Николай Лобастов: «Литература – это преддверие Церкви»

Учитель литературы о православном взгляде на русскую классику

Николай Алексеевич Лобастов – учитель русского языка и литературы технического колледжа «Логос» города Боровск Калужской области, выпускник миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в 1996–2018 годах – издатель и редактор газеты «Свет Православия», автор книжного цикла «Записки сельского учителя», дважды ставшего лауреатом Национальной премии «Лучшие книги и издательства года», автор 100 программ на радио «Радонеж». Наш разговор с ним о том, чем должны стать для школьников уроки литературы, и что на самом деле хотели сказать нам классики.

Николай Алексеевич Лобастов, учитель русского языка и литературы Николай Алексеевич Лобастов, учитель русского языка и литературы

– Николай Алексеевич, мне запомнились ваши слова: «Раньше стремились к мудрости, сейчас все ринулись за знаниями». До 1917 года детям внушали, что жить нужно по Божиим заповедям, в советское время декларировалось, что людей (в том числе и маленьких, и юных) нужно учить разумному, доброму, вечному (вплеталась, конечно, и тогдашняя идеология, но цель была обозначена именно так). В постсоветской России стали учить, как хорошо сдать ЕГЭ. Много лет учителя прежде всего готовили ребят к экзаменам, оказывая «образовательные услуги», и лишь в последние годы снова заговорили о воспитании личности. Но сколько детей выросло в эпоху школьных «услуг»…

– Образование – это всегда часть идеологии. Если до революции главным было спасение души для жизни вечной, в СССР – гармонически развитая личность, то после его распада стал править рынок. И до сих пор образование поставляет на рынок товар, именуемый «специалисты». Тут важнее не личность, а индивидуальность. То есть развитие природных способностей человека вне категорий добра и зла. И по сей день все вынуждены играть в эту игру. Школа хочет выпустить более качественный товар, ученики хотят приобрести знания, чтобы в будущем выгоднее продать свои умения и более обеспеченно, комфортно жить.

Образование – это всегда часть идеологии

Коммунисты когда-то хотели построить «царство небесное» на земле, но войти туда мог тот, кто был гармонически развитой личностью, причем высоконравственной. А сегодня в нашем обществе прав и свобод господствует либеральная идеология. И хотя в официальных документах уже отводится важная роль воспитанию, но развернуть машину, которая несется на полном ходу, не так-то просто, нужно время. Слава Богу, учителя на местах часто трудятся вопреки либеральным установкам, особенно учителя, что называется, старой закалки. То есть надо менять идеологию. В рамках либеральной проблемы кардинально не решить. Образованные и умные так и будут сбегать за границу.

– Ваша книга в 6-ти томах – это взгляд на русскую литературу сквозь призму Евангелия. Что вы увидели?

– Главное: наша литература – великая! Потому что она занималась «вечными вопросами». Другое дело, что писатели когда-то уклонялись от истины, когда-то возвращались к ней. Я заметил: у каждого заблудившегося в какой-то момент появляется «окно прозрения», видимо, интуитивно, вопреки мировоззрению. У того же Тургенева Базаров говорит: «На моей могиле лопух будет расти, а что дальше?» Вопрос задан гениально! Или Некрасов. Ругал-ругал всё и вся, а потом написал такие стихи: «Злобою сердце питаться устало. Много в ней правды, да радости мало». Вся его поэзия была построена на ненависти, на отрицании. В нашей литературе очень пронзительно написаны светлые образы. Например, Марфинька из романа Гончарова «Обрыв». Это вершина просто! Она выходит замуж совершенно без страсти и знает, что истинная любовь – когда ты всех любишь по-христиански.

– Когда-то литературных героев, даже Онегина и Печорина, представляли школьникам как борцов за свободу, революционеров. А сейчас их показывают только эстетами, просто скучающими дворянами. Что вы говорите о них своим ученикам?

