18 ноября – день избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
В самые тяжелые годы служения Патриарха Тихона духовной опорой для него стала лавра. Здесь, у раки Преподобного Сергия, он обрел силы для предстоящих испытаний, здесь же находил утешение в дни гонений.
Здесь, у раки Преподобного Сергия, он обрел силы для предстоящих испытаний, здесь же находил утешение в дни гонений
Новоизбранный Патриарх в ноябре 1917 г. первым делом отправился в Троицу, где совершил молебен у гроба Радонежского чудотворца – как бы испрашивая у великого святого мужа благословение на несение креста.
Уже в 1919-м году начались гонения: власти объявили кампанию по вскрытию мощей, а в 1920-м году лавра была закрыта. Останки Преподобного Сергия изъяли, братию разогнали. Но даже в этих условиях Патриарх Тихон, сам находившийся под постоянным давлением властей, не прерывал духовной связи с обителью.
В Москве он продолжал жить и служить в домовой церкви Лаврского подворья на Самотеке, которая оставалась для него островком молитвенного покоя…
28 августа 1917 года по новому стилю, в день праздника Успения Божией Матери, в Москве открылся Поместный Собор под председательством Московского Митрополита Тихона (Беллавина). После бурных дискуссий Собор принял решение о восстановлении патриаршества. В результате тайного голосования были определены три кандидата в Патриархи, одним из которых был владыка Тихон. Избрание Патриарха должно было решиться посредством жребия. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя старец Смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий, на котором было написано имя Тихон.
После наречения Патриархом святитель отправился в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. На паперти Троицкого собора его встретил Наместник лавры архимандрит Кронид (Любимов), будущий преподобномученик. Окропив себя святой водой, святитель Тихон направился к раке с мощами Преподобного Сергия и, преклонив колена, долго молился у мощей Преподобного. После молебна он преподал братии и всему народу архипастырское благословение. На другой день в Троицком соборе была отслужена Божественная литургия. Особой грамотой владыка установил совершать торжественные молебны с пением акафиста Преподобному Сергию и отслужил первый из них.
«Благо и спасение Родины всегда были дороги и близки сердцу истинных Христовых отшельников, – говорил святитель. – Пример сему подает нам наш отец и великий печальник земли Русской – Преподобный Сергий, игумен Радонежский. И мы, недостойные и многогрешные насельники его святой обители, должны усугубить в настоящую лютую годину свои моления о спасении Родины»1.
За две недели, проведенные в лавре в ноябре 1917 года, нареченный Патриарх почтил память своих предшественников. В Вифании им была отслужена панихида у гробницы Митрополита Московского Платона (Левшина), а по случаю 50-летия кончины Митрополита Филарета (Дроздова) совершены парастас и заупокойная литургия. Владыка также принял участие в торжественном собрании Московской духовной академии, посвященном памяти святителя Филарета, а позже навестил Александро-Мариинский дом призрения, основанный Митрополитом Филаретом. При отъезде из дома призрения Архипастырь благословил детей и просил их помолиться за него при вступлении на предстоящий ему в тяжелую годину испытаний великий подвиг управления Русской Церковью.
Святитель посетил также приписанные к лавре обители. В пещерном храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита он возглавил Божественную литургию и молебен в сослужении Наместника лавры архимандрита Кронида, а также ректора Вифанской духовной семинарии архимандрита Германа (Ряшенцева) и старшей братии скита. Побывал он и в Зосимовой пустыни, где с сыновней радостью был встречен братией монастыря.
Отслужив торжественный молебен Преподобному Сергию, владыка под звон колоколов покинул обитель и направился в Москву
В лавре святитель Тихон принял депутацию от Поместного Собора, пригласившую его пожаловать в Москву на интронизацию. Отслужив торжественный молебен Преподобному Сергию, владыка, провожаемый всей братией, под звон колоколов покинул обитель и направился в Москву.
После восшествия на Первосвятительский престол продолжилась тесная духовная связь Патриарха с братией Троице-Сергиевой лавры. В дни Святой Пасхи, когда он вновь посетил обитель Преподобного Сергия, Наместник лавры архимандрит Кронид обратился к нему с пасхальным приветствием, укрепляя Архипастыря на предстоящем ему пути:
«Христос Воскресе! Ваше Святейшество! Милостивый Первосвятитель земли Русской и наш Благостнейший Отец! Среди светлых дней Своего Воскресения воскресший Господь дает нам сугубую благодать пришествием твоим к Преподобному отцу нашему Сергию. При жизни своей он решительно отказался от высокого сана первосвятительского. Но зато в продолжение 500 лет по кончине своей дал Русской Церкви из своей обители более ста святителей, а в отношении к ее Первосвятителям постоянно является как бы небесным бессменным Патриархом всея Руси православной. И тебя он породнил со своей обителию, поручив тебе настоятельство над ней. И ты возлюбил ее любовию сыновнею, а нас, ее чад недостойных, согреваешь любовию отеческой.
