Блаженны милостивые

Первая панель из полиптиха «Семь деяний милосердия». Художник: Мастер из Алкмара Первая панель из полиптиха «Семь деяний милосердия». Художник: Мастер из Алкмара

Трудна жизнь христианская. Ведь, по сути своей, является узким, прямым и тернистым путём духовного восхождения по ступеням евангельских заповедей. Восходить всегда трудно. Легче всего стоять на месте. Легко спускаться вниз. Чем выше вершина, тем труднее подъём к ней.

Господь же призывает нас к достижению вершины, высочайшей из всех возможных, хочет, чтобы мы, взяв крест свой, проследовали за Ним на гору евангельской святости. Туда ведёт дорога, состоящая из девяти главных ступеней – евангельских заповедей блаженства.

Эти заповеди – не просто нравственный кодекс, не только свод моральных норм, но таинственная картина образа Нового человека, который рождается и развивается в нас по мере следования за Христом (ср. Кол. 3, 8–10; Еф. 4, 22–24).

На пятой ступени лестницы, ведущей нас в обетованное Христом Царство Небесное, написано:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

На первый взгляд, эта заповедь кажется такой простой и понятной. Кто же не знает, что милость – это добродетель? Кто не согласится, что помогать ближним – хорошо и правильно? Но так ли просто это евангельское слово? Давайте вглядимся в него пристальнее, чтобы увидеть хотя бы часть той бездны духовного смысла, которая в нём содержится.

Что такое истинная милость?

В обыденном понимании милость – это подаяние нищему, пожертвование на храм, помощь старушке, которая затрудняется перейти через дорогу. И это, безусловно, добрые дела. Но Христос говорит о чем-то большем. Греческое слово «ἐλεήμων», переведенное как «милостивый», имеет корень «ἕλεος» – милосердие, жалость, сострадательная любовь. Это не просто единичный акт, а состояние сердца, свойство души, которое становится естественным для человека.

Это не просто единичный акт, а состояние сердца, свойство души, которое становится естественным для человека

Святитель Иоанн Златоуст толкует, что милостивый – это тот, кто «имеет сердце, способное сжалиться над всяким страдающим». Речь идет не только и не столько о материальной помощи, сколько о глубоком сердечном участии, о способности «входить в положение» другого человека, чувствовать его боль как свою собственную. Это дар сопереживания, со-страдания, дар самой человечности. Немилостивый – жестокий и бесчеловечный, а значит, и безбожный.

«Милостивый, – подчёркивает святитель Иоанн, – и есть человек; ибо миловать значит быть богом»[1].

Милость проявляется в самых разных формах. Это, конечно, милость внешняя, телесная:

  • накормить голодного,
  • напоить жаждущего,
  • одеть нагого,
  • посетить больного или заключенного в темнице.

Как говорит нам Христос в притче о Страшном суде:

«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Всякое дело милосердия, совершенное по отношению к ближнему, мы совершаем лично для Христа.

Но есть и другая, не менее, а может быть, и более важная милость – милость внутренняя, духовная. Преподобный Исаак Сирин называл ее «милующим сердцем», которое «не может вынести видеть или слышать какой-либо вред или печаль, претерпеваемую тварью», и потому молится даже за врагов и за демонов[2]. Духовная милость – это:

  • Простить обиду, даже самую горькую, помня слова Христа: «прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37).
  • Уметь уступить, пожертвовать своим самолюбием, своей личной правдой ради мира и любви к другому.
  • Не осуждать грешника, а молиться о его исправлении, видя в нем образ Божий, пусть и затемненный грехом.
  • Утешить скорбящего словом надежды, ободрить упавшего духом.
  • Понести немощи брата своего, то есть с терпением и любовью относиться к его слабостям и недостаткам.
  • Научить заблудшего истинному пути – не с высокомерием фарисея, а с кротостью и любовью.

Именно эта духовная милость является мерилом нашей подлинной любви к ближнему. Легко бросить монетку просящему, но куда труднее простить того, кто причинил тебе зло. Легко пожертвовать на благотворительность, но куда труднее потратить свое время, чтобы выслушать одинокого человека, разделить с ним его горе.

Истинно милостивый человек творит милость не по расчету, не для «галочки», не для того, чтобы его похвалили, но потому, что иначе он не может. Его сердце уподобляется сердцу Христову, изливает любовь и сострадание на всех окружающих.

«Ибо они помилованы будут»

А теперь обратим внимание на вторую, потрясающую часть заповеди. Здесь Господь открывает нам духовный закон, незыблемый и всеобщий: мера нашей милости к ближним определяет меру милости Божией к нам.

Милость, которую мы являем другим, есть свидетельство того, что наше сердце стало милующим, то есть уподобилось Богу

Это не «сделка» с Богом, не механический обмен: «Я подал рубль, а Ты, Господи, прости мне грех». Нет. Это онтологический, сущностный закон духовной жизни. Милость, которую мы являем другим, есть свидетельство того, что наше сердце стало милующим, то есть уподобилось Богу. А какое сердце может принять милость Божию? Только сердце, способное ее вместить, то есть – милующее.

Вспомним страшную притчу о немилосердном должнике (ср. Мф. 18, 23–35). Царь простил рабу огромный долг – образ наших грехов перед Богом. А тот, выйдя, схватил своего товарища, который был должен ему малую сумму, и, не слушая просьб о милости, посадил в темницу. Узнав об этом, Царь разгневался и отдал того раба истязателям, пока не отдаст всего долга. И Христос заключает:

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35).

Вот он, ключ! «От сердца своего». Бог не требует от нас формального, внешнего прощения. Он ждет, чтобы наше сердце изменилось, стало подобным Его сердцу – всепрощающему и милующему. Когда мы отказываем в милости ближнему, мы словно говорим Богу своими поступками, которые громче и красноречивее всяких слов: «Я не принимаю Твой закон любви, я хочу жить по своему закону – закону осуждения и мести». И тогда мы сами отсекаем себя от потока Божественной милости. Мы сами закрываем двери своего сердца для прощения.

Святые отцы учат, что на Страшном суде нас будут судить не столько по списку грехов и добрых дел, сколько по тому, какими мы стали внутри своих сердец. Каково состояние нашей души? Милующее ли у нас сердце? Если да, то оно будет узнано Богом как родственное. Если же сердце наше очерствело, исполнено осуждения, злопамятства и ненависти, то как мы сможем войти в Царство Любви, даже если формально мы «ничего плохого не делали»?

