Санкт-Петербург, 14 ноября 2025 г.
Выставка заведующего фотослужбой Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерея Игоря Палкина «Потомки и наследники святых» открылась 13 ноября 2025 года в часовне-музее храма Воскресения Христова (Спас на Крови) г. Санкт-Петербурга, сообщает Патриархия.ru.
В экспозицию вошли около 60 фотографий — портреты, виды храмов и обителей. Герои фотографий отца Игоря — разные люди: от церковных иерархов и известных общественных деятелей до простых прихожан, многие из них связаны с храмом мученицы Татианы при МГУ г. Москвы, в котором отец Игорь служит с момента диаконской хиротонии.
Особое внимание на фотовыставке уделено людям, предками которых были новомученики и исповедники, в том числе прославленные в лике святых. На одном из снимков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл изображен с портретом своего деда — исповедника веры Василия Гундяева, в конце жизни принявшего священнический сан. Телеведущий и ученый Николай Дроздов запечатлен в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя у раки с мощами его родственника — святителя Филарета Московского. Протоиерей Сергий Правдолюбов, священник в шестом поколении, в роду которого 11 святых, запечатлен в епитрахили своего деда — священномученика Сергия Правдолюбова. Ирина Мечева, внучка и правнучка двух московских святых — праведного Алексия Мечева и преподобномученика Сергия, — на фотографии запечатлена в мемориальной комнате своего прадеда, хранителем которой она является.
Про многих своих героев отец Игорь рассказывает, что они недавно узнали, что происходят из священнических родов и имеют среди предков святых. Например, настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский долгое время не знал, что он — потомок праведного Алексия Бортсурманского: дочь отца Владимира в селе Курмыш Нижегородской области (в прежние времена — город в Симбирской губернии) попала на празднование в честь святого, решила получше узнать о жизни подвижника и обнаружила родство. На фотографии отца Игоря отец Владимир запечатлен с иконой знаменитого предка.
«У каждой работы нужно долго стоять, размышляя над судьбой того или иного человека и над тем, насколько зорок глаз художника, насколько глубок автор в своем внимании к духовной сущности каждого портретируемого», — сказал директор музея «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.
Генеральный директор выставочного центра «Росфото» Захар Коловский отметил, что помимо церковных традиций фотографии отца Игоря продолжают традиции русского портрета.
«Это образы нашей истории, образы современной жизни Церкви, это личности, которые ярко проявили себя», — подчеркнул ключарь Исаакиевского собора Санкт-Петербурга протоиерей Роман Ковальский.
Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы иерей Александр Волков сказал, что в эпоху цифровизации особенно важно знакомиться с фотоработами отца Игоря, потому что создать подобное мог только человек, это не под силу искусственному интеллекту.
Руководитель сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова напомнила, что до открытия выставки прошла встреча отца Игоря со слушателями Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. Говоря о выставке, она отметила, что «это диалог с человеком, это по-настоящему близко русскому искусству, это очень глубокое христианское отношение к человеку как к образу и подобию Божию».
Отец Игорь поблагодарил руководство музея и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, благословившего проведение выставки, а также подчеркнул, что без его священнического служения у алтаря этой выставки не могло бы быть.
Отец Игорь рассказал, что интерес к фотографии возник у него одновременно с крещением и воцерковлением. Говоря о технике, он рассказал, что это прямая печать на деревянной доске с последующей ручной шлифовкой и полировкой.
Музеем «Исаакиевский собор» издан альбом-каталог экспозиции.
Выставка открыта до 21 декабря в часы работы часовни-музея. Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 2а.