Откуда явилось чудо Оптиной: духовное становление первого оптинского старца преподобного Льва

Часть 1

Преподобный Лев Оптинский (Наголкин) Преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Древний монастырь над рекой Жиздрой, фигурка ангела на башне, имена, от которых явственно теплеет на сердце – преподобные Лев, Макарий, Амвросий, Иосиф, Нектарий… Оптина пустынь – эпоха русской жизни, одно из тех мест, которые дороги каждому из нас, без которых православная Россия немыслима. Оптина и внешне потрясающе красива, старинна, величественна, и внутренне благодатна; как множество обителей, где из столетия в столетие жили и молились люди. Но именно такой – единственной и судьбоносной – сделал ее великий подвиг Оптинских старцев.

Оптина подсознательно кажется чем-то незыблемым. Тем, что было всегда, потому что без нее невозможно представить нашей жизни; то богатство духовного опыта – любящего, трезвенного, истинного, – который оставили нам старцы Оптиной, необходимо в нашей бурной, переменчивой, неизбежно светской и нестабильной жизни, как самый воздух; и даже более того…

Но обратимся к хронологии. Преподобные Лев и Макарий полагали начало старчеству в Оптиной пустыни (кстати, только-только восстановленной) в начале XIX века, то есть фактически сразу после страшной для монашеской (да и вообще духовной) жизни екатерининской эпохи. Множество монастырей опустело, духовной жизни учили только «по учебникам» в академиях, во многом скопированных с католических. Чтобы переломить такую ситуацию, требовалось чудо. Вернее, два чуда – помощи Божией и твердого стремления к Нему человеков.

И одним из этих немногих, но верных Богу людей, которые вернули подлинное понимание веры и в светские салоны, и в крестьянские избы (и даже, пожалуй, самым знаменитым из них) стал простой мещанин города Карачева Лев Данилович Наголкин. Тридцать лет монашеского подвига, исканий, молитв, странствий, преодоления горьких искушений – вот что добровольно подъял он на себя, прежде чем стал Оптинским старцем Львом.

Он был молодым, талантливым, очень сильным. Правда, совсем небогатым; но это оказалось поправимо – он устроился приказчиком к купцу соседнего города Болхова Сокольникову и скоро вошел в полное доверие своего нанимателя. И неудивительно – кристально честный, которому можно доверить и хороший товар, и большие деньги; умный, который справится и с весьма рискованным предприятием; и к тому же настоящий богатырь, который голыми руками может победить волка (да, случилось однажды и такое на одиноком пути через зимний лес). Думается, что такой помощник – мечта любого предпринимателя. Сокольников настолько полюбил Льва Даниловича, что даже предложил ему породниться – у купца была дочка-невеста, и лучшего зятя он и представить себе не мог.

У него были прекрасные данные делового человека, но сердце его стремилось к иному – к иночеству

Но молодой Наголкин хотел совсем другого. У него были прекрасные данные делового человека, и это поприще он проходил как настоящий христианин, но сердце его стремилось к иному – к иночеству. Он, двадцатидевятилетний молодой человек, отказался от предложения Сокольникова, от семейного счастья, замечательной карьеры и от всего мира и отправился в Оптину пустынь.

На тот момент, в 1797 году, это был только-только оживающий после десятилетий крайнего упадка небольшой монастырь. Игумен Авраамий, назначенный настоятелем Оптиной незадолго до прихода туда Льва Даниловича, деятельно отстраивал обитель: вскоре появятся собор в честь Казанской иконы Божией Матери, больничная Владимирская церковь, каменная колокольня. Работы, в том числе тяжелой физической, было очень много; молодой послушник истово исполнял все, что ему поручали, а от усердия делал порой и гораздо большее. Однажды потребовалось за один день прокопать канал между двумя небольшими монастырскими озерами; для такой работы нужно было нанять двадцать рабочих, но Лев Данилович вместе с другим послушником, тоже богатырской силы, решились проделать все вдвоем – и сделали, причем действительно за день, к великому изумлению всех. Только вот аппетит у тружеников в тот день был исключительный: как впоследствии шутливо вспоминал сам отец Лев, «Мы вдвоем съели в этот день пятнадцать фунтов хлеба»[1] (т.е. больше шести килограммов).