Стяжание милости

Как же нам, немощным, исполненным самолюбия и обид, стать милостивыми? Этот дар не приобретается одномоментно. Это труд всей жизни.

Во-первых, следует начать с осознания. Прежде всего, нужно честно посмотреть на свое сердце и увидеть, в чём мы немилостивы. Кого мы осуждаем? Кому завидуем? На кого таим злобу? Кому отказываем в помощи, считая его «недостойным»? Признать свое жестокосердие – это первый шаг.

Во-вторых, вспомнить о милости Божией к нам. Мы должны каждый день, каждый час, каждое мгновение помнить, сколько Господь прощает нам. Каждый наш грех – это бесконечный долг перед Любящим Отцом (ср. Мф. 6, 12). И Он прощает его нам снова и снова, лишь бы мы принесли покаяние. Безгранична, беспредельна, бесконечна милость Божия к кающемуся грешнику! Стоит только это по-настоящему осознать, и обида на ближнего за любую его провинность станет в наших глазах ничтожной и безумной.

В-третьих, творить милость понуждением. Поскольку наше падшее «я» сопротивляется, нужно заставлять себя творить дела милосердия, даже если не хочется. Святые отцы называют это «понуждать себя». Улыбнуться тому, кто нам неприятен. Сдержать язвительное ответное слово. Подать милостыню, даже если кажется, что просящий того не заслуживает. Пересилить себя и первым попросить прощения после ссоры. И пусть сначала это будет трудно, неискренне, «механически». Но как физические упражнения постепенно укрепляют тело, так и упражнения в милости постепенно умягчают и исцеляют сердце.

Как физические упражнения постепенно укрепляют тело, так и упражнения в милости постепенно умягчают сердце

В-четвёртых, молиться о даровании милующего сердца. Без помощи Божией мы ничего не можем. Поэтому нужно горячо молиться словами евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18, 13). Можно и своими словами, лишь бы наша молитва была сердечно-искренней: «Господи, даруй мне сердце милующее, даруй мне увидеть в ближнем Твой образ, помоги мне простить, как Ты прощаешь мне». Особенно важно молиться за тех, кого мы не можем простить. Молитва за обидчика – могущественное средство для исцеления сердца, прямое повеление Господне:

«Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

В-пятых, участвовать в таинствах Церкви. В таинстве Покаяния мы получаем прощение от Бога и благодать прощать других. В таинстве Евхаристии мы причащаемся Самого Источника всякой милости – Тела и Крови Христовых. Это таинственное соединение со Христом способно преобразить нашу душу, сделать наше сердце способным на настоящую, жертвенную любовь.

Блаженство милостивых

«Блаженны милостивые» – не просто красивая фраза. Это обещание величайшего счастья – счастья уподобления Богу, счастья единения с Ним. «Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 8), и быть милостивым – значит быть причастником этой Божественной Любви.

Быть милостивым – значит любить по-настоящему, так, как любит Бог:

«Любовь долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4–8).

Милостивый человек уже здесь, на земле, вкушает блаженство. Милостивое сердце не сжимается в спазмах злобы и обиды, не разрывается от зависти и ненависти. Оно свободно и полностью открыто к Богу и ближним. Милостивый не тратит силы, не растрачивает себя на осуждение и ненависть. Все его желания и таланты направлены на служение и созидание в любви. Поэтому милостивый духовно здоров и крепок. Он видит в каждом человеке не врага или конкурента, а брата, пусть и заблудшего, за которого Христос пролил Свою искупительную Кровь. И самое главное – он с дерзновением может надеяться на милосердие Божие в день Суда.

«Ибо они помилованы будут». В этих словах – величайшее утешение. Это значит, что судьба нашей души – в наших руках. Вернее, в наших сердцах. Мы сами определяем, каким мерилом нам будут мерить: жестоким и безжалостным – или милостивым и прощающим (ср. Мк. 4, 24).

Станем же просить у Господа этого великого дара – милующего сердца. Будем учиться у Него, Кроткого и Смиренного сердцем (ср. Мф. 11, 29), миловать и прощать. Будем творить дела милосердия, и телесные, и духовные, помня, что все, что мы делаем для самого малого из людей, мы делаем для Самого Христа.

И тогда мы будем услышаны, ибо уже здесь, на земле, старались стать орудием Его милости для мира. И обещанное блаженство изобильно прольётся на наши души.

[1] См. Иоанн Златоустсвт. Беседа четвёртая на Послание к Филиппийцам.

[2] Исаак Сирин, прп. Слово сорок восьмое.

