Днесь, память празднуя твою,
Приносим мы тебе хваленье
И воссылаем в умиленье
Молитву теплую свою.
Воззри на нас с выси небесной,
Молитве нашей ты внемли,
Зажги в сердцах огонь чудесный –
Огонь Божественной любви!
Вложи в нас истины познанье,
Дорогу к свету укажи,
Во дни скорбей и испытанья
Нас защити и поддержи!
Отчизне нашей православной
И мир, и тишину подай,
Услыши нас, великий, славный
Святитель Божий Николай!
Протоиерей Николай Гурьянов. «Святителю Николаю»
На берегу великой реки Лены, среди бескрайних просторов Сибири, стоит древний Якутск – город, где морозы достигают рекордных значений, а жизнь продолжается вопреки суровому климату. Основанный в XVII веке как казачий острог, он вырос в культурный и научный центр Севера, сохранив уникальное сочетание русских и якутских традиций. Здесь прошлое соседствует с будущим, древние легенды – с современными технологиями, а вечная мерзлота хранит следы истории, уходящей в глубь тысячелетий.
Сегодня Якутск – не просто столица огромного региона, но и символ выносливости, человеческой силы и веры. В этом городе ритм современной жизни неразрывно связан с дыханием природы и наследием предков.
Градо-Якутский Николаевский собор – один из старейших ныне действующих православных храмов города. Единственный храм в городе, сохранивший свой первозданный вид и объёмы. Это объясняется тем, что в советское время здесь размещались различные организации: канцелярия городской архитектуры, библиотечный коллектор, областной партийный архив.
– Отец Александр, вы настоятель кафедрального собора Николая Чудотворца города Якутска. Это один из старейших храмов Якутска. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Небольшая поправка. На сегодняшний день, с 2005 года, это не кафедральный собор. Хотя он имеет статус Градо-Якутского Никольского храма, это приходской храм. Его история начинается в далеком 1843-м году, когда на якутскую землю приехал епископ Нил Иркутский и благословил строительство нового храма. Храм предполагался как кладбищенская церковь. Мы можем посмотреть на фотографии, сохранившиеся до революции, и увидеть, что вокруг храма все в крестах. Это было большое городское кладбище. Было принято решение строить этот храм, объявляли сбор пожертвований. Участвовали абсолютно все прихожане. Самую большую лепту и главное вложение внес купец второй гильдии Иван Яковлевич Шилов-младший. Он же курировал строительство храма до самого последнего этапа. В 1852-м году святитель Иннокентий, прибывший на якутскую землю, освятил храм, его центральный предел. Совершил Великое освящение. С того момента храм существовал как место молитвы. Храм не закрывался до 1930-х годов.
Что интересно, на сегодняшний день храм сохранил свой исторический облик. Как он выглядел первоначально после освящения, точно так же он выглядит и сегодня. Это единственный храм в городе, который не был перестроен. Были произведены восстановительные работы, когда в 1990-х годах храм передали Якутской епархии. Когда храм вернули Церкви, был произведен косметический ремонт, реставрация. В 1995-м году, 8 октября (в этом году мы будем праздновать 30-летие), владыка Герман – тогда епископ, ныне митрополит Курский и Рыльский – освятил этот храм и сделал его кафедральным.
Владыка Герман освятил этот храм и сделал его кафедральным
Таково было пожелание Святейшего Патриарха Алексия, который прибыл на якутскую землю в 1993-м году. Он видел это здание и сказал, что это будет один из великих духовных центров нашего города. Так оно и случилось.
В течение 10 лет, до 2005 года, Никольский храм был кафедральным. В 2005-м году владыка Зосима, епископ Якутский и Ленский, перенес кафедру в Преображенский храм, который находится у Вечного огня.
– Вы упомянули святителя Иннокентия (Вениаминова). Как известно, история этого храма тесно связана с его именем. Не могли бы вы чуть подробнее рассказать об этом?
