Кроткая Феодосия (1662–1713), сестра Петра I

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16).

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник. Конец 1670-х – начало 1680-х гг. Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник. Конец 1670-х – начало 1680-х гг.

Царевна Феодосия – единственная из дочерей царя Алексея Михайловича Романова (1629–1676), которая, в отличие от своих сестер, побывала замужем и познала счастье материнства.

У царя Алексея Михайловича было 16 детей. Первая жена, Мария Ильинична Милославская (1624–1669), с которой он прожил в счастливом браке 21 год, родила ему 13 детей; вторая, Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694), – еще троих. Все мальчики, за исключением Петра, рождались слабыми; из 16-ти детей девять – девочки.

29 марта (11 апреля) 1662 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской произошло очередное пополнение семейства: на свет появилась дочь, которую нарекли Феодосией в честь сестры бабушки – Феодосии Лукьяновны Стрешневой (?–1676). Это был 10-й ребенок царственной четы. Крестили новорожденную 10 июня 1662 года в церкви святой Екатерины в Московском Кремле. Царевна Феодосия в семилетнем возрасте лишилась матери, умершей в результате 13-х по счету родов.

Феодосия была десятым ребенком царственной четы

Через пару лет Алексей Михайлович снова женился, и у его детей появилась мачеха, Наталья Кирилловна Нарышкина, которую старшие сестры Феодосии возненавидели; отчасти их мнение разделяла и Феодосия, так как любила сестер и была преданна им, однако с мачехой старалась не конфликтовать.

Царь Алексей Михайлович был чрезвычайно религиозен. Как писал историк С.Ф. Платонов, «для царя главным духовным интересом было спасение души». Неудивительно, что у такого отца и дети были верующими. Их с малого возраста водили на церковные службы к Причастию в придворные храмы. Царь заботился о том, чтобы дать своим детям образование. Согласно тогдашним московским традициям, до пятилетнего возраста и у сыновей, и у дочерей было беззаботное детство под наблюдением многочисленных мамок-нянек: их не принуждали к труду, но одаривали игрушками и книжками с красочными картинками. После того, как детям исполнялось пять лет, к мальчикам приглашались учителя, а у царевен появлялись учительницы, которые входили в штат царицы. Девочки к пяти годам знали многие молитвы, запомнившиеся им во время утреннего и вечернего правил, что значительно облегчало овладение чтением. Учительницы использовали для обучения грамоте сначала азбуку, затем Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов. Старшая царевна Софья даже брала уроки философии у знаменитого Симеона Полоцкого (1629–1680), известного общественного и церковного деятеля. Среди сестер царевна Феодосия отличалась истинным благочестием: она многие часы проводила за чтением духовной литературы. Это заметили даже родственники и называли ее «монахиней».

Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест». Изограф Богдан Салтанов, 1670-е гг. Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест». Изограф Богдан Салтанов, 1670-е гг.

Феодосия долгое время воспитывалась своей тетей – царевной Татьяной Михайловной Романовой (1636–1706), младшей дочерью царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. Татьяна Михайловна была крестной матерью Феодосии и оказала сильное влияние на свою крестницу в плане религиозного воспитания. Царевна Татьяна была активной сторонницей реформ патриарха Никона. Она поддерживала реформы брата, царя Алексея Михайловича, и пользовалась его уважением. На почве общих религиозных убеждений и сошлись тетка Татьяна Михайловна и ее племянница Феодосия.

По воспоминаниям современников, царевна Феодосия была миловидна, необыкновенно скромна, благочестива. Она была самой кроткой из сестер. Если старшие сестры увлекались танцами и шитьем нарядов, следуя польской моде, то Феодосия интересовалась лишь семейными делами, и уделом повзрослевшей царевны стало затворничество в женской половине дворца, молитвы, чтение Псалтири и рукоделие. Склонная к самопожертвованию, она всегда была готова быть полезной близким. Отличаясь робким характером, Феодосия не стремилась к власти и не принимала участия в придворных интригах. В 1683 году иностранец так писал о двадцатилетней царевне:

«Феодосия, моложе царя Феодора и старше Иоанна; в настоящее время проживает у своей тетки Татьяны; набожная, как монахиня».