– Здесь дело в подходе. У пришедших к власти большевиков он был один, но по схожему принципу зачастую действуют и сейчас. Выделяют то, что важно для идеологии, в данном случае, либеральной, господствующей ныне. Причем этот подход используют даже православные. Например, говорят, что Анну Каренину Бог наказал за ее грех. Или что в «Грозе» Островский хотел показать, как развивается грех (там действительно можно увидеть, что сначала в душу входит помысл и так далее). Но автор-то такой задачи не ставил! Он хотел показать, что Катерина само понятие греха отрицает и, как кажется автору, правильно делает. Видите, авторская позиция совершенно другая. Кстати, в «Грозе» очень много молятся. Островский хочет показать, что молитва – это просто нечто, что нам навязали и что за этим ничего не стоит. Молитва в «Грозе» силы не имеет, это просто обряд. То есть у нас педагоги не хотят знать, как мыслил автор, а лишь использует произведение для достижения своих целей. Такой подход совершенно неправильный.

Гоголь, кстати, был удивлен, когда после выхода «Ревизора» все увидели в его книге критику чиновничества и т.д. Он был в ужасе! Потому что он ставил другую задачу: все мы умрем, за все мы ответим. Так что бесполезно ориентироваться на людей – надо ориентироваться на Бога. Такова была его мысль, если кратко. Гоголь ведь тогда очень расстроился. И в наше время существует опасная тенденция «отрывать» автора от произведения. Произведение якобы живет отдельной жизнью. Но простите, есть русская поговорка: у кого что болит, тот про то и говорит. Они мудрые, поговорки. Надо понять, как жил, о чем думал автор, тогда мы поймем, что он хотел нам сказать.

Возьмем Базарова. Он ушел с консервативного пути в нигилизм, заблудился. Но душа же жаждет. И, по мысли Тургенева, утолить духовную жажду может только страсть. Для Тургенева вообще страсть заменяет благодать. Если человек способен быть страстным, то это нормально, правильно, хорошо. Вот это и хотел показать Тургенев в «Отцах и детях». Страсть для него (это касается и других его произведений) – энергия для жизни.

Или «После бала» Толстого. Я удивляюсь, как люди могут трактовать, будто Толстой говорит нам, что в царские времена все было очень жестоко, что он просто выступает против жестокости. У него идея-то другого уровня: государство – аппарат насилия, нужно жить без государства. Ведь коммуны толстовские, они же жили обособленно, как старообрядцы. Толстой нам это предлагает и ради этого пишет рассказ. Он же был антигосударственник! То есть преподавать литературу нужно так, чтобы ученики поняли, что есть Истина, и показывать, как наши писатели эту Истину ищут, и находят ли…

– Чье творчество, на ваш взгляд, несет свет Православия?

– Идеальное, как мне кажется, в этом плане произведение – это «Капитанская дочка». Там о Христе не говорится, но все события рассматриваются с христианских позиций. Розанов писал, что «Пушкин дает норму отношения к действительности». Это очень правильно. Есть еще поздний Пушкин, «пятикнижие» Достоевского, Гончаров. Тютчев, конечно, молодец. Правда и его страсти заносили, как всех, собственно. Идеального с христианских позиций творчества мы не найдем, потому что писатели – люди. А мы, люди, – совсем не ангелы.

Идеального с христианских позиций творчества мы не найдем, потому что писатели – люди

– Пушкин. Почему и как состоялся его переход от увлечений Вольтером и Байроном, и даже от откровенных насмешек над религией к созданию такого произведения, как «Капитанская дочка»?

– Это, конечно, чудо. Этого объяснить, на мой взгляд, невозможно. Никакими фактами биографии или чем-то другим. В молодости это был будущий Вольтер. А потом он резко, быстро, круто уходит от этого. Вот Толстой – прямая противоположность. Ведь сколько уговаривали, уж и возраст-то. Но нет. А Пушкин двигался в правильном направлении с молниеносной скоростью. Он увлекался Байроном всего три года, был с декабристами, но после восстания всё понял. Конечно, Бог дал ему няню, в ссылке он почувствовал вкус деревни и в город возвращаться не хотел, это просто мука для него была. Как Достоевский на каторге понял веру русского народа и полежал на нарах рядом с ним, так и Пушкин именно в деревне принял эту веру в сердце. А когда есть такой опыт, тогда уже человека не сдвинешь. Я где-то прочитал, что после тридцати лет Пушкин не написал ни одной строчки о страстях. А Бунину около 70-ти было, когда он сочинял свои «Темные аллеи».