– Святитель Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, некогда был величайшим миссионером, который просвещал народы Севера. И на Камчатке, и на Алеутских островах. Он был главным инициатором и составителем азбуки на якутском языке, и при нем же появилось первое книгопечатание на якутском языке. Он трудился на протяжении 40 лет в северных регионах. Мы знаем, что у него была тяжелая судьба. Он отлучился в поездку в Санкт-Петербург, а вернувшись, узнал, что лишился супруги, ребенка. Конечно, это его сподвигло полностью посвятить себя служению Церкви. Когда он прибыл в город Якутск, здесь действовал Спасский мужской монастырь. В нем он жил и трудился. Там же, при Спасском монастыре, была переводческая комиссия, которую он организовал, а впоследствии ее деятельность продолжил первый епископ Якутский и Вилюйский, его воспитанник, епископ Дионисий. Но главный его вклад – воцерковление якутян и развитие образования на якутской земле.
В середине XIX века, когда Якутская земля ещё оставалась далёким краем Российской империи, здесь начал свою миссионерскую деятельность будущий епископ Якутский и Вилюйский Дионисий (Хитров) – человек высокой веры и редкого мужества. Он стал первым архипастырем вновь образованной Якутской епархии, призванным не только укрепить Православие среди русских поселенцев, но и нести свет христианской веры в самые отдалённые уголки Севера. Его маршруты пролегали по бескрайним рекам и тундре, где миссионерский труд требовал отваги в той же мере, что и духовной силы.
Под его руководством в Якутии открывались храмы и школы. А самым важным памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики, а также перевод на якутский язык и издание Нового Завета и целого ряда произведений религиозной литературы.
Памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики, а также перевод на якутский язык Нового Завета
Его служение стало примером того, как вера способна соединять людей разных культур и говорить сердцу на языке любви и сострадания. Его духовное наследие и сегодня живёт в истории Якутска и всей земли Саха.
– Расскажите о вашем приходе. Кто ваши прихожане?
– Республику Якутия населяет много людей разных национальностей, и поэтому нельзя сказать, что здесь молятся преимущественно якуты, или коренные народы, или люди славянского происхождения.
– То есть многонациональный состав?
– Да, многонациональный. И каждый человек, который живет в республике, наверняка хотя бы раз был в Градо-Якутском Никольском храме. Историческое место, притягательный духовный центр.
– Очень хочется поговорить об особенностях служения в Якутии. Какие особенности вы бы выделили?
– Служение в Якутии и, вообще, жизнь в Якутии любого человека – очень специфичное и насыщенное различными аспектами явление. В чем заключается трудность? Если мы приедем сюда зимой, мы увидим, что здесь холодно. Что на улице такой мороз, что порой и выйти тяжело, и дышать тяжело. В минус 55, или когда температура под минус 60 градусов, воздух обжигает легкие. Дети уже не ходят в школу. Автобусы перестают ходить, техника останавливается. Соответственно, специфика здесь заключается в том, что тяжело проводить служение где-то на Севере.
Самая главная трудность, специфика служения – это холода и недоступность транспортной инфраструктуры. Нет транспортной логистики, нет дорог. Их очень мало. Допустим, надо приехать в какой-нибудь город, который находится севернее Якутска. Пусть даже этот город будет расположен недалеко – в 500–800 километрах. Если мы возьмем центральную Россию, с этим проблем нет. Ты можешь сесть в машину и поехать. Сесть на поезд, если есть желание – на самолет. Можно добраться каким угодно способом. Здесь – исключительно на самолете или вертолете. Либо по зимнику – зимней дороге, которая идет преимущественно по реке. И эти 800 километров можно ехать 3 дня, а можно и неделю.
Я помню одну поездку – это было около 8 лет назад. Мы ездили с владыкой в миссионерскую поездку на север Якутии – села Саскылах, Юрюнг-Хая, Жилинда. Можно на карте посмотреть. В селе Жилинда впервые за 75 лет побывал священник. После долгой проповеди владыки у людей сначала не было никакой реакции. Такой северный менталитет. Потом владыка, уже изнемогая от того, что нет никакой отдачи, спрашивает: «Кто-то хотел бы покреститься?» И все 30 человек, которые сидели, встали и пошли за владыкой, чтобы креститься. Это было неожиданно для нас всех – такой миссионерский опыт.
Дальше мы проехали до села Оленек, тоже на севере, по реке. Эта поездка длилась неделю, и там мы, действительно, пришли к пониманию, как проповедовали миссионеры сто лет назад. Точнее, мы только чуть-чуть предположили, увидели, как они проповедовали. Мы знаем, что святитель Иннокентий в течение полугода добирался через всю Россию на север, в Якутию. Дорога занимала полгода, и это было нормально. Сегодня мы можем прилететь, сесть на «вахтовку» – на «Урал», большую машину, внедорожник – и проехать по зимнику. Зимой – холод, но летом дорог еще меньше. Нет зимников. И добраться можно только на самолете или вертолете. И не всегда они туда летают.