Отличаясь робким характером, Феодосия не стремилась к власти и не принимала участия в придворных интригах

Феодосия мечтала о постриге в ангельский чин, но Господь направил ее на иной путь.

Феодосии было 14 лет, когда 2 июля 1676 года умер отец – царь Алексей Михайлович. На престол вступил ее брат Федор Алексеевич (правил с 1676 года по 1682 год), будучи старше ее всего на один год[1]. Именно эти дети от Милославской были особенно близки друг другу. Феодосия Алексеевна подружилась и с женой брата Федора – Агафьей Семеновной Грушецкой (1663–1681), первой женой царя. Короткое царствование брата Федора позволило царевне Феодосии познать семейное счастье. Ее мужем стал боярин Константин Иванович Бычков.

Отец Константина, боярин Иван Иванович Бычков (1622–1689), служил окольничим еще у царя Михаила Федоровича Романова и был его крестником. В 1658 году у Бычкова родился сын, названный при крещении Константином (1658–1709). Алексей Михайлович почтил любимца отца великой честью: вызвался быть крестным отцом его первенца Константина, а в крестные матери взял свою старшую сестру Ирину Михайловну.

Маленький Константин Бычков рос в царском тереме, рядом с царевичами; он и боярином стал в двухлетнем возрасте (1660). Бывал во дворце у «больших царевен»: Софьи, Екатерины и Марии (1662). Был пожалован дворецким с ключом у царевен Софьи, Екатерины, Марии и Феодосии (1673). Вот тогда и произошла встреча Константина с младшей сестрой царя Феодосией, которая очень приглянулась молодцу Константину. Царь Федор Алексеевич заметил взаимную симпатию Константина Бычкова и царевны Феодосии и в январе 1680 года обвенчал своего друга детства и любимую сестру. Венчание состоялось 18 января 1680 года в Александровской Успенской обители Владимирской губернии. Этот брак был благословлен небесами и оказался очень счастливым. Историк Ф.А. Бычков, занимавшийся исследованием своей родословной, писал, что Феодосия искренне любила своего мужа и писала ему письма, полные любви и преданности, когда они находились в разлуке.

В 1682 году молодой царь Федор Алексеевич задумал ряд реформ, в том числе отмену местничества[2]. В среде родовитых бояр это нововведение царя вызвало недовольство. Не подписал документ за отмену местничества и Константин Иванович Бычков. И тогда разгневанный царь удалил его от дворца и вместе с родственниками (отцом и братом Кириллом Ивановичем) выслал в их имение – в село Вознесенское. Вскоре, 7 мая 1682 года, царь Федор Алексеевич умер в возрасте 20 лет. После смерти царя встал вопрос о наследнике царского престола. На царскую корону могли претендовать два младших брата Федора: шестнадцатилетний Иван Алексеевич, больной, «скорбный главою», и десятилетний Петр Алексеевич, вполне здоровый и не по годам развитый ребенок. Закона о престолонаследии не было, преемника Федор Алексеевич не назначил, поэтому все должно было решиться в борьбе между придворными боярскими партиями.

Портрет Петра I. Художник Жан-Марк Натье, 1717 г. Портрет Петра I. Художник Жан-Марк Натье, 1717 г.

Царевича Ивана поддерживали знатные бояре Милославские, родственники покойной первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Ильиничны. Во главе этой группировки стояла царевна Софья, рассчитывавшая управлять за больного брата Ивана. За Петра стояли Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича – царицы Натальи Кирилловны, которая должна была бы управлять за малолетнего Петра. В упорной борьбе двух партий победила царевна Софья, опиравшаяся на стрельцов, которые потребовали, чтобы оба царевича правили вместе. Настояли они и на том, чтобы царевна Софья стала регентшей при малолетних царях Иване и Петре.