– Вы как-то сказали, что по глубине понимания человеческой личности Достоевским никто из русских писателей даже близко не подошел к нему…

– Да, он заглянул в такую глубину… Он изучал зло и страдание и сделал вывод, что страдание входит в замысел Божий о грешном человеке, что именно оно для грешника – лучшее лекарство. Он понял, что нет нравственности без религии. И что такое социализм. Все разложил по полочкам! Цитирую: «Социализм и христианство – антитеза». Достоевский заявил, что социалисты и либералы – это близнецы-братья, а отец их – прогресс. Больше я ни у кого этой мысли не встречал, только уже в наше время у Натальи Алексеевны Нарочницкой.

У нас в стране сложилась какая-то странная ситуация: мы как бы стесняемся своей веры

– Какие, на ваш взгляд, значимые произведения стоит включить в современную школьную программу?

– Сначала о том, что исключить. В программе до сих пор «Как закалялась сталь» и Некрасов. Зачем это надо? Я бы побольше взял Пушкина и Достоевского, обязательно «Обрыв» Гончарова. И, конечно, «Братьев Карамазовых». Это произведение сложное, для зрелых людей, но познакомить ребят в школе, дать какие-то тезисы, на мой взгляд, обязательно надо. Еще у нас богатейшая литература советского периода. Шукшина очень люблю, Солоухин Владимир Алексеевич – великолепнейшие книги! Но нет запроса на эти вещи. Потому что нет твердой идеологии, стоящей на православном фундаменте. А ведь литература – это преддверие Церкви. У нас в стране сложилась какая-то странная ситуация: мы как бы стесняемся своей веры. Очень многие крещены, в храм ходим. И учителя в том числе, и большие начальники от образования. Но мы боимся это вынести в общественное пространство и теряем своих детей. Почему мы в своей стране, в обычной российской школе не можем открыто говорить о христианских ценностях как о данности и неоспоримой истине? Чего мы стесняемся? Мне говорят: «Надо с нейтральной позиции». Какая нейтральная позиция?! Это ложь! Посмотрите, что пишет Ильин: «Не говорить злу ни “да”, ни “нет” – значит сказать ему “да”».

– Вы много лет прожили в Нижегородской области, а теперь перебрались под сень Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, преподаете в колледже при обители. Скажите несколько слов о новом месте, о новой работе и о творческих планах.

– Я наблюдаю учебное заведение таким, каким оно должно быть. Когда нет вот этого «ЕГЭ-йного» подхода. Все подчинено формированию человеческой личности. Есть духовники. Ребят не заставляют, но они ходят в храм. Просто неразрывно связаны образование и воспитание. Этот опыт хорошо бы распространять. Что касается планов, то сейчас я пытаюсь шесть томов «Записок сельского учителя» объединить в одну книгу, сделать выжимку. И если книга выйдет, то она будет называться «Русская литература в поисках истины». Также хотелось бы выпустить небольшую книжку под названием «Либерализм – власть тьмы» об опасности современной идеологии. Если Бог даст!

С Николаем Лобастовым
беседовала Надежда Муравьева

14 ноября 2025 г.

