Москва, 12 мая
Тема нового номера сформулирована как вопрос: православного искусства нет? Но прежде нам необходимо было уточнить понятия: что такое православное искусство? Книги, картины, фильмы “про Бога и Церковь”? И есть ли разница между “православным искусством” и искусством “на религиозную тему”? Обнаружению этой разницы и выявлению ее характерных признаков и посвящены материалы авторов, сообщает Милосердие.Ru.
По мнению сотрудника издательства ПСТГУ Егора Агафонова, комментирующего эту тему, неофитское сознание часто назначает светскому искусству, даже если оно говорит о высоком и вечном, непосильную духовную задачу. Но «светское по природе искусство всегда преломляется через призму личности художника, его времени. И Чехову, и Бунину, и Лескову было невдомек, что их книги могут быть изданы как «духовная проза». Невозможно от художественной литературы запланированно ожидать “духовного” эффекта. А вот незапланированно — можно.
Тема “православного искусства” ставит и другие, более практические вопросы: некоторые церковные люди (чаще — неофиты) вообще не отваживаются на вылазки в кино, на выставки, в обычный книжный магазин, боясь “искушений”. В чем тут правда и в чем неправда? Где здесь целомудрие, а где ханжество? И как различить: что подлинное, а что подделка в искусстве? Есть в современных книгах — мудрость, в живописи — красота, в драме — правда? И не окажемся ли мы в попытках делить весь мир на православный и не православный, в пылу непрестанной борьбы с видимыми и невидимыми врагами в культурном тупике?
Художник-иконописец Стелла Арутюнова размышляет на тему: может ли лакированное православие быть проповедью веры? По мнению художника, “к сожалению, в нашем понимании термин “православный” по отношению к произведению искусства подразумевает лишь факт использования христианской символики и национально-исторических штампов”. Такое искусство не способно ответить на вопрос: “Как же быть христианином всегда?”, который, по мнению С. Арутюновой, должен быть актуальным и ключевым для каждого истинного художника. Подробности — в статье “Лакированное Православие”.
О том, есть ли сегодня гении, рассуждает поэт, филолог, переводчик Ольга Седакова. И называет, по меньшей мере, три имени. (Все наши соотечественники). По ее мнению, наше время ни чуть не хуже времен прошедших. “Людям всегда свойственно плохо думать о “своем времени”. И современники великих святых думали, что “в их время” святость уже невозможна”. Просто “узнать гения в современном мире — может быть, не меньший дар, чем быть гением”. Какие они, гении, бывает ли труд без вдохновения и вдохновение без труда и чем вдохновение гения отличается от вдохновения, человека, скажем, скромно одаренного, разрешена ли сегодня, наконец, проблема: гений и злодейство — ответы на все эти вопросы — в интервью О. Седаковой корреспонденту “НС”.
Материал “Есть кто живой?” рассказывает о людях, три года назад совершивших отважный поступок: разгромивших кощунственную выставку “Осторожно, религия!” О том, не жалеют ли они о совершенном, чем заняты сегодня, а также о своем отношении к искусству они рассказали нашему корреспонденту.
Творчество поэта, актера, музыканта Петра Мамонова вызывает много вопросов. От наивных, в том духе — здоровый ли это человек? До более серьезных — может ли христианин быть шутом? Петр Мамонов — человек с богатой биографией: работал печатником, банщиком, лифтером, переводчиком с норвежского, в
Происхождение и пути развития искусства анализирует искусствовед и священник отец Борис Михайлов в статье “Искусство за пределом”. По его мнению, современный художник не вмещает изображение Христа.
О. Борис говорит об искусстве христианском, гуманистическом и демоническом. Среди представителей последнего он называет Пикассо и Малевича. Но, по мнению о. Бориса, духовная мрачность современного искусства — не повод для ухода от культуры вообще.“Мы не имеем права прятаться от культуры. Христианство — это творческая жизнь в богодарованной свободе. Надо не бояться жизни, а творчески преодолевать зло”, — считает священник.