Кстати сказать, второй послушник-богатырь был старым знакомым и младшим другом Льва Даниловича – племянником его прежнего хозяина, купца Сокольникова. Звали его Максим (в будущем – архимандрит московского Спасского монастыря Мелхиседек); он был на тот момент еще подростком, но очень желал монашеской жизни. Он первым приехал в Оптину тайком от родных, а Лев Данилович, один только посвященный в тайну, в это время покрывал его бегство, «уверяя родителей, что их сын поехал на Валаам или Соловецкий монастырь»[2]. Конечно, вскоре все раскрылось, но в конце концов Сокольниковы смирились с выбором сына. Дружба Льва Даниловича и Максима Петровича в монастыре только окрепла, оба подвизались вместе и в молитве, и в трудах.

Вид Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1887 году. Иллюстрация: optina.ru Вид Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1887 году. Иллюстрация: optina.ru

Но такие огромные нагрузки неполезны даже при исключительной силе. Преподобный Лев впоследствии, вспоминая о первом периоде жизни своей в Оптиной, писал: «Я там начало полагал и здоровье потерял»[3]; впрочем, много лет спустя именно в Оптину вернется преподобный Лев по влечению сердца.

Но перед этим возвращением будут еще многие и многие странствия. Дело было в том, что Оптина пустынь, очень хорошая для монашеской жизни «своим безмолвным местоположением среди огромного густого бора, удаленным от мирского шума»[4] и довольно строгим уставом, не имела еще в себе подвижников высокой духовной степени; хотя игумен Авраамий, монастырский старец Афанасий и некоторые иные лица были очень хорошими и трезвенными монахами, но в трудном деле высокого подвига и особенно умной Иисусовой молитвы не решались (и вполне разумно) руководствовать новоначальных более того, что постигли сами. Но идти по монашескому пути без руководителя крайне опасно, и Лев Данилович, прекрасно понимая это, просил у Господа послать ему наставника.

Преподобного Паисий (Величковский) Преподобного Паисий (Величковский)

Прошло около двух лет. В Оптину пустынь проездом прибыл старец Коренной Рождественской пустыни иеродиакон Василий (Кишкин; ныне прославлен в лике святых как преподобный), недавно возвратившийся из молдавского Нямецкого монастыря, где он общался с учениками недавно почившего преподобного Паисия (Величковского). Встреча с ним оказалась судьбоносной для друзей-послушников Льва и Максима: они поняли, что этот подвижник и есть тот, кото они просили у Господа.

Личность и судьба преподобного Василия удивительны и требуют отдельной беседы; но опишем здесь хотя бы вкратце его жизнь. Он был сыном обедневшего дворянина Тимофея Кишкина и в миру носил имя Владимир. С раннего детства тихий и сосредоточенный, Владимир еще маленьким очень полюбил богослужение и в семь лет уже попросил у отца разрешения стать послушником Саровской пустыни. Отец, видимо, был очень внимателен к своему необычному ребенку, потому что на такую странную для детей просьбу согласился. Некоторое время Владимир прожил в Сарове, двенадцати лет посетил Киево-Печерскую лавру, а после поселился в Коренной пустыни, которая и стала на долгие годы его пристанищем. В это время он познакомился с самим святителем Тихоном (Задонским), «который стал его наставником и научил молитве Иисусовой» [5], общался и с некоторыми другими подвижниками благочестия. В 1795–1797 годах жил на Афоне, где изучил «скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию» [6], а потом около года пробыл в уже названном Нямецком монастыре и наконец возвратился в Коренную пустынь.

Побеседовав с преподобным Василием, Лев Данилович и его друг решились следовать за ним, и начальство им не препятствовало. Они перебрались в Коренной монастырь, но ненадолго – преподобного вскоре назначили настоятелем Белобережской пустыни, и он вместе со своими учениками перешел в Белые берега.

Белобережская пустынь на тот момент была в запустении, но вслед за таким настоятелем вскоре собрались в нее и некоторые очень достойные насельники. Здесь Лев Данилович станет в начале 1801 года монахом Леонидом, а в декабре того же года иеродиаконом и через несколько дней – иеромонахом; здесь встретит еще одного старшего сподвижника и духовного друга своего на долгие годы, иеромонаха Клеопу (Антонова), тоже Нямецкого подвижника, постриженника преподобного Паисия.