– В Якутии есть какие-то особые православные традиции?
– Я думаю, православные традиции, конечно, есть, но они связаны непосредственно с церковным календарем. Тот же, например, Медовый Спас. Люди приобретают мед, а некоторые даже производят свой. Ставят пасеки. Освящают, приносят мед в храм 14 августа. На Яблочный Спас люди собирают и приносят свой урожай. Для юга это данность, а здесь, на севере, гораздо сложнее что-то выращивать. Тем не менее люди собирают плоды и приносят в храм. Они так делают, потому что так делали их родители, дедушки, бабушки. Это я говорю о тех наших жителях, которые здесь выросли и всегда здесь жили. Это говорит о том, что буквально сто лет назад люди были гораздо более воцерковлены, чем сегодня. Это такой план, над чем еще нужно работать. Мы знаем, что до революции в Якутии крещеного населения было около 90 процентов. Это показатель того, что мы упустили в советское время, и по сей день мы только пытаемся наверстать.
– Какие святые наиболее почитаемы в Якутии?
– С уверенностью я вам отвечу на этот вопрос – это, конечно, святитель Николай Чудотворец. Если мы поедем в любой район Якутии, любой улус, мы обязательно увидим храм Николая Чудотворца. Мы видим его в Якутске, в Вилюйске и во многих других местах. Можно перечислить все территориальные единицы нашей Якутии. Николай Чудотворец – самый почитаемый, любимый святой.
Если мы поедем в любой район Якутии, мы обязательно увидим храм Николая Чудотворца. Николай Чудотворец – самый почитаемый, любимый святой
– Насколько мы знаем, в Якутии, помимо Православия, сильны еще традиционные верования коренных народов. Насколько легко уживается православная вера и эти местные традиции?
– Здесь надо ответить, что, слава Богу, вражды какой-то нет, и конфликтов на этой почве нет. И это правильно. Если человек приходит и говорит: «Я хочу креститься, но в то же время я кормлю духов», невозможно в одно мгновение человека оторвать и сказать: «Ты больше не пойдешь ни на какие обряды, на якутский Новый год – Ысыах, не будешь участвовать в ритуалах кормления духов, крестишься сейчас – и про все это забудешь». В таком случае человек разворачивается и уходит. Все. Поэтому так поступать нельзя. Если человек приходит, ему дается момент осознания. Мы его обязательно принимаем, проводим беседу. Если человек соглашается, он принимает таинство Крещения, и от тех традиций, которым он раньше следовал, он потихоньку, маленькими шажками отходит. Кстати говоря, таким образом действовал и святитель Иннокентий. Он не говорил, что надо все отрезать, бросить, и все – только Православие. Если кто-то участвует в неправославных языческих обрядах – вон из Церкви. Он так никогда не делал. Наоборот, он позволял человеку иметь такой переходный этап. Это очень важный миссионерский ход. Им мы пользуемся и по сей день.
– У вас есть какая-нибудь любимая цитата святых отцов?
– Сколько бы я ни читал книг, сколько бы ни встречал мудрых высказываний, самая любимая цитата, которая запала в душу, когда я еще воцерковлялся, когда учился в семинарии, – это слова преподобного Бенедикта Нурсийского: «Ora et labora» – «Молись и трудись». В семинарии так и было. В семинарии – как в монастыре: ты трудишься и молишься, молишься и трудишься. По сей день так оно и происходит. Эта цитата каждый раз меня вдохновляет – неисчерпаемое словосочетание.
Другая любимая цитата – не менее известная. Это фраза преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Эту фразу я услышал, еще будучи школьником. Когда воцерковлялся, изучал Священное Писание, знакомился со святыми отцами. В тот момент она в моей жизни сыграла ключевую роль, потому что я понимал, что исправление всех людей на земле зависит не оттого, что мы будем кому-то диктовать, как надо жить, а оттого, что мы должны быть первыми, кто исправляется. И, глядя на нас, люди будут принимать правильные решения и стремиться к Богу.