Епископ Можайский Стефан (Никитин) 28 апреля 1963 года, на Пасхальный праздник святых жен-мироносиц, в самый разгар хрущевских гонений на Церковь, в Калужском Свято-Георгиевском кафедральном соборе, во время проповеди, стоя на амвоне, облаченный в архиерейскую мантию и с жезлом, неожиданно скончался временно исполняющий обязанности управляющего Калужской епархии, епископ Можайский Стефан (Никитин).
Проповедуя об апостольском подвиге святых жен-мироносиц, владыка Стефан вдруг, неожиданно для всех, стал медленно, опираясь на жезл, тихо опускаться вниз, лег на амвон и испустил дух…
Священнослужители и миряне сразу поняли, что на их глазах произошло чудо: ко Господу после Божественной литургии, после Святого Причастия, безо всякого намека на крик о помощи и стоны, в архиерейском облачении, тихо и мирно отошел один из самых избранных Господних святителей! Весть об этом сразу облетела все уголки Русской Православной Церкви.
Священник Сергий Никитин, впоследствии епископ Стефан Почившего владыку Стефана, по личному указанию Патриарха Алексия I (Симанского), не вынося из храма, облачили в архиерейские литургические одежды, в которых он только что отслужил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Тайн, положили во гроб для отпевания и накрыли архиерейской мантией, в которой он и почил… Говорят, узнав о такой удивительной блаженной кончине епископа Стефана, Патриарх Алексий I со слезами на глазах воскликнул:
«Вот это настоящая Божья благодать – умереть в храме! К, сожалению, я не буду удостоен такой почести от Бога».
Святейший Патриарх Алексий I умер у себя дома, в служебной резиденции...
Господь услышал постоянные просьбы владыки Стефана – умереть в храме, во время службы!
Калужский уполномоченный Совета по делам религий Рябов совместно с партийными органами решили, во избежание массового народного паломничества ко гробу и могиле почившего святителя, похоронить его не в ограде Свято-Георгиевского собора и даже не на древнем Калужском Пятницком кладбище, а в срочном порядке вывезти за пределы города и области.
После чего святителя Стефана перевезли на приходское кладбище деревни Акулово Одинцовского района Москвы и погребли у храма Покрова Божией Матери, в ограде церкви. На его могиле стоит простой деревянный крест.
Вся зрелая жизнь владыки Стефана (Никитина) – исповеднический подвиг во славу Божию и Церкви Христовой
Вся зрелая жизнь владыки Стефана (Никитина) – сплошной исповеднический подвиг во славу Божию и Церкви Христовой.
Врач по образованию, Сергей Никитин и не думал быть не только архиереем, но даже простым священником. У него никогда не было ни среднего, ни высшего богословского духовного образования. Но пути Господни неисповедимы.
Владыка родился в 1895-м году в Москве, в глубоко религиозной семье. Будучи врачом по образованию, Сергей Алексеевич Никитин сначала был далек от Церкви. Но в годы революционных гонений на Русскую Православную Церковь он безоговорочно вошел и оставался до конца жизни в церковной ограде.
Преподобный Нектарий Оптинский С начала духовного подвига будущего святителя Стефана, по покровительству Божию, его окружали духоносные святые люди – преподобные, святители, праведные, мученики и исповедники Российские.
В 1923-м году тайно, под покровом ночи (иначе неприятностей было не избежать), Сергей Никитин посетил последнего оптинского старца Нектария († 1928), который уже был выселен из монастыря и жил в ссылке в селе Холмищи. Прозорливый старец произвел переворот в душе молодого человека.
К 1920-м годам относится начало дружбы будущего владыки с будущими священномучениками Владимиром Амбарцумовым (†1937) и Василием Надеждиным, (†1930), после мученической кончины которых Сергей Алексеевич взял на себя заботу об осиротевших семьях друзей.
Священномученик Василий Надеждин, 29 августа 1928 г. Его духовником был священномученик Сергий Мечев, расстрелянный за веру в 1942-м году, бескомпромиссный борец за чистоту Православия. После появления «Декларации» 1927 года он не поминал Митрополита Сергия (Страгородского) и не принимал церковной молитвы за советскую власть. После ареста в 1929-м году своего духовника Сергей Никитин также заботился и о его семье. Дважды навещал священномученика Сергия Мечева в ссылке в Вологодской губернии.
В награду от Господа Сергей Никитин был тайно рукоположен в сан священника великим святителем Афанасием (Сахаровым) (†1962). Будучи не поминающим Митрополита Сергия, владыка не скрывал своего отношения к его действиям. Отношение к советской власти он сформулировал достаточно четко:
«Я считаю неправильным гонение советской власти на религию, и декларация, объявленная Митрополитом Сергием, также неверна, ибо советская власть закрывает церкви и устраивает гонения на религию. Я же являюсь противником этого».