Комментарии
Игорь Ковалев20 ноября 2025, 18:23
Александр//В основном,судить о тех, кому оказываем милость, приходится по внешнему виду, который бывает обманчив. Только о знакомых мы можем судить по поступкам, про остальных мы ничего не знаем, поэтому ваши доводы притянуты за уши и НЕ ИСПОЛНИМЫ в большинстве случаев.То, что не надо оказывать милость гордым, злым, нераскаянным, ленивым, глупым, ЯВНО ОШИБОЧНОЕ мнение, которое не выдерживает никакой критики, потому что,как минимум,мы все гордые,злые,ленивые.Так, что прекращайте спорить ради спора, надо уметь признавать свои ошибки.
Игорь Ковалев20 ноября 2025, 18:12
Александр//Если бы вы реально считали себя исчадием ада,то не обиделись бы когда вас назвали бесом страстным(я кстати писал, что вы как будто бесстрастный праведник, если неправильно ввелось слово,то хотя бы по смыслу можно было понять.)Если бы вы считали себя реально гордым, то вы бы так о гордых не писали, противопоставляя себя им и пытаясь их одолеть.А если бы вы изучали внимательно свт.Игнатия Брянчанинова, то знали бы,что о себе с уничижением нельзя говорить,это есть смиреннословие и вредно для души. "Смиренномудрый не должен высказывать свое смирение на словах;смирение на словах есть порождение гордости и беспорядочно рождает через них матерь свою тщеславие."(прп. Варсонофий Великий)
Сергей20 ноября 2025, 15:42
Александр. НУ как гордый попросит о милости, это ведь уже акт смирения! Не понимаю, про каких людей Вы ведете речь.
Александр19 ноября 2025, 12:20
...Избегать необходимо крайних характеристик и суда над личностью, поэтому не желая им погибели, мы обязаны молиться за таких. «...оказать милость и пытаться исправить — это разные вещи». Гениально! Милость — шанс вернуться на правильный путь.
Александр19 ноября 2025, 12:19
Игорь Ковалёв, «С веры начинается». Покаяние — это основа веры, ибо не осуждает согрешившего человека только тот, кто сам знает, что такое покаяние. «И как предлагаете определять...?» Аллегория между репейником и смоквой. От своего плода они узнаются. В нём отражаются человеческие поступки, выдающие греховную суть. В случае, если перед нами очевидно неправильные поступки, мы должны закрывать на них глаза и не называть вещи своими именами? Отцы не раз подчеркивали, что главная добродетель христианина — рассудительность ситуации, поступков и т.д. Все люди – грешники. Разница между ними в отношении житейского креста и личности Иисуса Христа. Различение не значит толерантность...
Игорь Ковалев19 ноября 2025, 11:25
Александр//"Милостыня должна пробуждать просящего к пересмотру своего состояния..."//Вы говорите про профессиональных попрошаек или пьяниц, что является исключением,а остальным надо помогать,не рассуждая гордый он, злой или ленивый.Милостыня должна помогать человеку,а не побуждать к пересмотру своего состояния.Причем по внешнему виду не всегда определишь реально ли нуждается человек, поэтому кроме явных признаков попрошайничества или пьянства,помогать надо всем. Прп. Паисий Святогорец:"Помнишь, что писал авва Исаак: «Даже если человек сидит верхом на коне и просит у тебя – дай ему».Ты не знаешь истинного положения дел." Надо помнить,что "...суд без милости не оказавшему милости"(Иак.2:13)
Александр18 ноября 2025, 22:59
Игорь Ковалёв, ваше любопытство удовлетворю. Сказать, что гордый - ничего не сказать. Исчадие ада, которому нет спасения. Из праха вышел и в него же вернусь.
Игорь Ковалев18 ноября 2025, 22:15
Сергей//Вот,как надо приобретать любовь к врагам.Но сделать это всё равно не получится,пока не уменьшатся страсти(гнев,памятозлобие,гордость),поэтому для начала надо делать дела любви,даже если на сердце злоба, гнев на врагов.Такие действия развивают и любовь к родным, друзьям,поэтому не надо переживать,что на них сил не хватит.Свт.Игнатий Брянчанинов:"Сперва,руководствуясь Евангелием, откинь вражду,памятозлобие,гнев, осуждение и все,что прямо противодействует любви. Евангелие велит молиться за врагов, благословлять клянущих, творить добро ненавидящим,оставлять ближнему все,что бы он ни сделал против нас. Постарайся,желающий последовать Христу,исполнять все эти заповедания самым делом."
Игорь Ковалев18 ноября 2025, 21:44
Александр//" Давайте вспомним, с чего начинается милосердие и милость? Как раз, с покаяния."//С веры начинается. По вере по Христа, начинаем стараться исполнять заповеди Христовы:"Просящему у тебя дай...","Как хочешь чтобы с тобой поступали люди...""Прежде чем ерунду писать, голову пожалуйста включайте". Вы так и не ответили: вы гордый или нет? И как предлагаете определять перед тем,как оказать милость человеку, гордый ли он, злой ли, не расскаянный, глупый? Спрашивать у него или подойти и ждать пока откровение свыше будет? И ещё не надо путать,оказать милость и пытаться исправить- это разные вещи.
Александр17 ноября 2025, 21:50
...Гордые же ни в Боге, ни в вас нужды не испытывают. Ещё Антоний Великий наставлял: «К тому же лучше обходить стороной гордых людей. Не нужно стремиться им помочь исправиться. Любая попытка окажется тщетной». Те же мысли высказывает Лествичник: «Блудных могут исправлять люди, лукавых – ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог». Господь совершает врачевание тех, кто прежде отошел от Него, а не мы, со своими собственными грехами. Его милость выше нашей. Вот о чём мысли, которые описываю.
Александр17 ноября 2025, 21:49
...Хотелось бы обратить ваше внимание ещё на такую важную особенность, что творя милостыню, занимаясь благотворительностью, человек так же может служить в угоду тщеславия, не понимая, что внешние качества даны ему Творцом и добродетели — не его заслуга. Что случается довольно часто. Такое непонимание может уподобиться в нём доброму семени, брошенному среди дурной травы. Спор идёт о помощи в исправлении гордых. Ведь как уже сказано милостыня она и должна вести просящего к такому действию. Зацикленные на богословии 19 века, подтягивая к своим рассуждениям известные библейские стихи, считают что давать нужно всем без разбора, вслепую, якобы об этом говорил Господь. Но речь идёт о нуждающихся...
Александр17 ноября 2025, 21:48
Сергей, разве речь идёт о пренебрежении людей? Разве кто-то говорит о нелюбви к людям? Речь идёт о здоровом рассуждении при творении милостыни, о котором говорят св. отцы, слова которых я приводил, и их куда больше приведённых. Оказывая милость конкретному человеку, помогающий должен понимать, что она для просящего — крылья или костыль? Не отворачиваться от людей надо, а молиться за них. Милостыня должна пробуждать просящего к пересмотру своего состояния, а не калечить его, потыкая его безумию...
