Там возвещайте величие Его, превозносите Его пред всем живущим,
ибо Он Господь наш и Бог, Отец наш во все веки
(Тов. 13, 4).
Христианство есть вера свободы: свободы быть собой, свободы в дозволении окружающим быть собой, свободы совершать желаемое в границах, очерченных заповедями.
В принципе, христианин призван к тому, чтобы всей своей жизнью, словами, делами, просто дыханием исповедовать веру в Истинного Бога и проповедовать Его.
Каждый человек устанавливает границы допустимого для себя и в отношении себя со стороны окружающих.
И в этом тоже есть проявление Богом данной свободы.
Одним из качеств человека, созданного по образу и подобию Божию, является чувство достоинства, ощущение себя как Божия творения, и даже больше – сына или дщери Небесного Царя.
Достоинство человека, созданного из праха земного и дуновения Божия, помещенного в «рай в Едеме на востоке» (Быт. 2, 8), призванного наследовать Царство.
Нам, как детям Небесного Отца, прямо заповедано обращаться к Богу – «Отче наш» (ср. Мф. 6, 9–13, Лк. 11, 2–4). И это отнюдь не преувеличение. Семя этой мысли, посеянное в Ветхом Завете, пышно расцветает в Новом Завете:
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48);
«Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 8);
«Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32);
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин. 3, 1);
«А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8, 17).
Что значит быть чадом – сыном или дочерью – Бога? Высокое положение накладывает большую ответственность, царскому сыну не подобает поведение простолюдина, а царской дочери – публичной женщины.
В нас должно быть особое благородство, духовный аристократизм: честность, прямота, твердость исповедания веры, благодарность, бескорыстие, щедрость, милующее сердце, уважительность, мужество, бесстрашие, верность, дерзновение.
Достоинство царских детей – не в богатых одеждах, горделивой осанке, житейском процветании, а в запечатленном образе Творца, хранении себя от идолов суетного века.
Высокое призвание сокрыто до времени, посему апостол писал:
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3, 2).
Современный мир испытывает, есть ли в нас эта закваска, печать первородства, дух истины
Современный мир, приближаясь в падении к миру языческому и стремясь превзойти его, испытывает, есть ли в нас эта закваска, печать первородства, дух истины.
А «сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8, 16).
Именно чувство богосыновства, проистекающее из обильной Божественной благодати, позволяло христианам сохранять достоинство перед лицом самых страшных и мучительных испытаний. Взирая на их спокойствие, благородство, презрение к выгоде, языческий мир был поражен, покорен и перерожден, став христианским.
Нам иногда кажется, что победить можно только силой, властью, богатством, но горстка христиан завоевала блистающий роскошью и безнравственностью языческий мир, явив ему полный достоинства лик чада Божия.