Мешая важное с пустяками: о «детских» стихотворениях Осипа Мандельштама

Слева направо: Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. Фотография Карла Буллы, 1914 год Слева направо: Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. Фотография Карла Буллы, 1914 год

Есть «детские» поэты – те, кто известен именно своими стихами для малышей. Их творчество издается толстыми сборниками, его иллюстрирует множество художников. И когда мы говорим про детскую поэзию, в первую очередь подразумеваем их творчество – Корнея Чуковского и Самуила Маршака, Сергея Михалкова и Ирины Токмаковой, Агнии Барто и Валентина Берестова, Андрея Усачева, Эммы Мошковской, многих других.

А есть «взрослые» поэты. У них сложные, полные аллюзий, исторических отсылок стихи, они требуют культурного бэкграунда, подготовки, труда души и ума. Кажется, такая поэзия не имеет отношения к детству. Но и у таких стихотворцев встречаются стихи для детей. И они очень важные, талантливые, звонкие, певучие, кипящие жизнью. Хотя нередко эти поэты писали для малышей, просто чтобы заработать на хлеб. И получались шедевры.

Таких поэтов собирал вокруг себя Самуил Яковлевич Маршак. С невероятной проницательностью и тактом он приглашал их писать в Госиздат РСФСР, в журналы, где был редактором. И поэты, чьи «взрослые» стихи общественность обходила вниманием или порицала, писали «детские». И поэтому могли купить себе чаю и сахару, дров и бумаги. Тяжелые были времена.

Осип Мандельштам в 1923 году Осип Мандельштам в 1923 году

Среди таких поэтов – Даниил Хармс и Александр Введенский, знаменитые хулиганы-обэриуты (члены ОБЭРИУ – Объединения реального искусства). И вот что интересно: их поэтические эксперименты в юном советском обществе не очень-то понимали и принимали, и немудрено – они заковыристые, звуковые, тщательно прячут смыслы. А детские стихи у них получались ясные, легкие, звонкие, тематически близкие читателям.

Такими выходили и «детские» стихи Осипа Мандельшатма. Поэту не случилось быть отцом, но он любил детей, много с ними возился и умел находить общий язык. Да и сам отчасти был ребенком – чудаком в глазах других. Мир Осип Эмильевич воспринимал иначе, чем многие из нас. Отсюда удивительная свежесть его поэтических образов.

«Он ведь был странный: не мог дотронуться ни до кошки, ни до собаки, ни до рыбы. А детей любил. И, где бы он ни жил, всегда рассказывал о каком-нибудь соседском ребеночке», – писала Анна Ахматова Лидии Чуковской.

И где только Осип Эмильевич ни жил! И везде нужны были деньги, а стихи его в газеты и журналы в послереволюционные годы не брали. Он перебивался переводами да детскими стишками, их он считал шуточными, всерьез к ним не относился. Но поэтический взгляд на мир невозможно засунуть в карман, чтобы он не мешал зарабатывать. Вот и получилось то, что получилось: немного замечательных по своей звучности, наблюдательности и образности стихотворений для детей.

Теплый домашний мир, кухонный чад, уютный порядок вещей стали стихотворными образами, вылились в стихи

В 1924-м году Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна Мандельштамы наконец-то переехали в собственную квартирку. Начались хлопоты по обзаведению хозяйством, до этого им не очень-то знакомые. Но и из них поэт смог извлечь творческую «выгоду» (специально беру в кавычки, потому что речь об идеях, а не о заработке). Теплый домашний мир, кухонный чад, уютный порядок вещей стали стихотворными образами, вылились в стихи. Их-то и публиковал Маршак в Детском отделении Госиздата.

Сейчас эти стихотворения можно найти в сборнике «Кухня», который проиллюстрировала Мария Бронштейн. О чем же рассказывает Осип Эмильевич маленьким читателям?

О кухне, на которой происходит бурный праздник приготовления еды. Настоящее торжество стряпни, полное сутолоки, цвета, тепла, огня, действия.

Гудит и пляшет розовый
Сухой огонь березовый
На кухне! На кухне!
Пекутся утром солнечным
На масле на подсолнечном
Оладьи! Оладьи!

Все они, кухонные жители – оладьи, кастрюли, шумовки, кофейники и терки – вовсе не выглядят объектами, которыми движет человек. Они – сложно живые, добросовестно трудятся и радуются своей нужности. Поэтому-то и блестят, и сияют. Поэтому и праздник на кухне – вкусный, громкий, суетливый.

Еще на кухне живут ножи. Вроде бы ребенку они знакомы, но он не задумывается, откуда они взялись и от чего зависит их работа. А поэт обращает внимание читателя на такие неочевидные детали. Ножи надо точить! И здесь современный читатель погружается в историю: ему показывают точильщика. То есть когда-то Осип Эмильевич объяснял ребятам важность работы таких, на первый взгляд, незаметных мастеров. А сейчас мы перемещаемся на столетие назад и с удивлением рассматриваем ушедшую в прошлое профессию.

У точильщика, у Клима,
Замечательный нажим,
И от каждого нажима
Нож виляет, как налим.

Еще один мастер в «кухонных» стихах Мандельштама – «медник, доктор примусиный». Восьмистрочное стихотворение становится началом большого разговора о том, что такое примус, зачем он нужен, как работает, почему так важен. А как же не важен, если поэт с нежностью пишет о том, как медник лечит примус, «Кормит свежим керосином, Чистит тонкою иглой». Опять живая вещь – потому что важная, нужная людям.

В стихах появляются и дрова, и утюг с углями внутри, и лампочка. И все – живые, осознают важность своего дела

А дальше в стихах появляются и дрова, и утюг с углями внутри, и лампочка. И все – живые, осознают важность своего дела – поэтому и читатель ее видит.

