В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Ухтомского, князя и монаха, великого русского физиолога, одного из основоположников психологии как науки, автора учения о «доминанте». В рамках Всероссийского научного форума «Наследие академика А. А. Ухтомского в XXI веке» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив на реке Волге между городами Тутаевым (Романовым-Борисоглебским) и Рыбинском в последних числах августа на судне прошел уникальный показ фильма «Хронотоп Ухтомского». Фильм был снят в «Студии “Другое небо”» режиссером Максимом Ореховым и продюсером Викторией Фоминой. Мы предлагаем читателям беседу с его авторами.
– Как я поняла, в Тутаеве необычного события «Кино на воде» ждали шесть лет. Первый такой показ был проведен в рамках международного Фестиваля уличного кино в 2019 году. Тогда на берег Волги пришло более 1000 зрителей. Почему так долго пришлось ждать повторения?
Кино на воде – часть неповторимого колорита Романова-Борисоглебска, расположенного по двум берегам Волги
Виктория Фомина:
– Кино на воде – часть неповторимого колорита Романова-Борисоглебска, расположенного по двум берегам Волги. Это, можно сказать, местный вид искусства, который идеально вписывается в волжский ландшафт, точнее, в хронотоп. Артем Павлов – директор Тутаевской городской переправы, активно развивающий водный туризм, – 7 лет назад начал проводить здесь Фестиваль уличного кино на воде. К сожалению, продолжения не случилось из-за ковида. Сейчас Артем Павлов и тутаевская городская переправа – наши главные партнеры по проекту «ХРОНОТОП УХТОМСКОГО. Кино на воде».
Мы надеемся, водные кинопоказы станут здесь ежегодным мероприятием. Но в данном случает кино в акватории Волги имеет не только формальное, но и содержательное значение. В прошлом веке на корабле во время путешествия по Волге произошла судьбоносная встреча учащихся кадетского корпуса князя Алексея Ухтомского и его старшего брата Александра (будущего епископа Андрея) с протоиереем Иоанном Кронштадтским. Впоследствии отец Иоанн станет одним из величайших святых ХХ века, епископ Андрей (Ухтомский) пострадает в годы гонений, а Алексей Алексеевич в своей научной работе найдет физиологическое основание нравственных и религиозных начал в человеке. В честь 150-летнего юбилея академика Ухтомского при поддержке ПФКИ мы проведем три водных показа: в Рыбинске на родине князя-академика; в Тутаеве, рядом с которым святому Иоанну подарили имение; по дороге от Рыбинска до Тутаева.
Максим Орехов:
– Кинопоказ по дороге имеет особое значение – реконструирует водный путь, который юные князья проделали во время той судьбоносной встречи. Так в сочетании движения судна и развития киносюжета в настоящей реальности воспроизводится хронотоп.
– Фильм называется «Хронотоп Ухтомского». Как я поняла, физиолог А.А. Ухтомский вводит «хронотоп» в естественные науки как проявление «закономерной связи пространственно-временных координат» при видовом (генетическом) изменении во времени живых организмов. С легкой руки философа и литературоведа М.М. Бахтина «хронотоп» становится гуманитарным термином, то есть описывает образную пространственно-временную структуру, где разворачиваются события литературных произведений. Из какой области ваш хронотоп?
Виктория Фомина:
– У Эйнштейна в специальной теории относительности рассматриваются траектории между событиями в четырехмерном пространстве-времени. А. А. Ухтомский увидел там идею хронотопа и раскрыл ее как универсальное свойство на материале физиологии. Не бывает отдельного времени и пространства, они всегда существуют вместе, в едином пространственно-временном комплексе – хронотопе. В 1924 году он прочел об этом доклад, на котором присутствовал М. М. Бахтин. Он рассмотрел хронотоп, «как метафору, но не совсем» и артикулировал его связь с сюжетным развитием. В контексте драматургии это действительно имеет смысл. Событие можно рассматривать как часть сюжета. Поэтому от нашей трактовки происходящего зависит то или иное направление сюжетного развития. Но сначала, еще до Бахтина, Ухтомский подробно описал это, правда, без драматургических терминов.
Хронотоп Ухтомского зависит от наблюдателя, от его системы ценностей, от его доминант
Будущее в хронотопе предопределяется нашим восприятием настоящего. Поэтому у него «наука с человеческим лицом». В отличии от Эйнштейна, хронотоп Ухтомского зависит от наблюдателя, от его системы ценностей, от его доминант. Доминанта наблюдателя как бы выстраивает вокруг себя весь пространственно-временной комплекс. Подобным образом мы, режиссер Максим Орехов и я, руководитель проекта и соавтор сценария, выстроили события фильма и его репрезентацию в волжском хронотопе. Показы прошли вечером, на закате, 29 августа в Тутаеве и 30 в Рыбинске.
– При разработке зрелищности, образности фильма учитывали ли вы, что Волга при демонстрации изображения на экран и отражении его в воде тоже создает свой образ, хронотоп, который воспринимается зрителями не так, как в кинотеатре?