В 1931-м году отец Сергий Никитин был арестован и приговорен к трем годам заключения. Срок отбывал в Вишерском лагере на Северном Урале. В лагере был назначен врачом. Ему было поручено заведовать лагерным медпунктом. Желая облегчить участь заключенных, он освобождал их от работы чаще, чем это считала допустимым администрация. За это за полгода до окончания срока на него был послан материал в Москву, ему грозил новый срок – не менее 10 лет.
И здесь, по воле Божией, с отцом Сергием Никитиным происходит одно из самых главных чудес в его праведной жизни.
От неминуемой беды он был спасен чудесным молитвенным заступничеством блаженной Матроны Анемнясевской († 1936), к которой он молитвенно обращался по совету одной медсестры. В результате он был освобожден из лагеря досрочно за ударный труд. После освобождения разыскал блаженную, отыскал указанную ему избу – дверь открыта, а в доме никого. «Проходите, владыко», – услышал он голос из глубины комнаты. Там в коробе лежала женщина-инвалид ростом с семилетнего ребенка. Из-за болезни и побоев ее развитие остановилось в детском возрасте. Присматривать за лежачей больной было некому, и на весь день девочку относили в церковь. Так определилось главное дело ее жизни – молитва. Блаженная Матрона узнала его и подтвердила: «Я за тебя молилась», – а также сказала ему, что он будет владыкой, епископом, но только 2 года. И это в ту пору, когда до хиротонии во епископа Можайского было еще долгих 26 лет. Это предсказание владыка хорошо запомнил.
Блаженная Матрона узнала его и сказала, что он будет владыкой, епископом
Оно сбылось в абсолютной точности.
После избрания в 1945-м году Патриарха Алексия I епископ Афанасий (Сахаров) (†1962) призвал всех оставшихся в живых непоминавших к литургическому общению с Московской Патриархией. Отец Сергий служил в Курган-Тюбе, Самарканде, Ташкенте. В Курган-Тюбе его предшественником оказался священник, пренебрегавший церковными таинствами, зато «исцелявший» больных детей какими-то ковриками, с которыми он «гастролировал» по всей Вахшской долине. Владыка, приехав, сразу увеличил количество служб, после чего псаломщик и хор взбунтовались, и ему пришлось служить чуть ли не одному во всех качествах. Были моменты, когда он служил, а никого в храме не было. И он говорил проповеди. Тут два мальчика, помогавшие ему, спрашивают: «Батюшка, кому вы проповедь-то говорили?» А он говорит: «Когда в храме нет людей, присутствуют ангелы». По состоянию здоровья будущий святитель был переведен в Днепропетровскую епархию и назначен духовником в Тихвинский женский монастырь.
Сам владыка Стефан рассказывал об этом времени «как о золотом яблочке, которое Господь посылает каждому человеку». В монастыре, в 1959-м году, отец Сергий был пострижен в монашество с именем Стефана, в честь преподобного Стефана Махрищского.
Это была родная ему монашеская жизнь, где жили по Уставу, а не по указаниям невежественной и самовластной церковной двадцатки. Благодатные были дни. А потом на Днепропетровскую кафедру пришел епископ – «волк в овечьей шкуре», как называли его верующие, и монастырь был закрыт. Архиерей не только не защитил монастырь от гонителей, ломавших и выбрасывавших иконы из храма, но даже весело сказал представителям власти: «Давно надо было ликвидировать это кодло…».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий-1 (Симанский) После разгона монастыря иеромонах Стефан уехал в Минск, но власти отказались его прописывать, ему пришлось скитаться по разным квартирам. Волею Божией там он встретился с великим святителем-исповедником ⅩⅩ века архиепископом Ермогеном (Голубевым) († 1978), который рекомендовал его Патриарху Алексию I как кандидата во епископа. По воле Господа архиепископ Ермоген сменил почившего в соборе епископа Стефана на Калужской кафедре в 1963-м году.
7 апреля 1960 года, на Благовещение Пресвятой Богородицы, архимандрит Стефан (Никитин) в Патриаршем Богоявленском Соборе Москвы был хиротонисан Святейшим Патриархом Алексием 1 с сонмом архиереев во епископа Можайского, викария Московской епархии.
Это было время хрущевских гонений, менее кровавых, чем прежние, но не менее жестоких. Когда владыка Стефан узнал, что настоятель одного калужского храма в угоду властям написал в докладной, что ему не нужен второй священник, он пригрозил запретить его в служении. А вот неслыханный по тем временам факт: за годы хрущевских гонений было закрыто и разрушено 6 тысяч церквей, а владыка Стефан открыл в Калужской епархии два новых храма. Из разных городов он собирает под свое крыло горящих духом священников, способных ободрить народ в годы уныния от гонений. В 1962-м году вследствие тяжелой болезни – инсульта – был освобожден от управления епархией, и некоторое время жизнь его висела на волоске, была парализована правая часть тела. Чуть поправившись, владыка был назначен на Калужскую кафедру.