В рубрике “Жизнь в Церкви” одна из тем — монастырь и мир. У мирян всегда много вопросов “про монашество”: зачем человек идет в монастырь? Чем отличается христианский путь монаха и человека мирского? Отличий обнаруживается больше в средствах, цель же оказывается общей. По мнению наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона,“школа жизни по сути везде одинакова. В монастыре человека наставляет духовник, а в миру — обстоятельства жизни. И только тот, кто прилагает максимум усилий, выходит на нужную дорогу”. Игумения Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря матушка Ксения считает, что цель у мирян и у монашествующих одна: научиться любить. И не искать в людях и человеческих отношениях то, чего они в принципе не могут дать, а что может дать только Бог. Подробности – в интервью с игуменом и игуменией.
То, что обидчивость — грех, знают все христиане. Но знают ли они о том, что обидчивость — это нетворческая реакция, не дающая человеку посмотреть на себя по-новому, разобраться в себе и что-то изменить к лучшему? Как же преодолеть обиду? И научиться реагировать творчески — с пользой для души — на нелестные слова и действия в свой адрес? Пастырские советы дают архиепископ Нижегородский Георгий, епископ Дмитровский Александр, игумен Сергий (Рыбко), священник Андрей Лоргус.
Албанская Автокефальная Церковь — единственная в мировой истории, которая была полностью уничтожена за годы коммунистического режима. А Албания — единственная в мире страна, официально объявившая себя атеистической. Сейчас Албанская Церковь возрождается. Возрождается и страна. Она очень красивая. Море сказочного цвета. По насыщенности цвета с морем могут поспорить разве что местные дома. Албанцы разукрашивают их в невероятные цвета с веселеньким орнаментом — наскучались в бетонных типовых “коробках”. Несмотря на крайнюю бедность, они чрезвычайно гостеприимны. Несмотря на горячую южную кровь, чрезвычайно терпимы к инакомыслящим, например, мусульманам. История страны так сложилась, что христиане и мусульмане в Албании защищали друг друга перед коммунистической властью, а сейчас поздравляют друг друга с религиозными праздниками. А как именно сложилась албанская история, произведя столь редкий по нынешним временам феномен искренней религиозной терпимости, основанный на общем страдании и потому ничего общего не имеющий с европейской политкорректностью, можно узнать из специального репортажа корреспондента “НС” из Албании.
Ольга Ивановна и Евгений Анатольевич Фроловы живут в селе Хитровщина Тульской области. У них шестеро своих (седьмой на подходе), но Ольга Ивановна принимает всех брошенных в округе детей. Иногда с матерями. Кого-то оставили пьяные родители, кто-то из детей сам сбежал от побоев и издевательств, иногда сами матери приносят детей, потому что нечем кормить. У Фроловых хватает еды и места всем. “Тебе бы священником родиться”, — говорит местный батюшка, отец Владимир Тюхтин Ольге Ивановне. Недавно она стала ответственной за социальную работу в селе и окрестностях. В гостях у семьи Фроловых побывал корреспондент “НС”.
Недавно на экраны вышел фильм “Итальянец”, посвященный приключениям мальчика-сироты, который ищет — и находит свою маму и остается с ней, отказываясь от усыновления респектабельными супругами из Италии. Почему молодой режиссер Андрей Кравчук обратился к рыночно невыгодной тематике, сделал своим героем сироту? Что увидел геройского в шестилетнем детдомовце? Ведь его фильм — не сентиментальная повесть, он снят в жанре спокойного реализма.“Современные герои — это люди, способные сохранить образ Божий, несмотря ни на что”, — считает режиссер. О том, как это удается ребенку, живущему в жестком взрослом мире, Андрей Кравчук рассказывает корреспонденту “НС”.
Историк и политолог Наталья Нарочницкая долго сомневалась, прежде чем решиться избираться в Государственную думу. Решилась потому, что «голос депутата слышней, и особенно это необходимо для людей, близких по мировоззрению». О том, как относиться к истории своей страны, чтобы не уподобиться библейскому Хаму, о том, возможна ли православная монархия в России, она рассказывает на страницах журнала.
Что делать, если сын или дочь пришли домой с кольцом в носу или волосами красного цвета? Говорить ли с подростками о любви, об отношениях мужчины и женщины и как правильно это делать, можно ли влиять на выбор друзей своего ребенка, как реагировать на отказ идти в церковь? Вопросов здесь всегда будет больше, чем ответов, да и период взросления, по мнению психологов, часто связан не с паспортным возрастом, а с внутренним состоянием и вполне может затянуться лет до 70-ти. Подростковый возраст — первый экзамен для родителей, оценку за который ставит ребенок. И нередко приходится оставаться на переэкзаменовку. Задуматься над причинами “неудов” помогает педагог и мама троих детей Татьяна Склярова в материале “Гадкие утята”.