Возведение в священный сан не изменило смиренное настроение о. Леонида: он по-прежнему трудился на простых тяжелых послушаниях

Возведение в священный сан не изменило смиренное настроение отца Леонида: он по-прежнему усердно трудился на простых тяжелых послушаниях; но и этим дело не ограничивалось. Однажды, например, отец Леонид допоздна возил с хутора сено, возвратился усталый, голодный, покрытый пылью; пошел в трапезную, сел кушать, и тут пришли и передали ему повеление настоятеля – «чтобы он немедленно шел в церковь и становился на клирос отправлять бдение»[7]. Дело было в том, что братия монастыря взбунтовалась – настоятель не хотел исполнять какое-то их требование, и они отказались петь службу. Отец Леонид тотчас же встал, не окончив еду, пошел в церковь и вместе с еще одним насельником, также не присоединившимся к бунту, пропел все длинное монастырское бдение. В другой раз случилось иное искушение – один из монахов впал в прелесть и, убежденный лукавым, что уже достиг высокого духовного состояния, взобрался однажды на колокольню и стал кричать, что бросится вниз и останется жив, как сказано о праведнике в 90-м псалме. Отец Леонид, бывший в это время на каком-то послушании, бросился скорее на колокольню и в последний момент успел схватить несчастного за край одежды и спасти от смерти. А после сумел привести его в чувство: «разъяснил его заблуждение, и со временем тот пришел в себя»[8].

Преподобный Лев Оптинский Преподобный Лев Оптинский

Братия довольно быстро увидела, что вечно трудящийся, смиренный, простой в обращении отец Леонид – особенный и очень молитвенный монах. Кроме того, он искренне готов был каждому помочь, заботился о благе обители – и весьма успешно: его природная сметливость, деловитость и теперь оставались, конечно, при нем, и он был прекрасный хозяйственник. Даже когда по уходе на покой настоятеля преподобного Василия братия собралась избирать нового строителя, отец Леонид не пошел с ними, решив про себя: «Выберут кого-нибудь и без меня, а слышно, что в обители вышел весь квас»[9], и пошел в квасоварню. Братия же, посовещавшись, решила, что и некого избирать, кроме как отца Леонида. Пошли, нашли его, взяли из рук его черпак, одели подобающе и повезли к епархиальном архиерею, епископу Орловскому и Севскому Досифею (Ильину), который и утвердил нового настоятеля Белобережской пустыни.

Новая должность нисколько не изменила отца Леонида; впрочем, его не изменит ничто, и до самого конца жизни он будет таким же простым и прямым, отзывчивым и добрым к окружающим, строгим к себе, смиренным и бодренным. Из времени же настоятельства преподобного Леонида в Белых берегах архимандрит Агапит передает такой рассказ: в Белобережской пустыни жил иеромонах Гавриил, тоже карачевский уроженец; ему нужно было съездить в родной город, и он попросил об этом отца настоятеля. Преподобный Леонид пообещал при первом же случае взять его с собой в Карачев.

«…случай не замедлил открыться. Отцу настоятелю почему-то нужно было поехать в Карачев, и потому накануне поездки он велел отцу Гавриилу готовиться к пути. Но у отца Гавриила давно уже все нужное было подготовлено – праздничная ряска и камилавка, уложенная в камилавочник. Настал час отъезда. Помолились Богу. Выходят. Смотрит отец Гавриил – подали телегу с передком, запряженную в одну лошадь. “Где же кучер?” – спрашивает отец Гавриил. “Какой?” – возражает настоятель. Отец Гавриил: “Чтобы править”. Настоятель: “Чтобы у меня для одной лошади трех кучеров? Спасибо! Садись-ка, брат, на передок, а устанешь – я сяду. А это что? Камилавочник и ряска? Да я и сам камилавки не беру с собой. А ты, если берешь с собой парад, так садись на мое место, а я лошадью править буду”. Тотчас и сел на передок. Сконфуженный отец Гавриил был уже и не рад, что взял свой “парад”. Немедленно снес его в келью и попросил отца строителя сесть на свое место, а сам занял должность кучера»[10].