Максим Орехов:
– Образ воды позволяет не только иначе соотнести разнородные события, но и перейти из плоскости в объем. Изображение должно стать частью природной среды, разрушив рамки экрана, чтоб образы фильма казались осязаемыми и оживали прямо сейчас, хотя бы на мгновение. На экране вода также присутствует как образ текучего времени. В фильме она бывает разной – светлой, яркой, темной, замерзшей, широкой, болотистой, полувысохшей. Вода появляется в фильме, начиная с речки Восломки в родовом имении князей Ухтомских, и в будущем постоянно его окружает в виде Волги или Невы. В фильме столько воды, что возникает ощущение, что можно прикоснуться к происходящему, как к пятнам света на поверхности реки.
– В вашем кинотеатре на воде разворачивается мистерия прошлого и настоящего. На экране оживают и личность Ухтомского, и действующие лица его времени… Но это, как я понимаю, только часть события. Потому что ваш хронотоп охватывает еще и зрителей на берегу, их эмоциональное время-пространство. Какую цель вы преследуете этим действом?
Виктория Фомина:
– Блики на воде, закат, храмы на берегах – думаю, этот ландшафт мало изменился с тех пор, как его проплывали юные князья Ухтомские, беседуя со святым праведным Иоанном Кронштадтским. В самом ландшафте есть нечто вечное, способствующее осознанию сути. Они готовились к военной карьере, но произошел резкий поворот в их жизни – оба поступили в Московскую духовную академию, и в итоге оба стали монахами. Хотя, конечно, Алексей Алексеевич известен более как физиолог, мыслитель. Так или иначе произошел некий существенный поворот в их судьбе, в основе которого – осмысление происходящего вокруг. Эта доминанта должна еще усилиться от совпадения текста и контекста. На воде посреди волжского ландшафта мы видим фильм, действие которого также разворачивается на воде посреди волжского ландшафта. Происходит, условно говоря, двойное включение зрителя в контекст. Мы не столько эмоций добиваемся, а понимания происходящего, которое, по Ухтомскому, очень важно для будущего.
– Ухтомский писал, что «реальность – хронотоп, в котором лишь искусственно абстрагируются главы о явлениях только в пространстве Эвклида и только в Ньютоновой механике». Мне кажется, что вы хотели показать в фильме реальность, которая состоит из прошлого, настоящего и будущего?
Виктория Фомина:
– Кино, как любая динамическая система, направлена от прошлого к будущему. Это хронотоп в чистом виде. Вопрос авторской трактовки, какие «главы о явлениях» – образы, планы, сюжетные линии – мы выделим в пространстве жизни. Для кого-то главное – научная работа академика Ухтомского, для кого-то – его родословная, род Рюриковичей. Для кого-то важнее всего революционные события и репрессии. Страшное время, которое он осознал благодаря своим научным трудам. Все зависит от наблюдателя, от его доминант, поэтому разные авторы фокусируются на разном.
Режиссер Максим Орехов визуализировал философские основы учения академика Ухтомского
Режиссер Максим Орехов визуализировал философские основы учения академика Ухтомского. А мне представилась важной фабула отношений Алексея Алексеевича с его невестой Варварой Платоновой и братом епископом Андреем, изо всех сил препятствовавшим их браку. В итоге они так и не поженились. Варвара приняла монашество и десятилетиями, рискуя жизнью, поддерживала епископа Андрея в тюрьмах и ссылках. Контрапункт авторских позиций уводит от плоских трактовок. В многомерности причин и следствий создается хронотоп. Линейный и нелинейный сюжеты не противоречат друг другу, а дополняют. Они воспринимаются на разных уровнях. Именно научная теория (учение о доминанте) позволила Алексею Алексеевичу не только осознать лавину происходящих на его глазах трагических событий, но и сохранить человеческое лицо в самых бесчеловечных обстоятельствах. Хронотоп осознается вокруг доминанты и по отношению к ней.
– Почему вы считаете, что рассказ в общем-то о забытом физиологе актуален именно в наши дни?
Виктория Фомина:
До понимания науки «с человеческим лицом» еще дорасти нужно. Учение о доминанте помогает, скажем, лечить посттравматический синдром, эффективно работать с зависимостями, выйти из депрессии. На юбилейной конференции клинические психологи рассказывали, как смена доминанты помогает их пациентам справиться с суицидальными состояниями, был интересный доклад, как формирование доминант помогает в изучении словесности. Не говоря о том, что осознание хронотопа дает возможность делать прогнозы и влиять на сценарии общественного развития. То есть наследие Ухтомского – это не антиквариат, пропитанный нафталином. Это актуальное знание, живое, новое и особенно нужное сегодня. И 150-летний юбилей Алексея Алексеевича – добрый повод для популяризации его наследия. Очень благодарны Президентскому фонду культурных инициатив за то, что они это поняли и поддержали, в частности, наш проект.