Сергей17 ноября 2025, 17:51
Александр. Если человек всерьез и постоянно будет творить дела милосердия, не только там, где удобно, а везде где нужно, за исключением каких-то явных абсурдных ситуаций (подать веревку, чтоб человек повесился и.т.п.), то на такого человека придет УРАГАН ударов от людей и бесов, какая там самоуверенность? - дай Бог просто остаться целым. Поэтому и пишу, что именно милость к нераскаянным врагам нужно оставить на потом, это особенность нашего времени, поддержки ближних все равно не будет, просто растопчут как таракана. Но пренебрегать обычными людьми потому, что они нам не нравятся, - преступление пред Богом. Тягчайшее преступление.
Александр17 ноября 2025, 11:35
Игорь Ковалёв: «А мы разве про покаяние ведём дискуссию??? Вы про всё, что угодно рассуждаете, только не про обсуждаемую тему». С чего вы так решили? Давайте вспомним, с чего начинается милосердие и милость? Как раз, с покаяния. Именно оно даёт новизну духа, трезвость мыслей, просвещает очи ума, духовные очи и очи сердца. Внутреннее состояние является основой милостыни, а не внешнее. Внешнее состояние это когда вы творите милостыню по некоторой традиции, по обычаю. На пример, когда ходим в храм, даём денежку нищим, потому что все дают. Прежде чем ерунду писать, голову пожалуйста включайте.
Александр17 ноября 2025, 00:41
Игорь Ковалёв, благодарствую, что охарактеризовали меня бесом страстным. Иного от вас и не ожидал. Григорий Синаит, иже во святых, утверждает: «Невозможно путём заповедей и непогрешительного подвига идти правильно без сердечной правоты». Из его слов следует, что если этого не происходит, человек становится подобным «воображающему тень взамен истины» и пребывает в самообмане, внушая себе, что простого, видимого исполнения закона Божьего, достаточно для спасения.
Сергей16 ноября 2025, 06:37
Как все происходит на практике? Человек уверовал во Христа, кается в грехах, старается жить по-христиански. Вот сначала нужно понуждать себя именно на добрые дела, исполнение заповедей, но к врагам относиться жестко, не браться за самое сложное - любить врагов. И по мере очищения от страстей - учиться и этой заповеди. Если начать с "любить врагов", то на любовь к родному отцу сил не хватит.
Сергей16 ноября 2025, 06:27
Игорь, в целом Вы правы, но нельзя не учитывать психологические особенности современников. Заповеди тяжелы, нужно самопонуждение, а "люби врага" воспринимается в духе "заткнись и увянь", прошу прощения за мой английский) - это легкое и привычное малодушие. Мир сильно извратил христианские установки, это нужно понимать.
Игорь Ковалев15 ноября 2025, 17:48
Сергей//"Мне думается также, что многие веруюшие люди путаются из-за того, что начинают с любви к врагам, не научившись любить не врагов"//Научиться любви нельзя, потому что она даëтся Богом по мере очищения от страстей и начать с любви к врагам нельзя, потому что любовь к врагам это высшая степень любви к ближнему.Можно делать дела любви по заповедям, это и есть дела милосердия, оказание милости ближним,если не имеем самой любви.
Игорь Ковалев14 ноября 2025, 19:19
Александр//" Обрезанный вариант учения Христа (грешу — каюсь — прощён)...Настоящим становится покаяние"//А мы разве про покаяние ведем дискуссию??? Вы про все,что угодно рассуждаете,только не про обсуждаемую тему.Проблема то в том,что вы не понимаете,что такое любовь,что такое смирение.Смиренный человек видит себя грешником,а других праведниками.У вас же всë наоборот,вы боретесь с гордыми,злыми,как будто вы бес страстный праведник.Отсюда и такая жестокость к гордым,злым и т. д.А это неправильное духовное состояние.Бог есть любовь и мы должны ему подражать. Перечитайте в статье признаки любви от ап. Павла:"Любовь долготерпит,милосердствует, ...все покрывает,всему верит..."
Игорь Ковалев14 ноября 2025, 18:54
Александр//"для христиан отведена задача—молиться о перерождении гордых,которые в их глазах,возможно, увидят путь истинный,в результате чего изберут покаяние."/"Гордость это корень всех проблем,и люди,зараженные этим вирусом,стали слугами греха,влившись в воинство приземленных ангелов.Без Божией помощи,самостоятельно,гордых не одолеть."//Вы там с гордыми сражаетесь,а ответьте на один вопрос:Вы сами гордый или нет?Вообще,надо отделять человека,как образ Божий и его страсти,грехи.Человека любить, оказывать почтение,как образу Божию,а грех и страсти ненавидеть.Как сказал Апостол:"наша брань не против крови и плоти,а...против мироправителей тьмы века сего,против духов злобы под небесных. "
Александр14 ноября 2025, 11:54
Не удивлён, что это говорит, так сказать, «последователь Игнатия Брянчанинова». Обрезанный вариант учения Христа (грешу — каюсь — прощён), который можно клонировать до бесконечности, меня лично не устраивает. Каяться можно миллион раз на день, но истина Божия в том, что это не даёт автоматического прощения. Настоящим становится покаяние — когда человек узнаёт, что живёт неправильно, и принимает решение жить по-другому, жить по Богу духом (1Пет. 4:6), которое предполагает полную реформацию мировоззрения, мышления, поступков и изучение воли Божией.
Игорь Ковалев14 ноября 2025, 11:50
Александр//Я вообще то про евангельские заповеди писал, которые каждый христианин должен исполнять и по которым нас будет судить Христос."Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам."(Ин.14:21) Также исполнение заповедей Христовых есть одно из основных деланий правильной духовной жизни и дела милосердия (о которых идет речь) тоже надо делать по заповедям,ради Христа, а не по естественной жалости или влечению сердца.
Игорь Ковалев14 ноября 2025, 11:33
Александр//Зачем вы пишите всякие рассуждения о том, кто как верит, кто, что считает?Это к теме ВООБЩЕ не относится. Просто признайте свои рассуждения о гордых, злых, не раскаянных,глупых ОШИБОЧНЫМИ и противоречащими Писанию, св. Отцам и простой логике.Если гордость не позволяет здесь об этом написать, то хотя бы для себя это уясните,чтобы исполнять заповедь о любви без надуманных ограничений.А мир ни то, что не улучшается, а ухудшается.Это же Господь ещё предсказал, что когда Он придëт,то не найдет ни веры,ни любви на земле.И ещё,оказать милость человеку,в котором сильно развиты страсти(гордость,злоба и т. д),это не значит с ним общаться и набираться у него этих страстей.
Александр14 ноября 2025, 11:17