Среди верующих людей распространено устойчивое мнение, что в детский сад детей отдавать вредно, что лучше матери ребенка никто не воспитает, и потому мама должна “сидеть дома”. Но бывает так, что у мамы нет возможности заниматься со старшими, потому что все внимание забирает малыш. Или она должна работать, потому что не хватает денег.
А если детский сад — православный? И там празднуют и Пасху, и Рождество, и другие праздники, ставят спектакли с участием детей и родителей, отмечают дни ангела, приезжает батюшка с подарками? Именно такой сад, точнее, пока две группы, организовали родители, когда перед ними встала проблема: с кем оставить детей? Все сами узнали, написали проект, договорились с Управлением образования, нашли лояльную заведующую детсада, подобрали воспитателей. И теперь водят своих детей в хорошее место и не жалуются. Об опыте создания православной группы в государственном детском саду (с практическими рекомендациями для интересующихся о порядке действий) —материал “А на горох ставить не будут?”.
Как спасти разрушенный храм? – Вызвать службу спасения «Сельская церковь». Эта благотворительная организация занимается восстановлением храмов – памятников архитектуры в сельских районах России. Интересно, что в этом процессе многое зависит от активности людей, посещающих храм, их стремлении заботиться о нем, содержать в чистоте и порядке. О том, как работает «Сельская церковь», какие храмы она уже восстановила, читайте в материале «Восстановлению подлежит».
Несмотря на то, что научный коммунизм в России уже лет 20 как сменился идеологическим плюрализмом, в школах и гимназиях теория английского ученого Чарльза Роберта Дарвина об эволюции видов и происхождении человека от обезьяны остается доминирующей. Но в 2005 году увидел свет новый учебник биологии для 10-11-х классов под редакцией молодого ученого Сергея Вертьянова.“Основное внимание было уделено теории эволюции. Мы постарались доказать, какие факты действительно являются фактами, а какие до сих пор остаются гипотезами”, — пишет автор. В учебнике полемично рассмотрены три основные теории о происхождении жизни в современном естествознании: актуалистическая, креационная и теологическая. Ни одна из них, по мнению Вертьянова, не дает исчерпывающей картины, но сосуществование трех вместо одной в научном мире — это уже прогресс. О том, как создавался «альтернативный» учебник биологии, и что именно в теории Дарвина оказывается сегодня несостоятельным, вы сможете узнать, прочитав статью “Зачем обезьяне ум философа?”
В рубрике “Досье” два материала: большой и маленький. Большой посвящен проблеме реабилитации людей, вернувшихся из заключения. Реабилитационный центр в одном из сел Белоруссии создавал человек, в желании которого помочь ближнему не усомнишься. Его история необычна: тринадцать лет назад у него была своя станция техобслуживания, деньги, стабильность. О том, что его партнеры угоняли автомобили и разбирали их на запчасти, он узнал уже в камере предварительного заключения. “Светило” десять лет тюрьмы. “Я представил себе дальнейшую жизнь и понят, что пропаду. И тогда всем существом своим взмолился Богу, чтобы Он помог мне выбраться из этой истории. И вот ночью открывается дверь в мою камеру, и мне говорят: ”Выходите, вы свободны”. С этого момента у меня зародилась мысль о том, что нужно помогать оказавшимся в заключении, а лучший способ — привести их к Богу”. Как помогает бывшим зекам руководитель реабилитационного центра Игорь Романовский, рассказывает корреспондент “НС” в материале “Свобода-мачеха”.
Второй материал “Досье” “Куда поехать летом?” говорит сам за себя. Это список с адресами, телефонами и краткой характеристикой мест отдыха для православных семей. Климатический пояс — от средней полосы до черноморского побережья. Время: конец мая — август. Тем, кто решит воспользоваться списком, рекомендуется самостоятельно еще раз уточнить условия предполагаемого отдыха. “НС” желает всем приятного лета и увлекательного чтения!
В московских и подмосковных киосках «АиФ» новый номер «Нескучного сада» можно купить с 16 мая.
Заказать журнал и подписаться на следующие номера можно по эл. почте: podpiska@nsad.ru
а также по тел. (095) 236-97-90