Схимонах Феодор (Ползиков) Схимонах Феодор (Ползиков)

Вскоре по назначении отца Леонида настоятелем перешел в Белобережскую пустынь другой замечательный подвижник, схимонах Феодор (Ползиков) – земляк преподобного, тоже уроженец города Карачева. Отец Феодор многие годы подвизался в обители преподобного Паисия Величковского, пришел туда после тяжелой душевной трагедии без средств к существованию, был принят в обитель самим великим молдавским старцем и под руководством тамошних подвижников стал очень хорошим опытным монахом. Знакомство отца Леонида с отцом Феодором состоялось еще до назначения преподобного настоятелем и очень быстро переросло в духовную дружбу, которая продлится до самой кончины отца Феодора, сквозь все – и розные, и общие – подвиги и скитания. Отец Феодор стал старцем отца Леонида, и, пока тот был простым иеромонахом, он часто, с разрешения монастырского начальства, отлучался в Чолнский монастырь, где жил в то время отец Феодор, наставлявший еще молодого подвижника в духовной жизни. После принятия настоятельства отец Леонид лишился этого духовного утешения; но, по милости Божией, ненадолго: он стал настоятелем в 1804 году, а в 1805-м отец Феодор перешел в Белые берега.

При всех своих хороших административных данных, о. Леонид нисколько не чувствовал должность настоятеля своей

Впрочем, настоятелем преподобный Леонид пробыл недолго – всего около четырех лет. При всех своих хороших административных данных, которые еще в миру сулили ему прекрасную карьеру, отец Леонид нисколько не чувствовал эту должность своей. Как сказал другой великий святой, тоже из купеческого сословия, преподобный Серафим Саровский:

«…когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской… дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть для большего приобретения обильнейших даров Духа Святого»[11].

Чувствовал преподобный Леонид, что не приносит ему этого «барыша» даже очень хорошо исправляемое дело настоятельства, а нужно ему совсем иное. К тому же старец его, отец Феодор, перенес вскоре по переезде к нему в обитель тяжкую болезнь, во время которой имел видение, и после сего удалился в пустынную келлию для уединенных подвигов; с ним ушел в пустынь и второй духовный друг преподобного, отец Клеопа (Антонов). Поэтому отец Леонид в 1808 году подал прошение об увольнении с должности настоятеля и, получив положительный ответ, удалился в пустынь к своим старцам, где, вместе с новым подвигом, по всей видимости, вскоре принял и новое звание: схиму с именем, под которым он и известен ныне всей России, – Лев.

(Продолжение следует.)

Елена Бутарова

24 октября 2025 г.

[1] Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Льва. Козельск, 2017. С. 22.

[2] Леонид (Толмачев), еп. Ко дню кончины архимандрита Мелхиседека (Сокольникова): дополнительные сведения к жизнеописанию прп. Льва, старца Оптинского [Электронный ресурс]. URL: https://www.optina.ru/19_melhisedek_sokolnikov/ (дата обращения: 22.10.2025).

[3] Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Льва. Козельск, 2017. С. 46.

[4] Он же. Житие преподобного Амвросия старца оптинского. [Козельск], 2012. С. 36.

[5] Диомид (Кузьмин), иером. Василий (Кишкин Владимир Тимофеевич), иером., прп. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/150713.html (дата обращения: 22.10.2025).

[6] Там же.

[7] Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Льва. Козельск, 2017. С. 23.

[8] Полное житие преподобного Льва старца оптинского [Электронный ресурс]. URL: https://www.optina.ru/starets/lev_life_full/ (дата обращения: 22.10.2025)

[9] Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Льва. Козельск, 2017. С. 24.

[10] Там же. С. 25–26.

[11] Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Из рукописи Н. А. Мотовилова // Угодник Божий Серафим. Т. 1. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

Смотри также
Прп. Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона Прп. Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона Прп. Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона Преподобный Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона
Елена Бутарова
В 1810 году он отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь. Ему было тогда неполных 22 года. И обратно в мир он уже не вернулся…
Встреча 1. Опыт духовной жизни Оптинских старцев Встреча 1. Опыт духовной жизни Оптинских старцев
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Встреча 1. Опыт духовной жизни Оптинских старцев Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовное наставничество как необходимая часть христианской жизни. Оптинское старчество и его значение для Руси. Советы Оптинских старцев живущим в миру.
Преподобный Лев Оптинский Преподобный Лев Оптинский
Ольга Рожнёва
Преподобный Лев Оптинский Преподобный Лев Оптинский (1768-1841)
Ольга Рожнёва
«Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; я не боюсь никого, кроме Бога».
Комментарии
Sergey24 октября 2025, 11:20
Спасибо большое за начавшиеся публикации про Оптинских старцев! Это духовный свет на всю Россию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.