Смотри также
Гордыня как первопричина духовной грязи Гордыня как первопричина духовной грязи
О романе Умберто Эко «Маятник Фуко»
Гордыня как первопричина духовной грязи Гордыня как первопричина духовной грязи
О романе Умберто Эко «Маятник Фуко»
Александр Попов
После «Маятника Фуко» мне стало понятно, почему христианство запрещает читать оккультную литературу: это слишком большое искушение для гордого ума.
Духовное детство в русской литературе Духовное детство в русской литературе
Мария Тоболова
Духовное детство в русской литературе Духовное детство в русской литературе
Мария Тоболова
Велико влияние семьи на духовное становление ребенка, ибо именно в семье он воспринимает уроки христианской нравственности на примере своих родителей.
Апокалипсис «Тихого Дона» Апокалипсис «Тихого Дона»
Иером. Нектарий (Соколов)
Апокалипсис «Тихого Дона» Апокалипсис «Тихого Дона»
Скрытая религиозность в творчестве М.А. Шолохова
Иеромонах Нектарий (Соколов)
Весь роман — это какое-то непреклонное и неотвратимое в своей последовательности наказание, настигающее каждое преступление.
Комментарии
Галина20 ноября 2025, 11:26
Иоанна, а как то обстоятельство что двадцать пять лет из семидесяти прожитых замечательный русский поэт Федор Тютчев отдал российской цензуре? и кроме того, "...вступление Тютчева в должность совпало по времени с учреждением секретного Комитета по делам печати, который, по словам современников, просто «зверствовал» в то время..."
Алла20 ноября 2025, 02:06
Иоанна, странная логика. А когда в России цензуры не было, при царях что ли? Отчего тогда Пушкина в ссылку отправляли? Островский и сам придерживался тех взглядов, которые отобразил в романе, он не писал по заказу. Или Шолохов тоже не литература, раз писал при большевиках?
Кира19 ноября 2025, 01:27
Иоанна, и во времена русских классиков была цензура. Ходили в списках ненапечатанные стихотворения Пушкина, после лермонтовское "На смерть поэта". Островский же искренне рассказывал о событиях, в которых непосредственно участвовал, о чувствах, которые испытывал как сам он, так и многие люди вокруг него. Поэтому дух времени его книга отражает, хоть всесторонней картины событий и не дает. Для того, чтоб всестороннюю картину получить, нужно и других авторов читать. А в том, что из его произведения сделали агитку, не его вина.
Иоанна_18 ноября 2025, 09:11
Кира, не может быть передан "дух времени" в условиях жесточайшей государственной цензуры! Передана идеологическая картинка. А вот русская классика действительно передаёт дух времени, в чём её ценность, в том числе.
Иоанна_18 ноября 2025, 08:54
Читательница, я говорю не о литературе, а о тех печатных "продуктах", которые литературой не являются, но в известный период выдавались за литературу, на деле же служили только одному: утверждению государственной идеологии. Вместе с этим государством и его идеологией они ушли в прошлое, так как никакой художественной ценности не имели. А великая русская литература как была, так и осталась, и её значение никто не оспаривает.
Анна17 ноября 2025, 20:26
Помоги Господи! Неужели остались такие учителя? Беседа - бальзам на душу. Согласна с каждым словом.
Читательница (Подмосковье)17 ноября 2025, 17:14
Я еще вот что подумала. Если "ценить драгоценное время своей земной жизни", то христианин не должен тратить его на посещение, например, Большого театра, концертных залов, художественных выставок, не смотреть кино, о роли которого в духовном возрастании тоже говорит владыка Тихон. Если б не было искусства и художественной литературы, наверное, началось бы расчеловечивание. Культурная и духовная жизнь не должны быть антиподами, а должны дополнять и обогащать друг друга. Я вот люблю что-нибудь "мурлыкать". И могу, промурлыкав 33-й псалом, переключиться на любимую мной советскую песенную классику.) Всегда можно сэкономить время на чем-нибудь другом, действительно бесполезном.
Читательница (Подмосковье)17 ноября 2025, 16:07
Митр. Симферопольский и Крымский Тихон: "Великая русская литература — это главный учитель веры, с моей точки зрения" (https://crimea-eparhia.ru/165830.html). Иоанна, если следовать Вашей установке, то и Пушкина читать не нужно, ведь он еще как блуждал в поисках истины. Владыка Тихон говорит о его метаморфозах и пути к Богу. В жизни бывают разные ситуации, и художественная литература как раз может помочь понять, какой выход правильный. Конечно, это в первую оч. касается молодежи. И не все же уже на последней ступеньке духовной лествицы.) Священное Писание и святоотеческую ли-ру при этом никто не отменяет.И почему бы не прочитать (перечитать) что-то из классики просто ради наслаждения словом?