Игорь Ковалёв, и ещё о милостыне. Душевное состояние людей (не нужно путать с духовным) порождает у них душевные мысли и душевные поступки (надо давать всем), которые в Библии неоднократно приравниваются к душевным мыслям и душевным поступкам животных. Иногда Бог даже ставит поведение животных выше поведения людей: Вол знает владетеля своего, и осёл — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1:3). Господь ждёт, чтобы мы стали христианами разумными, а не «духовными проститутками», которые всем дают без рассуждения.
Александр14 ноября 2025, 11:13
...Царь славы, чтобы не оставить людей беззащитными, дал оружие — молитву. В противостоянии, для христиан отведена задача — молиться о перерождении гордых, которые в их глазах, возможно, увидят путь истинный, в результате чего изберут покаяние.
Александр14 ноября 2025, 11:12
Идет духовная битва между светом и тьмой за души человеков. Во главе темных сил стоит ангел, падший через гордость. Если люцифер является врагом, а таких мы должны прощать, почему же на него не изливается благодать Божия? Почему Творец не дает ему то, что он просит? Ведь сказано: Просящему у тебя дай (Мф. 5:42). Почему игнорируется прошение? А потому что просьба эта о владычестве двух миров, земного и Небесного, без участия Бога. Гордость это корень всех проблем, и люди, зараженные этим вирусом, стали слугами греха, влившись в воинство приземленных ангелов. Без Божией помощи, самостоятельно, гордых не одолеть. Гиперспособностей у земных нет, да и мышлением лукавый сильнее...
Александр14 ноября 2025, 11:10
Игорь Ковалёв, «Во-первых, потому что есть заповеди, которые надо исполнять». Суть миссии Христа была не дублировать служение пророка Моисея, напоминая исполнять десять заповедей. Если вся соль только в том, чтобы человечество жило не нарушая десять заповедей, то нет никакой разницы, каким путём человек придёт к такой жизни. Спасение невозможно одним лишь их формальным соблюдением.
Сергей14 ноября 2025, 08:22
...однако лжелюбовь к врагам это, как правило, страх перед ними и человекоугодие. Таким образом мы вообще теряем способность к любви.
Сергей14 ноября 2025, 08:20
Александр, мне кажется, те люди, про которых вы говорите, вряд ли вообще попросят милостыни. Мне кажется, что Вы описываете ситуацию, где христианин хорошо знает явного злодея, который вдобавок еще и не нуждается в милости и не просит о ней! Тут да, остается только молитва. Но много ли таких людей?! Чаще всего я встречаю ситуацию, когда человек настолько слаб, что вызывает отвращение у православных людей, и слышится аргумент: зачем делать добро, если сердце не отзывается? Вот тут Игорь прав на 100%, добро нужно делать по заповеди, это учение Христово. Мне думается также, что многие веруюшие люди путаются из-за того, что начинают с любви к врагам, не научившись любить не врагов.
Игорь Ковалев14 ноября 2025, 00:26
Александр//"Денница пал через гордость, именно она свергла его с небес. Если «Господь гордым противится» (Притч. 3:34), почему же мы обязаны таким оказывать благодать?...Почему мы обязаны оказывать милосердие тому,кто уподобляет себя дьяволу?"//Во- первых, потому что есть заповеди, которые надо исполнять("Возлюби ближнего, как самого себя " и "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними").Во- вторых,потому, что все гордые и злые(мы с вами в том числе) и тогда никому не надо оказывать милосердие,что является абсурдом.И в- третьих,простой пример,если рядом с вами упадет в обморок и т. п. человек(гордый,злой,глупый),вы разве пройдете мимо и не поможете ему?
Александр14 ноября 2025, 00:04
...Люди до сих пор считают, что признание существования Бога и посещение культовых зданий, это и есть вся вера. Векуют, годами считая себя верующими, одновременно проявляя полное невежество в начатках Христова учения. С ними практически невозможно рассуждать о духовных вопросах и стремлении к совершенству. От этого страдает и Церковь, и весь мир. Причём второй, в добавок не понимает источник своих проблем и причины страданий. Жаждет лукавый, чтобы творение Божие, теряя настоящее и будущее, рубило сук, на котором сидит, обрекая само себя на унижение и погибель. Господи, помилуй.
Александр14 ноября 2025, 00:02
...Когда подошла очередь человека, который ожидал ответа, старец посмотрел на него своим спокойным, проницательным взглядом и сказал с улыбкой: — Если сажать рядом арбуз и тыкву, то произойдёт следующее: тыква заберёт всю сладость от арбуза, и арбуз станет невкусным и несладким. А вот тыква, сколько бы ни приняла сладости, всё равно останется тыквой. Поэтому, если хотим иметь сладкие и вкусные арбузы, нужно сажать их подальше от тыквы. Что касается Брянчанинова его мало читать его ещё и понимать нужно. Сейчас скажу вам мысль не популярную. Очевидно одно, вот уже наступает 2026 год от Рождества Христова, да только воз и ныне там. Мир ни на йоту не изменился в лучшую сторону...
Игорь Ковалев14 ноября 2025, 00:02
Александр//"Сначала вы утверждаете что приведённые мной цитаты не о милостыни, потом соглашаетесь с высказываниями св. отцов.Лукавите?...Определитесь с позицией."//Мы ведем дискуссию и если в первых комментариях вы приводили цитаты не к месту, то в последующих привели о милостыне(Василия Великого),но эти цитаты подтверждают, как раз мои слова, а не ваши,что не надо подавать не нуждающимся любостяжателям(я писал мошенникам- тунеядцам).Ни в Писании,ни у св. Отцов вы не найдете утверждений,что не надо оказывать милость злым,гордым,не раскаянным, глупым.Это просто какой-то абсурд и противоречие заповедям.("Итак,во всем, как хотите,чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними(Мф.7:12)
Александр14 ноября 2025, 00:01
...Один человек решил посоветоваться со старцем Паисием Святогорцем об искушении: когда он общался с товарищами, имеющими гордый образ жизни, то и сам вёл себя так же. И сколько сил ни прилагал, никак не мог исправиться. Пока он размышлял, как лучше задать вопрос, кто-то принёс старцу в подарок прекрасный арбуз. Паисий взял его и обратился к паломникам со словами: — Поскольку принесли арбуз, одолжите мне нож, чтобы нам его разрезать. А потом я открою вам тайну, как сделать, чтобы арбузы росли сладкими и вкусными. Затем старец начал резать арбуз на доли, давая каждому по куску...
Александр14 ноября 2025, 00:00
...Попрошайничать — это надоедливое выпрашивание чего-либо, в том числе милостыни. Гордый человек не будет перед вами унижаться и просить, потому что он гордый. Под нуждающимися мы понимаем людей, у которых Господь — упование и цель. Гордый же на Бога не уповает, он не испытывает никакой нужды ни в Нём, ни в вас. Спаситель нас учит: А Я говорю вам: любите врагов ваших (Мф. 5:44) — величайший долг христианина!!! В чём здесь заключается любовь наша к ним? Иметь сострадание, желать добра и молиться за обижающих и гонящих нас, чтобы и в них произошло перерождение. Как нам общаться с гордыми? Необходимо помнить, что зло заразительно...
