О Надежде Афанасьевне Дробышевской
Детский врач-психотерапевт Надежда Афанасьевна Дробышевская, как опытный специалист и глубоко верующий человек, очень много говорила на лекциях и писала в своих книгах о том, как современная семья и общество влияют на развитие детей, и как они должны были бы влиять.
Хотя уже много лет тому назад – в 2014 году – в результате тяжелой онкологической болезни она отошла ко Господу, ее высказывания, мысли, рекомендации не потеряли свою актуальность.
Как-то в личном разговоре со мной эта женщина назвала себя ребенком счастья и пояснила: «Потому что я родилась после того, как отец вернулся живым в 1945-м»… Действительно, это был светлый человек, излучавший доброту и желание помочь всем и каждому.
С особой, потрясающей силой это проявилось во время ее последнего интервью. Она очень хотела перед смертью успеть побеседовать со мной как с журналистом, но когда я вошла в квартиру и увидела ее бледную, слабую, с тусклым, полуживым взглядом тяжелобольного человека, то подумала, что беседа вряд ли получится… Но когда Надежда Афанасьевна начала говорить о детях, о их проблемах, которые всегда живо волновали ее сердце, мгновенно на ее щеках появился румянец, глаза ожили – и все 30 минут нашего диалога со мной была прежняя, здоровая, полная сил врач, специалист и энтузиаст своего дела!
Путь Надежды Дробышевской как врача-профессионала начался в 1971 году, когда она окончила Витебский медицинский институт. Работала акушером-гинекологом. Спустя некоторое время по состоянию здоровья оставила эту профессию и занялась психотерапией. Училась на кафедре психиатрии Московского института усовершенствования врачей. Работала в Крыму, в санатории ЦК партии (4-е управление).
Начиная с 1975 года, по словам самой Надежды Афанасьевны, начался ее поиск Истины, движение в сторону христианства. Именно в это время в Крыму произошла ее встреча с одним из сотрудников ЦК КПСС, который подарил ей Евангелие.
Однако к вере она пришла не сразу. Сначала был интерес к экстрасенсам. Где-то в 1987 году, желая получить знания по психологии, решила пойти в университет марксизма-ленинизма (г. Минск). Занималась там полгода и бросила. Уходя, сказала преподавателю: «После ваших лекций ничего кроме головной боли не появляется».
В качестве детского врача-психотерапевта 6 лет работала в Республиканской психиатрической больнице (г. Минск). Исходя из собственного опыта, пришла к выводу, что из разнообразных психотерапевтических методик лечения более других ей подходит одна – искусство общения. Работала словом.
Занимаясь вопросами здоровья детей, я поняла, что нужно обратить внимание на проблемы семьи – там первопричина нестроений
Надежду Афанасьевну очень заинтересовало то, что дети и подростки называли главной своей проблемой – проблему общения (со взрослыми и между собой). Занимаясь вопросами здоровья детей, поняла, что нужно обратить внимание на проблемы семьи – там первопричина нестроений. В связи с этим стала активно читать духовную литературу.
Искреннее общение с детьми, давшее возможность увидеть глубокий нравственный потенциал детских душ, как говорится, перевернуло душу, привело к переосмыслению своей жизни. Накопленный опыт Н. А. Дробышевская изложила в книге «Детская правда».
В 2003 году после выхода книги в свет она получила предложение от губернатора Минской области работать в облисполкоме ведущим специалистом главного идеологического управления.
В 2013 году вышла в свет вторая книга «Не должны быть потеряны дети» (Издательство Московской Патриархии). Третья книга под названием «Нам некогда», которую она надеялась написать, увы, не была завершена…
Мне довелось записать с этим специалистом, который искренне, увлеченно занимался своим делом, несколько интервью. «У меня нет своих детей, и могут сказать, что у меня нет опыта. Но у меня 14 племянников – у мамы было 8 детей. И я не поучать всегда стремилась, а делилась своим опытом», – сказала она в своем последнем интервью.