Став правительницей, Софья вызволила из ссылки сестру Феодосию с мужем, обласкала их, назначив родственника Константина думным боярином. Софье нужны были союзники в ее борьбе за власть, причем союзники авторитетные и любимые в народе. Сама Софья выйти замуж так и не решилась.

После того, как единокровный брат Феодосии Петр I вырвал власть из рук сестры-правительницы Софьи, Константин Бычков и царевна Феодосия Алексеевна добровольно удалились в вотчину Феодосии, расположенную около города Александрова Александровского уезда Владимирской губернии. Прежде имение носило название Богоявленское, но царевна переименовала его в честь мужа, назвав Константиновское. Так как Феодосия не принимала участия в интригах старшей сестры Софьи, то Петр Алексеевич оценил невмешательство Феодосии и ее мужа в политическую борьбу, в результате чего Константин Бычков получил ряд высоких назначений: был назначен членом Вотчинного и Разбойного приказов (1899). При учреждении дворцовых штатов он стал обер-гофмаршалом двора царевны, жены Феодосии (1701). Жизнь Феодосии Алексеевны не была особо насыщена событиями, она предпочитала держаться в стороне от придворных интриг, занимаясь воспитанием четырех дочерей: Феодосии, Софьи, Марии и Анны[3].

После смерти мужа она приняла решение осуществить мечту юности – удалиться в монастырь

В 1709 году в городе Александрове скончался Константин Иванович Бычков, муж Феодосии. Он был погребен в Ростовском соборе. Тогда же она приняла решение осуществить мечту юности – удалиться в монастырь. По собственной воле и горячей вере она приняла монашеский постриг с именем Сусанна. Ее последние годы прошли в молитвах и удалении от мирской жизни. Как и в молодые годы, она все дни посвящала служению Богу, проводя время в посте и молитве.

Феодосия Алексеевна поддерживала связь с сестрами, подвергшимися опале со стороны Петра I, особенно с Марфой и Марией. В стрелецкую смуту 1698 года Марфа приняла сторону своей сестры Софьи Алексеевны в стремлении той занять царский престол. При расправе с противниками царь Петр приказал насильно постричь сестру Марфу в монахини и сослать в Свято-Успенский женский монастырь в Александровой слободе. Кроткая и добродетельная, Феодосия часто навещала томившуюся в Успенском монастыре Марфу, постриженную под именем Маргариты. Феодосия делала щедрые вклады в монастырь и завещала похоронить себя в этой обители. В 1707 году монахиня Маргарита (царевна Марфа Алексеевна) умерла, и ее похоронили в общей могиле на монастырском кладбище. В 1712 году сестры монахини Маргариты, Мария и Феодосия, распорядились перезахоронить ее в особом склепе монастырской церкви Сретения Господня Свято-Успенского женского монастыря. Церковь Сретения Господня – это небольшой одноглавый храм, построенный в XVII веке. До наших дней эта усыпальница не сохранилась.

Сретенская церковь Александровской слободы. Акварель 1898 г. Сретенская церковь Александровской слободы. Акварель 1898 г.
Гробницы царевен Марфы и Феодосии. Подвал-усыпальница под Сретенской церковью Александровской слободы. Акварель 1898 г. Гробницы царевен Марфы и Феодосии. Подвал-усыпальница под Сретенской церковью Александровской слободы. Акварель 1898 г.

Монахини Сусанны (царевны Феодосии Алексеевны) не стало 14/27 декабря 1713 года. Она умерла в возрасте 51 года, что по тем временам считалось весьма солидным. Согласно завещанию, ее погребли в одном склепе с сестрой Марфой в церкви Сретения Господня Свято-Успенского женского монастыря в Александровой слободе. Так 14 декабря 1713 года улетела ввысь душа монахини Сусанны, улетела к Тому, Кого она горячо любила при земной жизни и Кому старалась подражать в кротости и смирении.