Александр13 ноября 2025, 23:59
Игорь Ковалёв, Евангелие я читал и читаю. Возможно и вы его читаете, но осмысливаете по-принципу: одна баба сказала. Давайте для начала определимся. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5:42) — истина! Из этого мы понимаем, что смотреть мы должны на просящего у нас как на того, кто даёт нам милость подать Самому Христу. При этом мы не должны забывать, что дела милосердия должны сопровождаться рассудительностью, чтобы дать нуждающимся. Своим ближним мы должны говорить слова Бога: Просите, и дано будет вам (Мф. 7:7). Просить и попрошайничать — это не одно и то же. Просить — это предложение о помощи, выбор и согласие на помощь...
Игорь Ковалев13 ноября 2025, 19:32
Александр//Христос прямо говорит, что Он оказывает милость добрым и злым, праведным и не праведным, и призывает нас делать также, проявлять делами любовь к ближнему, который может быть и не верующим, и злым, и гордым, и глупым.Ваши же утверждения противоречат словам Самого Христа,соответственно делайте из этого выводы.И почитайте о любви к ближнему, хотя бы того же свт. Игнатия Брянчанинова.
Игорь Ковалев13 ноября 2025, 19:18
Александр//Продолжение.Толкование(Прп.Паисий Святогорец):"Христос сказал,что надо, не испытывая, давать тем,кто у нас просит(Мф.5:42,Лк.6:30)И даже если просящий не нуждается,ты все равно должен ему дать...Бог «дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5:45),так почему же нам не помочь своему ближнему?А разве сами мы достойны всех тех даров, которые подает нам Бог? Евфимий Зигабен:"...то сказал яснее:всякому же просящему у тебя дай...Лука(6,34).Притом,повелевает не различать достойного от недостойного. Какой бы он ни был,он нуждается в том, чего просит.И Бог все необходимое для поддержания жизни равно предоставил всем людям, добрым и злым, верным и неверным."
Игорь Ковалев13 ноября 2025, 19:06
Александр //"Зачем перекручивать и перевирать Писание? Где в Евангелии, сказано о том,что мы обязаны оказывать милость данной категории лиц?"//Такое ощущение, что вы Евангелие не читали и не слышали про любовь к ближнему. "Просящему у тебя дай,и от хотящего занять у тебя не отвращайся.... А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных."(Мф.5:42) Толкование:"Христос сказал, что надо, не испытывая, давать тем, кто у нас просит (Мф. 5:42, Лк. 6:30)....
Александр13 ноября 2025, 16:48
...Посыпаете меня библейскими цитатами, не считая нужным посмотреть их толкования. Это вы, будьте проще, не надо ничего от себя выдумывать. Если человек верит в существование Бога, это не значит что он спас свою душу, как слепой не становится зрячим, если верит в существование света. Однако и обладание всеми знаниями не делает человека верующим. Наличие веры подтверждается практическими применениями полученных познаний в повседневной жизни. Истинно верующий — это союз теории и практики, одно другое дополняет.
Александр13 ноября 2025, 16:47
Игорь Ковалёв, не надо повторять по-нескольку раз одни и те же фразы, подталкивая к словопрению. То, что милостыня — не только деньги, для меня вы Америку не открыли, не стоило трудиться. За глупца держите? Сначала вы утверждаете что приведённые мной цитаты не о милостыни, потом соглашаетесь с высказываниями св. отцов. Лукавите? Вам по существу, больше нечего сказать? Определитесь с позицией. Денница пал через гордость, именно она свергла его с небес. Если «Господь гордым противится» (Притч. 3:34), почему же мы обязаны таким оказывать благодать? Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас! Почему мы обязаны оказывать милосердие тому, кто уподобляет себя дьяволу?...
Александр13 ноября 2025, 10:26
...Опираясь на свои фантазии, маскируясь под учение Христа, превращают Спасителя в покровителя всех мерзавцев, и уничтожителя Божиего закона. Да будет вам известно, что пытающиеся совершать добро по своему разумению, творят не что иное, как жертву первенца Адама и Евы — Каина. Но, такие «милосердные Каины», с их добродетелью и жертвами, Богу не нужны. Он ищет людей с мышлением Авеля, потому что только такой менталитет ведёт в Царство Небесное.
Александр13 ноября 2025, 10:25
Игорь Ковалёв, ваши слова: «...оказывать милость надо ВСЕМ, и гордым, и злым, и нераскаянным, и глупым. И это утверждение основано на словах Христа, который не делал таких ограничений». Зачем перекручивать и перевирать Писание? Где в Евангелии, сказано о том, что мы обязаны оказывать милость данной категории лиц? Молится за них — да, верно. Их прощение происходит на условии Бога, Его милости, а не вашей. Не первый раз сталкиваюсь с тем, что христиане имея о многих вещах весьма смутные представления, обо всём любят догадываться сами, или предпочитают не думать вообще...
Игорь Ковалев12 ноября 2025, 20:02
Александр//"Игнатий Брянчанинов вскружил вам голову, будьте проще — как дети."//Игнатий Брянчанинов не может вскружить голову.Вскружить голову может женщина,а писания свт. Игнатия написаны по внушения Святого Духа и их истинность засвидетельствованна Церковью. Быть, как дети, апостол говорит про злобу, а умом будьте совершенны, продолжает он.Я то как раз просто пишу, что ВСЕМ надо оказывать милость( кроме нескольких исключений, про которые вы и привели цитаты св. Отцов),причём милость - это не только подача милостыни. Это у вас куча ограничений(гордый, злой, ленивый, не расскаянный, глупый),к тому же ни на чем не основанных.Так, что это вы будьте проще, не надо ничего от себя выдумывать.
Игорь Ковалев12 ноября 2025, 19:27
Галина И.//"Каждый поступай по уразумению сердца своего"-Цитата неверная.Реально совсем другой смысл:"Каждый поступай по удостоверению своего ума." (Рим.14:5) //"дела милосердия,по зову сердца","И вам желаю конкретных дел,по сердцу "//"Крещеный не имеет права поступать по влечению сердечных чувств, зависящих от влияния на сердце плоти и крови,как бы ни казались эти ощущения добрыми;от него принимаются только те добрые дела,к совершению которых возбуждают сердце Дух Божий и Слово Божие,которые принадлежат естеству, обновленному Христом."(Свт.Игнатий Брянчанинов)
Игорь Ковалев12 ноября 2025, 19:04
