прикасаться к плодам дерева познания добра и зла, хотя этого на самом деле не было. Вот что значит женщина: сама усложнит все, нафантазирует и сама же и нарушит! Безусловно, эти новые знания отражаются на глубине уроков, которые проводишь с детьми – иногда впрямую, иногда исподволь. Отражаются даже на психологических моментах общения с учениками.
В какой форме мы отчитываемся? Кто-то из преподавателей курсов просит сделать доклад, кто-то реферат или сочинение. Пишу их с удовольствием. Да, это непросто для педагога – ведь эту работу мы делаем помимо основной и немаленькой учебной нагрузки. Но я считаю, что настоящему учителю надо самому непрерывно учиться. И потом, знаете, придешь на эти богословские занятия уставшей, начнешь слушать – поначалу вроде как через силу, а потом заслушиваешься, вдохновляешься и забываешь про усталость. С Богом не бывает скучно!
***
Удастся ли превратить Переславскую православную гимназию имени святого благоверного князя Александра Невского в центр христианского просвещения для педагогов всего Переславля-Залесского? Пойдут ли учителя светских школ повышать свою «православную квалификацию», обретая богословские знания без формального сертификата о них? Об этом можно сказать сакраментальными словами: если дело угодно Богу, то оно состоится вопреки всем скептикам. Особенно если делают его умелые и усердные Божьи работники. Стоит еще добавить, что к опыту Переславской гимназии стоило бы присмотреться в православных школах и других регионов.