Кира17 ноября 2025, 14:34
Островский не обладал большим писательским талантом, но ценность его роиана в другом: там передан дух эпохи, показаны люди эпохи. Он и сам был одним из тех "стальных" людей. Кстати, написал эту книгу, борясь с тяжелейшей болезнью, так что история его жизни также поучительна. А Некрасов без прикрас описывал народную жизнь в РИ. При этом оба автора легко читаются и воспринимаются в школьном возрасте. А вот произведения великих классиков я смогла оценить лишь через несколько лет после школы, уж замужем будучи. Ведь рассчитаны эти произведения на взрослых читателей, это учителям литературы необходимо понимать.
Галина17 ноября 2025, 12:32
К Некрасову вы несправедливы. На самом деле мало кто знаком с его произведениями в достаточной мере чтобы судить о них объективно. Его и издавали-то весьма ограниченно, а написано было много. И уровень произведений Некрасова ничем не ниже Достоевского. И Островский непонятно чем не угоден. Отрицать, что так было, были такие человеки, как Павка Корчагин по крайней мере неблагоразумно.
Иоанна_17 ноября 2025, 10:58
Если человек воспринял Пушкина, Лермонтова и Гоголя, он сам поймёт, что "Как закалялась сталь" - это не литература. А что касается содержания, то христианин должен ценить драгоценное время своей земной жизни и не тратить его на изучение чужих заблуждений.
СК16 ноября 2025, 22:20
Некрасов не "всё и вся" ругал а выступал против лицемерия, против извращений "православного" рабовладения, лишавшего крестьян и бедноту человеческого достоинства.
Сергей16 ноября 2025, 21:44
"А ведь литература – это преддверие Церкви" Ох, двусмысленная фраза, ведь через преддверие можно и входить и выходить. Согласен с Антонием и Галиной И. Как -то все очень просто у Н.Л.
Ольга15 ноября 2025, 09:07
Присоединяюсь к комментариям Антония.
Галина И.15 ноября 2025, 00:57
(прод.)"Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную;..". А его пророчество о русском народе? "Создал песню, подобное стону, и духовно навеки почил". Дарья из поэмы "Мороз, Красный нос", юноша- семинарист Гриша Добросклонов с его "евангельскими песнями" и представлениями об узкой и широкой дороге, о счастье в поэме "Кому на Руси жить хорошо",-хотя и социальными. Но Некрасов верил, что такая молодежь способна привести Россию к возрождению. Да, у него было много жизненных ошибок и заблуждений, но у кого из писателей их не было, может быть, только в меньшей степени? И в конец: стихотворение Некрасова "Рыцарь на час" было прочитано священником в храме на его похоронах. Событие очень редкое!
Галина И.15 ноября 2025, 00:39
"Или Некрасов. Ругал-ругал всё и вся, а потом написал такие стихи: «Злобою сердце питаться устало. Много в ней правды, да радости мало». Вся его поэзия была построена на ненависти, на отрицании". Не буду касаться других писателей и поэтов, перечисленных в статье, но, извините, Некрасова нельзя вот так перечеркнуть парой резких суждений, не углубляясь в его жизнь и творчество. Если судить с позиции обвинявшего его в демонизме Достоевского- да, можно. Но тот же Достоевский, по воспоминаниям современников, в своей речи на похоронах Некрасова поставил его рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Его религия- это тягостный вздох угнетенной твари:"Иди к униженным, иди к обиженным , там нужен ты".(прод.)
Антоний14 ноября 2025, 17:05
"В программе до сих пор «Как закалялась сталь» и Некрасов. Зачем это надо?" - затем, что человек алчет истины. А истина познается лишь при взгляде со всех сторон. К счастью, Президент в беседе с ветеранами и блокадниками Ленинграда 18 января 2023 года поддержал возвращение в школьную программу великих Советских шедевров, таких как "Как закалялась сталь" и "Молодая гвардия". И уже 25 января попранные в черные 90-е книги начали возвращаться на полки школьных библиотек. Попранные в 90-е книги воссияли вновь! Земной поклон, Владимир Владимирович! Истину - отстоим!
Антоний14 ноября 2025, 16:43
"Если до революции главным было спасение души для жизни вечной", то почему в те годы "молодежь до того распустилась, что большинство ее физически истощено, заражено омерзительными болезнями, открыто ходят в дома свиданий, устраивают тайные общества «огарков»; распутство растет, печатный станок дает ему обильную пищу", "одни меняют себе жен и наложниц чуть не каждый год, другие отбивают их друг у друга, богачи не стыдятся иметь по нескольку «содержанок», даже богатые дамы «содержат» молодых людей для разврата"? (архиепископ Никон).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.