Галина И.//"Вообще-то занималась делами милосердия добрых полвека,со школы. Имею несколько благодарностей в трудовой книжке и множество грамот именно за добрые дела.Никогда в жизни не хвалилась этим."//Вы не понимаете,что рассказывать о своих добрых делах - это и есть "хвалиться этим"?Вместо стяжания благодати в таком случае развивается тщеславие и гордость, поэтому Господь и сказал делать добро в тайне.И дела милосердия нало делать не "по зову сердца"(сердце то у нас страстное),а по евангельским заповедям, ради Христа.Только тогда будет польза,а не вред для души.Изучите этот вопрос(например его раскрывает Игнатий Брянчанинов в главе о добре падшего естества),чтобы ваши дела не были напрасны
Александр12 ноября 2025, 17:33
...Основная же масса «нищих», которую вы часто наблюдаете в повседневной жизни, скорее относится к тем, для кого попрошайничество превратилось в профессию. О нужде в различении, излагаемом в моём комментарии, Василий Великий говорит: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою».
Александр12 ноября 2025, 17:32
...Один монах очень любил виноград и Бог послал ему виноград, прежде чем попробовать, монах задумался — быть может другой монах также жаждет винограда. Другой, в свою очередь, подумал точно также. Итак гроздь прошла по всему скиту и снова вернулась к первому, никто не притронулся ни к одной ягодке. Вот оно, настоящее милосердие. Благотворить дело хорошее, разве в этом спор? Но творить её необходимо с умом. Как сказал Филарет Московский: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души»...
Александр12 ноября 2025, 17:31
Игорь Ковалёв, неправильно рассуждаете здесь скорее всего вы. Игнатий Брянчанинов вскружил вам голову, будьте проще — как дети. Ваше усердие в теории похвально. Останется ли время на практическое применение? «Милостыня да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать» (Дидахе). Вы когда-нибудь пробовали просить подаяние? Представляете, что приходится испытывать человеку в этом состоянии? Есть люди, которые испытывая большую нужду, отказываются принимать от людей какую-нибудь помощь, потому что у таких людей Господь — упование и смысл. Они далеки от земных удовольствий, не принимают ничего, что считают излишеством, довольствуясь необходимым для поддержания жизни...
Игорь Ковалев12 ноября 2025, 13:27
Александр//*Из пустого в порожнее переливаете?"//Нет, я то, как раз,пишу конкретно, что оказывать милость надо ВСЕМ,и гордым,и злым,и нераскаянным, и глупым.И это утверждение основано на словах Христа, который не делал таких ограничений.К тому же надо быть прозорливцем, чтобы,взглянув на человека, определить гордый ли он, злой,не расскаянный,ленивый или глупый.Не понятно, вообще, откуда вы это взяли?Приведенные же вами цитаты,совсем не про оказание милости, т.е. не к месту.Реально же исключение составляют,как я и писал, только мошенники, не хотящие работать и зависимые люди(пьяницы, наркоманы).И где вы в моих словах увидели " переливание из пустого в порожнее" тоже не понятно?
Александр12 ноября 2025, 10:46
Игорь Ковалёв: «...надо оказывать милость — всем,... Единственно, надо смотреть...». Из пустого в порожнее переливаете?
Галина И .12 ноября 2025, 09:20
Игорю Ковалеву. Есть у людей конкретные дела милосердия, по зову сердца, а есть, простите, просто болтовня и желание блеснуть своими знаниями."Каждый поступай по уразумению сердца своего". Дорогие "учители", что я печатала, то для более полного раскрытия темы статьи, не для какой - то лести.Приведены в пример дела -то ничего не стоящие. Вообще-то занималась делами милосердия добрых полвека, со школы. Имею несколько благодарностей в трудовой книжке и множество грамот именно за добрые дела. Никогда в жизни не хвалилась этим. И вам желаю конкретных дел, по сердцу и по милости Божией. А говорильни сейчас слишком много, но она рассыпется, как прах, при наступлении жёстких испытаний. Слава Христу!
Игорь Ковалев11 ноября 2025, 18:49
Галина И //"Вчера сказала добрые слова пожилым женщинам, провела по заснеженной улице до остановки слепого дедушку с палочкой,"//Как это согласуется с заповедью Христа:" У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."(Мф.6:3)Толкование(свт.Игнатий Брянчанинов):"Добрые дела наши должны быть сокрыты не только от человеков, но и от нас самих, чтоб не только человеки не растлевали душ наших похвалами, но и самое сердце наше не льстило нам, и не прелюбодействовало, нарушая святой союз с святым смирением."
Игорь Ковалев11 ноября 2025, 18:26
Александр//Вы не правильно рассуждаете.Господь сказал :"Просящему у тебя дай"(Мф.5:42),а также привёл притчу о том, кто нам ближний и кому надо оказывать милость- всем, нуждающимся в помощи (материальной и моральной).Единственно, надо смотреть чтобы наша помощь не была потаканием страстям( например дать пьянице на выпивку или мошеннику- тунеядцу), а думать - гордый он, злой, не благодарный или не расскаянный совсем не надо.Кстати ,кто из нас не гордый и не злой? Вы где таких людей видели? Получается по вашей логике, вообще никому помогать не надо, пока он не достиг бесстрастия.
Игорь Ковалев10 ноября 2025, 19:24
Дела милосердия надо делать ради Христа, по Его заповедям,а не просто по естественной жалости и конечно не на показ,по тщеславию. Только тогда будет польза для души, в противном случае, делая дела падшего естества (по словам Игнатия Брянчанинова), разовьëм своë падение,гордость и уподобимся бесам.Чтобы приобрести милующее сердце, надо конечно принуждать себя к исполнению заповедей и совершению дел любви,как и написано в статье,но достичь мы этого сможем ТОЛЬКО, очистив сердце от страстей. И любовь даëтся Богом по мере очищения от страстей.Описанное апостолом состояние любящего сердца("долготерпит, милосердствует,не завидует" и т. д) и есть состояние бесстрастия ("совокупность совершенства")
иерей Тарасий10 ноября 2025, 18:29
Сердечно благодарю читателей за отзывы и размышления. Спаси Христос.
Александр 9 ноября 2025, 13:26
...Праведники слёзно вымаливали у Господа такое состояние. Конечно можно сказать: с миру по нитке — голому рубаха. Но, в минуту, когда протягиваем руку помощи, не боимся ли обстоятельств? Имея тысячу рублей, дадим одну монету, потому что остальное — жалко. Какова наша жертвенность? Стыдно перед Христом стоять, не вхожу в малое стадо, потому что — не аксиос. Богу нашему слава!
Александр 9 ноября 2025, 13:25
Галина, рад за вас. А вот себя милосердным не считаю. О милосердии конечно можно написать хорошо, вывесить, так сказать, красивые занавески. А будет ли истина за ними? Сможем ли: как евангельская бедная вдова (Лк. 21:3-4), не думая о своём пропитании, отдать все последние средства какие у нас есть? Скинуть свою шубу, как отец Иоанн Кронштатдский, чтобы согреть бездомного? Произнести слова праведного Иова: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (Иов. 1:21)?