Мария Тоболова

17 сентября 2025 г.

ЛИТЕРАТУРА

  • Бычков Ф.А. Родословная рода князей и дворян Бычковых-Ростовских. – СПб. 1880. С. 19, 25.
  • Григорян В.Г. Романовы. Биографический справочник. – М.: АСТ, 2007.
  • Феодосия Алексеевна, 1-я царевна // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). Версия 3.0. – М.: ИДДК, 2007.
  • Иконникова А. Царицы и царевны из Дома Романовых. М., 1996.
  • Марфа Алексеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. – СПб., 1890–1907.

[1] Федор III Алексеевич, царь в Московском государстве (годы правления – 1676–1682). Он получил блестящее образование под руководством Симеона Полоцкого: знал латинский и польские языки, писал музыку к церковным песнопениям; явился одним из основателей Славяно-греко-латинской академии. В 1678 году по Указу царя осуществили всеобщую перепись населения. Царь реформировал армию и государственный аппарат, способствовал распространению просвещения и европеизации России. Подобно своему отцу, царь Федор отличался глубочайшим благочестием. В его царствование учредили ряд новых епархий. Осуществлялись меры по изживанию раскола, шла борьба с внутрицерковными «бесчиниями и нестроениями».

[2] Местничество – пагубная система распределения должностей не по способностям, а в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Между боярами часто возникали споры: кто знатнее, кто имеет право на высокую должность. Местничество было отменено постановлением Земского собора 12 января 1682 года при царе Федоре Алексеевиче.

[3] Как уже было сказано выше, Феодосия Алексеевна родила мужу 4-х дочерей: Феодосию, Софию, Марию и Анну. Старшую дочь, Феодосию Константиновну, родившуюся в 1685 году, родители выдали замуж за польского посла в России князя Константина Юрьевича Воронецкого. Софья Константиновна Бычкова (1687–1745) была трижды замужем и дважды овдовела. Ее первый муж князь Юрий Владимирович Долгоруков (1664–1708) был убит восставшими казаками Кондратия Булавина, второй муж – князь Андрей Никифорович Оболенский (1679–1715) – через 7 лет скончался от болезни. Повезло только с третьим, Иваном Петровичем Шереметевым (1685–1750). Мария Бычкова была выдана за окольничего Федора Собакина, сведения о ее жизни отсутствуют. Но самой несчастной оказалась младшая дочка царевны Феодосии Анна, родившаяся в 1695 году. Анну выдали замуж за родного брата первой жены Петра I Абрама Федоровича Лопухина. Анна была его третьей супругой, намного моложе мужа, которого очень любила. В 1718 году Абрам Лопухин был казнен царем по обвинению в поддержке родного племянника, царевича Алексея. Анна этого удара не пережила: 23-летняя вдова свела счеты с жизнью.

Смотри также
Императрица Мария Александровна (1824–1880) Императрица Мария Александровна (1824–1880)
Мария Тоболова
Императрица Мария Александровна (1824–1880) Императрица Мария Александровна (1824–1880)
Мария Тоболова
Мария Александровна полюбила Россию, стала настоящей русской. Некоторые еще при ее жизни считали ее святой. В ее лице Россия обрела истинно русскую православную Императрицу.
Прп. Анастасия Киевская, оклеветанная праведница императорских кровей Прп. Анастасия Киевская, оклеветанная праведница императорских кровей
Мария Тоболова
Прп. Анастасия Киевская, оклеветанная праведница императорских кровей Преподобная Анастасия Киевская (1838–1900), оклеветанная праведница императорских кровей
Мария Тоболова
Придворные считали ее блаженною из-за ее приверженности к религии.
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО)
Проф. А.К. Светозарский
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Лекция 27. Русская Православная Церковь и Петр Первый
Православные просветительские курсы
Алексей Светозарский
Патриархи Иоаким и Адриан. Перелом церковно-государственных отношений в эпоху Петра I. Создание Синода.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.