В многоскорбные дни страдания Отечества и гонения на Церковь Божию к тебе, яко Первоиерарху, обращены очи православных русских людей. Гряди же к священной раке великого сына Святой Руси – аввы Сергия. Поведай ему стоны русского сердца. Он жив и ныне и слышит всех, кто притекает к нему со смиренной верой. Он видит и твое переполненное скорбями Церкви и Отечества сердце. Он услышит и твои пламенные молитвы, воодушевит тебя мужеством и будет твоим постоянным благодатным старцем – руководителем в многотрудном твоем служении родной Церкви. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»2.
В апреле 1919 года началась кампания по вскрытию святых мощей, а год спустя власти посягнули на национальную святыню – Троице-Сергиеву лавру и святые мощи Преподобного Сергия. 26 марта 1920 года вышло постановление президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». 10 мая 1920 года Патриарх обратился с письмом к председателю Совнаркома Ленину.
«Вскрытие мощей, – говорилось в послании, – обязывает Нас встать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам»3.
На обращение Патриарха пришел ответ:
«Жалобу гражданина Беллавина (Патриарха Тихона) на постановление Московского губисполкома о перевозке мощей из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев от 10 мая оставить без последствий»4.
Будучи «призванным стоять на страже народных церковных интересов», святитель считал своим священным долгом оповестить духовную паству о намерениях властей, и 10 сентября 1920 года он обратился к верующим с Патриаршим посланием:
«Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая святыня – Свято-Троицкая Сергиева лавра. Было начато с вскрытия мощей Преподобного Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям. Расчеты, однако, оказались ошибочными. Конечно, при вскрытии не было обнаружено никаких подделок, а были найдены останки Преподобного, которые всеми верующими благоговейно почитаются как его святые мощи. Но, как и следовало ожидать, оскорбление мощей Преподобного Сергия вызвало великий религиозный порыв, выразившийся в усиленном паломничестве к его цельбоносной раке. Тогда стали выселять монахов из лавры, закрывать храмы, уже переданные общине верующих по договору, и в местном Совете начали усиленно обсуждать вопрос об изъятии мощей Преподобного из лавры, о погребении их или передаче в один из московских музеев. При первых же известиях о сем Мы почли долгом своим лично переговорить с Председателем Совета Народных Комиссаров о необходимости оставить лавру и мощи в неприкосновенности, на что Нам было отвечено, что Председатель занят обсуждением важных дел»5.
Далее святитель излагал ход переписки и сообщал об опротестовании им принятых постановлений. В конце послания Патриарх Тихон обращался к верующим:
«Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал он лавры своей, а поминал стадо свое, еже собра мудре, не забывал, якоже и обещался, посещать чад своих и всех чтущих память Его»6.
Заступничество Патриарха, поддержанное верующими, оказало свое воздействие – большевики не решились вывезти мощи Преподобного Сергия Радонежского из Троицкой обители.
В период с 1917 по 1922 год резиденцией Святейшего Патриарха Тихона было московское подворье Троице-Сергиевой лавры, которое на это время стало центром церковной и духовной жизни страны. В маленькой Сергиевской крестовой церкви, непосредственно соприкасавшейся с покоями Патриарха, ежедневно совершали богослужения насельники лавры. Часто служил в ней и сам Святейший Патриарх Тихон. В эти годы он неоднократно подвергался домашним арестам.
7 января 1925 года, предчувствуя близкий уход из жизни временной, святитель Тихон составил завещание, в котором указал трех Местоблюстителей Патриаршего престола на случай своей кончины. 5 апреля 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, почил о Господе с молитвой на устах.
Основанием для канонизации послужили чистота жизни, служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования, мужественное стояние за веру
Верующий народ воспринял преставление святителя Тихона как огромное горе. В дни прощания с Патриархом в Большом соборе Донского монастыря мимо его гроба прошли около миллиона человек. Милиции не было, но и в самом монастыре, и на прилегающих улицах поддерживался идеальный порядок. На похороны Святейшего Патриарха съехались около 60 архиереев и 500 священников. В день погребения не менее трех тысяч человек молились в монастырской ограде об упокоении души усопшего Первосвятителя.
Патриарх Тихон был прославлен в лике святых в 1989-м году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 400-летию учреждения Патриаршества. В определении Собора говорится, что основанием для канонизации послужили такие подвиги Святейшего Патриарха, как чистота жизни, служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования, мужественное стояние за веру. В 1992-м году в Донском монастыре были обретены нетленные мощи святителя.
«Святые мощи его даровал Господь России в укрепление ее на предлежащие трудные времена, – сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – И как некогда в годину испытания воззвал Господь Спаситель святителя Тихона, так и ныне послал Он его в помощь земной воинствующей Церкви»7.