Из отчета уполномоченного по делам религий по Калужской области:
«В августе месяце 1962 года Патриархия прислала временно исполняющего обязанности епископа Стефана. Епископ Стефан пытается поддерживать приходящие в упадок общины, укрепить пошатнувшееся влияние Церкви. В первые же дни пребывания в Калуге он с помощью Патриархии заполнил вакантные должности в трех церквях, стремится подбирать ‟более достойные”, крепкие в вере кадры. Знакомых священников из других епархий: Минской, Среднеазиатской, где ранее он служил, – приглашает на работу в Калужскую епархию. Епископ Стефан – врач по специальности, ревностный служитель Церкви, крайне религиозный. Этого же требует и от священников. А нерадивых, допускающих нарушения или аморальные поступки, наказывает».
За короткое время служения владыка приобрел искреннюю любовь своей паствы
За короткое время служения владыка приобрел искреннюю любовь своей паствы. Владыка учил о важности богослужения и непрестанной молитвы:
«Я ведь врач. И когда больной раздевается, чтобы его прослушать, я читаю в это время молитву Иисусову. Потом он одевается – я опять читаю молитву. Я иду из кабинета в кабинет – творю молитву».
Владыка очень любил богослужения, знал прекрасно церковный Устав, не окончив ни семинарии, ни академии. Это было глубокое знание, приобретенное практикой, реально совершаемой службой, потому что владыка Стефан правил суточную службу в келлии, если в данный момент не было храмового богослужения, и утреннюю, и вечернюю службы, а порой и повечерие совершал. И не только у себя, а иногда знакомых навещал, и вместе молились. Не любил владыка акафистов. Он говорил:
«Акафист – неуставная служба. К сожалению, сейчас вошло в обычай сокращать до минимума изменяемые части, такие как стихира, канон, где весь смысл праздника, весь смысл духовной жизни, и вталкивать в службу неуставные акафисты. Акафист раз в году положен».
Владыка любил Церковь, он чувствовал неземную, небесную природу Церкви, и всю жизнь спешил в храм. Там глава нашей Церкви – Христос. Там Пречистая Богородица со святыми угодниками молят Бога о нас.
Осенью у владыки Стефана начались жестокие боли в сердце, но, пока он мог, он служил и работал. Однажды больной владыка Стефан пошел в церковь, а келейница тетя Катя пыталась остановить его:
– Владыко, вам отлежаться надо. Вы же умрете!
– Лучше умереть стоя, чем жить лежа, – ответил он.
– Бывают, – говорил он, – такие боли, что я выйду погулять, а сам просто хожу и кричу. Это, хоть и слабо, но как-то облегчает боль, правда, только на время. Вероятно, скоро я умру – сердце долго так не выдержит.
И добавил:
– Но мне здесь, в Калуге, очень приятно, потому что я вспоминаю Оптину. Я езжу туда периодически на машине.
Разоренная Оптина Пустынь. Советское время
Там он молился на могилках Оптинских старцев, плакал и радовался: «Святая земля!» Он помнил, где находились могилки старцев. А Оптина тогда была вся разорена: трактора стояли даже в храме, в алтаре. Ему дано было пронести через всю жизнь ту великую любовь к Церкви и ее святыням, которую ничто не могло омрачить.
Могила епископа Стефана Кончина владыки Стефана в Калуге, на праздник святых жен-мироносиц, была воистину блаженной. Обладая апостольским саном, владыка в своей последней проповеди подчеркнул, что святые жены-мироносицы были апостолами для самих апостолов. Они не бросили Христа в Его муках, не разбежались, как другие апостолы, кроме Иоанна Богослова. Они первыми бросились отдать почести своему Учителю после Крестной смерти, и постоянно первыми служили ему и при земной жизни! На этих словах почитания святых жен-мироносиц владыка Стефан тихо, без мучений и криков, почил в православном русском храме. И святые жены-мироносицы подхватили новопреставленную душу нового избранника Божия и доставили его к Престолу Царя Небесного, Господа Вседержителя Иисуса Христа...
Имя и святительская жизнь епископа Стефана золотыми буквами вписаны в историю Русской Православной Церкви. Он, конечно же, достоин канонизации как святитель и исповедник, проживший полную благодати и чудес исповедническую жизнь ради Господа Спаса нашего Иисуса Христа и Его Святой Церкви и, без сомнения, заслуживший вечное Царствие Небесное у Престола Божия!