– «Доминанта (по Ухтомскому) – местный очаг господствующего возбуждения, привлекающий к себе стимулы и тормозящий прочие приборы… Это устремление…». Виктория, какие доминанты и устремления Вы бы хотели развивать у своих студентов?
Виктория Фомина:
«Я не знаю ничего лучше, светлее и радостнее Христа и христианства. И вот мне так хочется погрузить Вас в эту прочную, верную и нескончаемую радость, победительницу болезни, греха и смерти!»
Мы смотрим на мир через призму своих доминант и видим в других то, что нам самим соответствует
Хотя сейчас нет преследований за веру, я поймала себя на том, что мало кому из студентов могла бы так написать. Часто пространство их жизни ощущается слишком далеким. Скорее всего, дело в моем собственном несовершенстве – по Ухтомскому… «Мы смотрим на мир через призму своих доминант» и видим в других то, что нам самим соответствует. Как православная христианка, я считаю, что искусство – это язык, а содержание высказывания – исповедь или проповедь, осознаваемая автором или нет. Лишь в редких случаях я, как педагог, отваживаюсь на проповедь, тем более – на поучения. Однако навык осмысления – это все-таки мой профессиональный долг как преподавателя драматургии. Осмысления я честно требую, даже настаиваю. На эту тему был курьезный случай – мой бывший студент сказал кому-то, что я научила его операторскому мастерству. Узнав об этом, я поинтересовалась: как я могла научить его тому, чего сама не умею? Ответ меня удивил: «Вы сказали мне главное: думай, что снимаешь и зачем».
– Ухтомский говорил, что «постоянные свойства вещей предопределяют события и судьбу вещей…». Образная система вашего фильма строится на всем нам знакомом предметном мире, но вещи и события начинают приобретать другие смыслы. Максим, расскажите о том, как рождались и создавались образы в вашем кино, и как с их помощью рассказывалась история жизни и философских воззрений Ухтомского?
Максим Орехов:
– Судьба системы складывается из рецепций. Судьбу человека определяют его доминанты, оформляясь в мысли, слова, поступки, приоритеты. А дальше следствие само становится причиной – все по кругу. Одним из первых образов, родившихся еще до написания заявки, была собака, оказавшаяся в музее, как в точке пересечения «мировых линий» хронотопа Ухтомского. В фильме – воссозданный кабинет начала ХХ века, стенды, как сегодняшняя память о прошлом, тот самый дом, где началась осознанная жизнь ученого. Кстати, именно случай с собакой способствовал открытию учения о доминанте. Позже появился образ самого Алексея Алексеевича Ухтомского, который в конце жизни мысленно путешествует, обращаясь к дорогим сердцу местам из своего прошлого. Он много писал об этих мысленных путешествиях в «шапке-невидимке».
«Образ двойника» из произведений Ухтомского персонифицирован с помощью каменного фонтанчика – поилки для лошадей у Казанского собора Санкт-Петербурга. Фонтанчик называется «Посейдон», что вызывает ассоциацию Ухтомского с Одиссеем. Кстати, у Одиссея тоже была собака, которая дождалась его возвращения. Посейдон изрыгает лягушек, которые со времен Ухтомского и до сих пор используются для опытов по физиологии. Возникает печальная параллель с народом, который ведут на убой «лживые учителя». Как подопытных.
Виктория Фомина:
– Доминанты фильтруют поток информации, фиксируя наше внимание на тех или иных событиях. Помните у Роберта Бернса:
Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?!
– Видала мышку на ковре!
Так в притче о пчеле и мухе, первая из которых, прилетев в сад, видит мед, вторая, как известно, находит совсем другое. И сюжетное развитие их судеб очевидно пойдет по разным сценариям. Или, скажем, для многих жителей Тутаев – это захолустье, дыра. В результате за последнее столетие богатый купеческий город был приведен в аварийное состояние. Для других – это святой град Романов-Борисоглебск. И таких людей здесь все больше и больше. Буквально на наших глазах восстанавливаются 11 из 13 каменных храмов, расположенных на площади шесть квадратных километров. Чудо!
Если замечаешь в человеке лучшее, что в нем заложено, и акцентируешь это, он сам настраивается на такую доминанту
С «заслуженным собеседником» так же интересно. Если замечаешь в человеке лучшее, что в нем заложено, и акцентируешь это, он сам настраивается на такую доминанту. А доминанта имеет свойство забирать энергию у других центров. В результате мешающие паттерны «высасываются» доминантой и отпадают сами собой. Мой друг-психолог рассказывал, что после его тренингов многие бросают курить, хотя он никогда таких целей не ставил и с курением не работал. Просто у людей появляется новая доминанта и отбирает энергию у старых привычек. Доминанта определяет будущее.
– То есть будущее ваших сегодняшних зрителей будет определяться тем эмоциональным зарядом и опытом, которые они приобрели на берегах Волги во время просмотра фильма?
Виктория Фомина:
– Да, если этот просмотр стал значимым событием в хронотопе их жизни, чего искренне желаю и зрителям, и нам тоже. Учение Ухтомского не просто интересное или даже гениальное. Оно жизнеутверждающее.