В память о Надежде Афанасьевне предлагаю читателям подборку цитат и тезисов из наших совместных интервью.
Надежда Афанасьевна Дробышевская:
избранные высказывания
Детская правда
Книга «Детская правда» была написана по инициативе детей. Однажды во время беседы с детьми в психиатрической больнице один мальчик спросил: «Что это у вас работает?» Я ответила: «Магнитофон. Буду о вас писать». Я сказала просто так, лишь бы ребенок не отвлекал. А через пару дней он вернулся к разговору и спросил: «А как будет называться Ваша книга?» Слово «книга» у меня никогда не возникало, и я была в шоке: надо же, ребенок два дня думал об этом! Я спросила: «А как бы ты назвал?» – «Детская правда».
После этого я стала собирать материалы, из которых и родилась книга, где был показан опыт православной психотерапии с детьми девиантного поведения. Моей целью было показать обществу, что подобное поведение – не следствие психического заболевания, и что вылечить это в соответствующей больнице невозможно. Проблема – в отсутствии духовно-нравственного воспитания.
Ответственность пред Богом
Когда я поняла, что у государственных структур нет воздействия на причины, вызвавшие кризис семьи, то задалась вопросом: каким образом можно проводить воздействие на эти причины? Изучив законы, правовые нормы, я находила различные формы работы. Например, принимала участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, где рассматривались случаи правонарушений школьников, брала на заметку эти случаи, эти школы. Затем договаривалась с директором школы, и мы проводили встречи, на которые собирали родителей и педагогов, часто приглашали священника. Он рассказывал, что такое семья с точки зрения Церкви, говорил о задачах семьи, о важности воспитания детей, о том, что за них мы несем ответственность, прежде всего, пред Богом.
Семья на первом месте
Сами дети, называя причины своих бед, потрясающе точно указывают на то, что подтверждает и Центр социологических и политических исследований Белорусского государственного университета: на первом месте среди причин плохого поведения детей – семья. Безусловно, если у ребенка очень прочный корень – значимы ценности семьи, – то он не будет украдкой лезть в интернет или смотреть развращающие телепрограммы и фильмы.
На первом месте среди причин плохого поведения детей – семья
Я беседовала с детьми из проблемных семей и просила их, чтобы они сказали, как на их детском языке будет называться семейное неблагополучие. Удивительно, но дети, не задумываясь, ответили: это семья без правил.
Духовно-нравственное воспитание – наша стратегическая задача
Если ребенок не слушается, ворует, матерится, уходит из дома, из школы, я с медицинской точки зрения поясняла, что против этой «симптоматики» нет лекарства! Не ищите результата в психиатрии, нужно решать ситуацию в семье!
Я всегда приводила такой образный пример: если хирург делает операцию и, вскрыв брюшную полость, видит, что там кровотечение, он быстро тампонирует эту кровь, но не сосредотачивает свое внимание на мелких сосудиках, а ищет, где поражен крупный сосуд. Потому что такое обильное кровотечение дают только такие сосуды. Есть тактическая задача, а есть стратегическая. Тактическая – это как оздоровить сегодняшнюю среду. Один профессионал беспокоится, что у нас игромания, второй – что алкоголизм, третий – что суициды, четвертый – что проституция. Но заниматься каждым по отдельности – то же самое, что тампонировать мелкие участки при кровотечении. Конечно, что-то нужно в этом плане предпринимать. А параллельно с этим должна быть стратегическая задача – духовно-нравственное воспитание.
Вопрос подготовки кадров
Крайне актуально, чтобы в обществе появились высокообразованные, интеллектуальные личности, которые могли бы послужить связующим звеном между школой, семьей и Церковью.
Нам сейчас очень нужны миссионеры. Потому что нельзя придти в школу и сказать: «С завтрашнего дня педагог Мария Ивановна будет осуществлять работу по духовно-нравственному воспитанию». С учителями тоже нужно работать, не заставлять, а искать заинтересованных. Это вопрос подготовки кадров.