Мандельштам использует приемы, характерные для детской поэзии Чуковского и Маршака, использует интуитивно, при этом точно и остроумно. Это и диалог мальчика с мухой, попавшей в стакан с молоком, и диалог сырого молока с кипяченым, и страх сахарной головы перед кипятком, и плач телефона, трубку которого никто не снимает. А потом читатель попадает из квартиры вовне и видит глазами своего сверстника из прошлого века весь огромный, кипящий мир – трамваи, полотеров, оркестр, автомобилище, калошу, свалившуюся с ноги, муравьев, за которых очень страшно, ведь они такие маленькие, и воздушные шары, которые воспринимаются как волшебство.

Такие стихи не только хороши по форме и важны по содержанию. Они расширяют границы мира современного ребенка, привыкшего в гладкой поверхности экрана, коротким видео, к еде, привезенной службой доставки. Если читать и обсуждать, то ребенок обнаруживает, что мир не всегда был таким, как сейчас, многое отличалось, и его ровесники, например, считали воздушный шарик роскошью и волшебством, потому что он не был таким доступным, как сейчас.

Осип Мандельштам после ареста в 1938 году. Фотография НКВД Осип Мандельштам после ареста в 1938 году. Фотография НКВД

Мандельштам очень любил трамваи и написал про них не одно детское стихотворение. У него есть целая поэма для малышей, называется «Два трамвая». Она рассказывает о приключениях двух друзей – Клика и Трама.

Удивительно, как поэт смог вместить в небольшой текст столько важных мыслей – о дружбе и уважении к другу, непохожему на тебя, о заботе и деятельной помощи, о радости встречи. Чтобы найти растерянного Клика, Трам, как в сказке, многократно спрашивает о нем встречных – автомобили, лошадей, дома. И находит друга, и радостно везет его в парк по засыпающим улицам.

Стихотворение «Два трамвая» выпущено отдельной книгой с иллюстрациями Анны Десницкой. Они заслуживают особого внимания, восхищения и разглядывания. Это не просто рисунки – это коллажи и аппликации, вырезанные из бумаги человечки, тканевые занавески на окошках, подробные карты Ленинграда. Такое невозможно быстро пролистать – нужно не спеша рассматривать и обсуждать. Важное умение сейчас, когда каждый – и родитель, и ребенок – проводит часы, уткнувшись в свой телефон.

***

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять…

Так писал Мандельштам в 1908-м году. Он действительно походил на ребенка, по воспоминаниям современников.

«Доверчивый, беспомощный, как ребенок, лишенный всяких признаков ‟здравого смысла”, фантазер и чудак, он не жил, а ежедневно ‟погибал”. С ним постоянно случались невероятные происшествия, неправдоподобные приключения. Он рассказывал о них с искренним удивлением и юмором постороннего наблюдателя. Как пушкинский Овидий,

Он слаб и робок был, как дети,

но кто-то охранял его и проносил невредимым через все жизненные катастрофы. И, как пушкинский Овидий,

Имел он песен дивный дар…

Тоненький, щуплый, с узкой головой на длинной шее, с волосами, похожими на пух, с острым носиком и сияющими глазами, он ходил на цыпочках и напоминал задорного петуха. Появлялся неожиданно, с хохотом рассказывал о новой свалившейся на него беде, потом замолкал, вскакивал и таинственно шептал: ‟Я написал новые стихи”»,

– так писал о поэте филолог Константин Мочульский.

И мне кажется очень важным познакомить современного ребенка со стихами этого удивительного поэта. Чтобы лучше чувствовать слово и понимать эпоху, научиться замечать мелочи и любить мир вокруг. Осип Эмильевич это умел, хотя мир его не баловал. Просто у поэта было чуткое сердце.

Мария Минаева

8 октября 2025 г.

Смотри также
Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев. Ко дню рождения Константина Паустовского Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев. Ко дню рождения Константина Паустовского
Елена Наследышева
Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев. Ко дню рождения Константина Паустовского Чтобы писать, он наполнил себя жизнью до самых краев
Ко дню рождения Константина Паустовского
Елена Наследышева
Есть книги, где ни разу не упомянуто слово «Бог», но Бог есть – в чувствах и поступках героев, в мыслях автора.
«У любви есть слова…» «У любви есть слова…»
Поэт Афанасий Фет и любовь всей его жизни
«У любви есть слова…» «У любви есть слова…»
Поэт Афанасий Фет и любовь всей его жизни
Алла Новикова-Строганова
Этим стихам более 130 лет, но до сих пор они изумляют поэтическим выражением неувядающей силы любви, преодолевающей время и саму смерть.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова «Потому что истина виднее
Не с вершины власти, а с Креста»

Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
Комментарии
Владимир Б.17 октября 2025, 23:38
Не учтены две особенности личности Мандельштама, без которых невозможна объективная оценка судьбы и творчества поэта: его протестантство и психическое заболевание.
Елена 9 октября 2025, 18:48
Я благодарна автору за то, что с любовью пишет о Мандельштама. Для меня это не просто талантливый поэт, это МОЙ поэт. Как и Гумилев
Ольга 9 октября 2025, 09:28
Всё хорошо и замеательно, только слово "бэкграунд" режет глаз и ухо. Интерсно, как бы Осип Эмильевич использовал это слово? Или смог бы обойтись без него...
Мария Подлесная 8 октября 2025, 11:53
Как же я люблю Мандельштама...
Марина 8 октября 2025, 10:37
Большое спасибо! Жаль только, что мало цитат
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.