Галина И 8 ноября 2025, 14:22
Да, Александр, но тема статьи- блаженство милостивых, и в данном случае мы говорим о делах милости согласно учению Церкви. Не углубляясь в либеральное самокопание и разгребание немощей и грехов других. По мне, так окажи милость, где можешь, как можешь и кому можешь. И слава Богу. Вчера сказала добрые слова пожилым женщинам, провела по заснеженной улице до остановки слепого дедушку с палочкой, и так самой хорошо на душе стало. Аж расцвела. Вот и вся философия. Всего вам доброго.
Галина И . 8 ноября 2025, 13:52
Александру. Аминь.
Галина С 8 ноября 2025, 11:47
Согласна с тем, отец Тарасий пишет. Статья полезная.Действительно, необходимо нам стяжать милосердие и сострадательность.И правильно говорят, что нуждающийся просит и надо сразу, быстро принять решение, помочь или отказать. Если просит высокий, крепкий мужчина хочется отказать. Тут прав в своих комментариях Александр. Да и надо не только миловать врагов, но и молиться Богу, чтобы защитил от обидчиков,есть люди гордые и наглые.Но однозначно надо прощать обидчиков. Христос на Кресте простил распинателей, которые вовсе и не собирались просить у Него прощения. Святой архидиакон Стефан молился о прощении тех, кто побивали его камнями.
Александр 8 ноября 2025, 00:14
Очень часто, чтобы из-за нашей, так сказать, "помощи", не произошло доведение человека до дна адова, Господь всё берёт в свои руки, в таком случае, от нас требуется всего лишь прощение и молитва за грешника.
Александр 7 ноября 2025, 23:40
...Присмотритесь к ежедневной жизни. Разве кто-то сейчас думает об этих словах, когда ежедневно кто-либо погрешает против нас чем-либо, или, когда бываем чем-то заняты или не в духе, раздражаемся от ничтожной погрешности ближних? Выходит мы пытаемся обмануть Господа словами, говоря не истинно, притворно, питая в сердце злобу и мщение, забывая, что за злопамятство и ложь, празднословие и невнимательность к молитве с нас взыщется. А вы задаёте вопрос — а нужно ли думать?
Александр 7 ноября 2025, 23:39
Галина, духовного опыта у меня нет, поэтому никого не наставляю, а всего лишь делюсь мнением, которое вы вправе оспорить. Считаете сказанное сложным и запутанным? Выход единственный — подайте, и даст вам Бог, простите, и Он вам простит, не напоказ, без соблазна и не трубя во всеуслышание. Исходя из прожитого и пережитого, не редкостью бывает то, что глаголющие о милостыне, призывающие к её творению, со своей стороны, зачастую, делами милосердия не блещут, а это опасная комбинация. Спрашиваете нужно ли думать? Вы правы, кто сейчас вообще думает, к примеру, произнося каждодневно молитву Господню? В частности, слова: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим"...
Галина И. 7 ноября 2025, 21:32
Александр, ваши размышления, конечно, не противоречат истине. Но пока мы будем думать, что за нищий грешник просит у нас подаяния согласно вашей градации, то вообще забудем, зачем стоим рядом с ним, а он испуганно будет гадать, что вам от него надо. Другое дело- когда вы уже достаточно знаете этого человека. Отец Тарасий подробно, на примере Священного Писания и святоотеческого учения, согласно Катехизису свт. Филарета Московского, раскрывает сущность и смысл пятой заповеди блаженства. Должны быть телесные дела милости и духовные дела милости, перечислены они емко и понятно, с примерами. Мудрые и полезные наставления о делах милости есть и в кн. прем. Иисуса, сына Сирахова, гл.11 -12.
Елена 7 ноября 2025, 16:28
Благодарю сердечно! Прочла с большой пользой для себя. Мудрые слова. С низким поклоном - Елена.
Евгений 7 ноября 2025, 15:46
Спасибо ,отче. Редкость такие актуальные ,для нашего времени ,статьи!
Александр 7 ноября 2025, 13:43
...Для всех этих людей покаяние — ключ к милости Божией, а не ваша помощь. Это не значит ненависть к ним, но значит не быть частью их пути, помня, что зло заразительно. Помощь ради любви должна приносить плод, а не умножать безрассудство и обман. Любовь должна быть мудрой. Иногда Бог использует трудности, чтобы дисциплинировать, пробудить совесть и привести к покаянию. Мы не спасатели, Спаситель Един, мы — не Его замена, а всего лишь помощники. Будет ли помощь благословением или ловушкой для этого человека? Молитесь о различении, чтобы избежать ошибок.
Александр 7 ноября 2025, 13:42
...Помощь такому человеку сродне биться о стену, любые попытки воспринимаются как оскорбления, в ответ часто слышны насмешки и обвинения. Здесь помощь может оказаться подпиткой гордых, мешающая Божьему процессу их смирения; 4) злых и нераскаянных, ибо это люди, сознательно выбирающие путь греха — духовный бунт. Знают, что поступают против воли Бога, но всё равно сознательно выбирают этот путь; 5) глупых и манипуляторов. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч. 26:4). Мерзость пред Господом – уста лживые (Притч. 12:22). Кто сеет неблагодарность, леность, гордость и обман — пожинает плоды своих поступков (Гал. 6:7)...
Александр 7 ноября 2025, 13:41
...2) неблагодарных, ибо неблагодарность — знак духовного упадка, состояние сердца, корень которого — гордость. Поддерживая их — укрепляем их эгоизм. Кто действительно нуждается в помощи выражает благодарность (признак смирения) даже в самом малом, потому что его сердце открыто. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес. 5:18), неблагодарный же принимает всё как должное, ставя себя в центр — мне всё принадлежит; 3) гордых и высокомерных, ибо гордость — корень многих грехов, ослепляет духовные очи. Мир учит человека ставить себя в центр, не понимая смысла: кто хочет быть большим да будет всем слугой (Мк. 10:43-44)...
Александр 7 ноября 2025, 13:40
То, что описывается в данной статье, безусловно верно, и с этим трудно не согласиться, потому что, как гласит пословица, милостыня — сухари на дальнюю дорогу. Однако, не будем обольщаться, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Важно уметь отличать тех, кто действительно нуждается в помощи от тех, кто её сознательно отвергает. Иногда наша помощь человеку может оказаться препятствием для его духовного роста. Писание предупреждает, что мы должны уметь различать: 1) ленивых, ибо лень есть — духовная болезнь. Если человек сознательно выбирает безделие, превращая помощь других в образ жизни, отказываясь принимать ответственность, тогда наша поддержка для него становится ядом;...
Инга Пинигина ( Ирина) 7 ноября 2025, 04:01
Потрясающе, всё в самое сердце, очень доходчиво, спасибо батюшка, будем учиться быть милостивыми, помоги нам Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.