«Минное» поле для приемных родителей
У нас сейчас делается акцент на усыновление. Государство проводит учебу для приемных родителей, с ними работают психологи.
Большинство приемных родителей не имеют представления о том, что им предстоит. А им предстоит «минное» поле, куда они собираются идти, не будучи саперами.
Мне тоже приходилось работать в этой области. И вот какой парадокс происходит. Я не претендую на абсолютную истину, но, с моей точки зрения, и родители, и приемные дети – заложники. Почему? При самой идеальной приемной семье она не заменит родную.
При любой приемной, самой лучшей маме, по словам христианского философа Ивана Ильина, ребенок всегда будет ждать: не появится ли из-за угла его настоящая мама. Это аксиома, природа человеческая. Гарантией полноценного воспитания надо назвать только родную, биологическую семью. Почему бы нам не учить настоящих родителей быть хорошими родителями? Найти формы и методы работы, чтобы помогать им с собственными детьми.
После детдома или приюта
Один специалист областного социально-педагогического центра (со стажем работы 30 лет в этой области) постаралась проследить дальнейшую судьбу детей из приюта. Итог печален: только единицы – состоявшиеся люди и не опасны для общества. Я поинтересовалась, опубликовала ли она где-нибудь результаты своего исследования? И сказала ей: «Вот для того, чтобы в нашем обществе что-то менялось, чтобы укреплялись семейные ценности, люди должны знать такие факты. Если они будут знать, что результаты работы детдомов и приютов отрицательные, то будут что-то менять».
Менять сознание мы должны все вместе
У родителей сильны потребительские тенденции: мы приведем к вам (к врачу, педагогу или священнику) ребенка, а вы что-нибудь сделаете… Но специалисты без участия родителей ничего не сделают! Менять сознание мы должны все вместе. Важен образ жизни папы, мамы, детей, учителей. Специалисту можно рассчитывать на успех там, где он найдет единомышленников, которые действуют с ним в одном направлении. Потому что, если мы с ребенком работаем, а он возвращается в нездоровую среду, то это то же самое, как если бы мы оградили его от инфекции, а потом в ту же инфекцию поместили.
Воспитание – это крест родителей, и им его нести
Требуется перемена сознания. И без участия Церкви это сделать невозможно. Но некоторые отстраняются: пусть Церковь этим и занимается. Но если вы считаете, что кто-то обязан все сделать за вас, вы заблуждаетесь, – никто не сделает этого за вас. Воспитание – это крест родителей, и им его нести.
Воспитывали все, а значит – никто
У нас самая актуальная проблема – восстановление процесса нравственно-духовного воспитания детей. Раньше этим занималась Церковь. Но поскольку в ХХ веке Церковь была исключена из этого процесса, его пустили на самотек. В Кодексе о браке и семье было записано, что воспитание – это общественно-полезный труд. То есть ребенка воспитывало общество, воспитывали все, а значит – никто.
Ностальгия по морали
Мне пришлось побывать в других странах. Это помогло убедиться, что наша система педагогики сильна своими корнями, народными традициями. Если бы их немножечко подпитать, оживить чем-то духовным!
Вообще, проблема утраты духовных ценностей – это уже мировая проблема. На международных конференциях мне говорили: «У вас много экономических трудностей, поэтому и появляются социальные сироты. Но у нас нет таких трудностей. А проблема та же!»
Дети сегодня, как выразился ведущий одной из телепрограмм, испытывают «ностальгию по морали». При работе с подростками (в частности, со старшеклассниками) по вопросам будущей семейной жизни я это ощущаю на 100%.
Если провести опрос и узнать их мнение, выяснится, что они за гражданский брак. Но стоит поработать с аудиторией и задать, например, такой вопрос: а вы бы хотели, чтобы ваша сестра родила ребенка вне брака? Ответ: нет. Через 15 минут беседы аудитория дает ответы на вопросы, потрясающие и совершенно верные с точки зрения морали! Только все это у них зарыто где-то в глубине. Стоит это раскрыть – и дети делают выбор в сторону нравственного поведения.
Откуда берется плохое поведение?
Когда я училась в школе, тогда, если ребенок совершал правонарушение, я уж не говорю о преступлении (я такого не помню), то с ним мало кто разговаривал. Отца в школу – и все разговоры. Меня поражает, насколько сегодня трудно дозваться родителей, тем более отца. Маму бы хоть разыскать.
А причина детских правонарушений и преступлений именно в семейных отношениях: как только в семье начинается конфликт, дети становятся неблагополучными.
На вопрос, откуда берется плохое поведение, сами дети отвечают так: 1) от родителей, от воспитания в семье; 2) от СМИ; 3) от друзей и улицы; и 4) от самих себя. «От самого себя» – это значит: насколько ребенок впитывает все три предыдущие влияния, формирующие его собственное сознание.
Плоды атеистической идеологии
Раньше семья была закрытой структурой. Все вопросы, возникавшие там, никогда не выносились вовне (мусор не выносили из избы). После революции государственные идеологи утверждали, что семья – это вредное явление, что дети должны воспитываться в государственных учреждениях. Поэтому сегодня мама говорит: «А я его отдала в школу – пусть воспитывают!» В течение почти 100 лет атеистическая идеология меняла сознание людей, утверждая, что дети – это предмет внимания государства, общественных структур, но никак не семьи.
Разве она мне не мама?
Мне дети говорили так: «Надежда Афанасьевна, почему маму не пускают ко мне? Если она лишена родительских прав, так разве она мне не мама?» Это в нашем понимании уже не родители, а у ребенка ампутировать это понимание практически невозможно.
В одной минской школе-интернате было проведено исследование. У многих детей из этого интерната родители – пьяницы, нигде не работают. И вот все дети сказали, что любят своих родителей. Но когда у них спросили, как они будут обращаться с ними в старости, большинство написали, что убьют их…
Нужен пример
Нужно вернуть авторитет родителей. Раньше слушали старших, выполняли их советы, а сегодня эта преемственность утрачена
Нужно вернуть авторитет родителей. Раньше слушали старших, выполняли их советы, а сегодня преемственность утрачена. Но для того, чтобы у родителей был авторитет, нужно, чтобы у них дело совпадало со словом, чтобы они показывали детям добрый пример. Если отец пьет и силовыми методами требует от ребенка того, чем сам не обладает, он никогда не будет авторитетом.
Обнимите и поплачьте…
Однажды к отцу Иоанну Кронштадтскому пришла мать с 8-летним ребенком, сейчас сказали бы, «трудным», и говорит: «Батюшка, помогите!». Он взял этого ребенка на колени, качает и говорит: «Матери вы, матери». Он понимал, что тут мало что уже можно сделать. И сегодня во многих случаях, которые очень запущены, можно сказать: обнимите и поплачьте, раз не понимаете этого и отказывались воспитывать детей с раннего детства.
Поймите: когда онкология неоперабельна, кто стреляет в хирургов? Ну, упустили момент, когда еще можно было что-то сделать, упустили… И теперь эти подростки попадают кто в ЛТП, кто в детский дом, кто в колонию. Сегодня самый главный вопрос в том, что если ничего не делать, то сегодняшние школьники завтра будут такими же. Их бы не упустить.
Как оказать помощь?
Одна учительница рассказала мне историю из своего детства. У них в деревне на столбе линии электропередачи свили гнездо аисты, появились птенцы. Однажды во время грозы молния попала прямо в гнездо, и оно загорелось. Все люди выскочили из домов – всем хотелось спасти птиц. Но это было невозможно. И вот видят: аист поднимается и кружит над гнездом, а мать, сидя в гнезде, расправила крылья над птенцами. Но огонь все больше, хотя и дождь. И вот у матери загораются крылья… И тут аист-отец с распростертыми крыльями садится на гнездо – и они все погибают…
Почему в животном мире такое есть, а в человеческом бывает совсем не так: мама пьет, а ее дочь, запертая в комнате, собирает и ест тараканов? И сколько она там пробыла, никто не знает.
Надо ли внедряться в такую семью? Надо. Но это 10% той работы, которую мы должны выполнять. А 90% сил и средств нужно направить на подготовку воспитателей.
Сегодня, когда мы внедряемся в семью, понимаем ли, как оказать помощь? А если там этой помощи никто не ждет? Более того, ее отвергают? Получается конфликт! С помощью надо идти, когда просят. Более того, специалисту надо обладать высочайшим авторитетом и войти в определенную семью так, чтобы это не было оскорбительно.
Инфантилизм детей
Сейчас в семьях, где нет нравственного воспитания, наблюдается инфантилизм детей. То есть они физически быстро развиваются, а психологически и духовно отстают. Особенно это проявляется, когда нужно принимать какое-то решение.
Так что надо взрослеть. Только не искусственно, не через СМИ или секс-просвещение. А через положительные примеры. Мы можем и должны формировать у детей сознание, которое позволит им иметь собственное мнение о ценности нравственной жизни. Мы должны пробуждать у них ощущение истины. Чтобы они учились думать и могли сами сделать правильный выбор.
Права и обязанности
Как сказал Виктор Франкл: человечество забыло 10 правил и придумало 10 000 на каждый случай жизни. Прочтите евангельские заповеди, там вы найдете и права ребенка, и права родителей. Куда нам еще ходить и что еще искать?
Современный подход, когда детей не знакомят с обязанностями, а говорят о правах, трудно назвать правильным
В христианской культуре и традициях нашего народа было так: воспитание начиналось с ознакомления детей с их обязанностями. По мере взросления ребенка расширялись и усложнялись его обязанности по отношению к родителям, к семье, к родственникам, к соседям, к учителям, к обществу. Мне в литературе встречалось такое выражение: «права дают тому, кто выполняет свои обязанности». А современный подход, когда детей не знакомят с обязанностями, а говорят о правах, трудно назвать правильным. Определенно он совершенно неправильный и очень опасный.
Нравственный стержень души ребенка
Все СМИ сейчас развивают в детях плотское, сексуальное. Как следствие – ранняя половая жизнь. А еще у Феофана Затворника я читала, что до 14 лет взрослым надо следить за тем, на что смотрят глаза мальчика и что слышат его уши. Когда я была далека от Церкви, то не понимала, почему так? После поняла, что, когда формируется нравственный стержень души ребенка, тогда ему нужно говорить не о правах. Сначала формировали фундамент, который давал подростку возможность устоять в разных жизненных искушениях. Наши благочестивые предки говорили: приготовьте вначале внутреннего человека, а потом внутренний человек не за свое дело не возьмется.
Что значит – быть матерью?
Современная девушка в чем-то опередила в развитии девушек прошлых веков, но в подготовленности к семейной жизни – нет. Я спрашиваю у школьницы: что такое счастье? Она отвечает (и при этом вся аудитория соглашается): это когда о тебе заботятся. Наши дети в плане подготовки к жизни, адаптации – «голенькие».
Раньше девочку с раннего детства готовили к браку: она училась шить, стирать, готовить. Она была в трудах. Чем живет сегодняшняя девочка? Пиво, сигареты, мат. Она готова только к плотскому наслаждению, только к праздности – что в городе, что в деревне. Быть матерью она не готова. И как возродить в ней материнский инстинкт? Должны быть какие-то сильные, эмоциональные примеры, способные затронуть глубины души.
Есть один путь исправления ситуации – говорить об ответственности быть матерью, о том, что не льготы будешь получать как мать-одиночка, а нести свой тяжелый крест. И если люди будут тебе помогать – слава Богу. Девочка уже в школе должна знать, на что пойдет. Нужно половое просвещение не в том плане, как пользоваться презервативами, а в том, какая это ответственность – быть матерью. И заповеди Божии никто не отменял,, и никто их не отменит и не опровергнет.