18 ноября 2025 года ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова А.В. Щипков представил свой доклад на одном из секционных заседаний XXVII Всемирного русского народного собора.
Президент России Владимир Путин указом от 15 октября утвердил «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026-2030 годы».
Это, пожалуй, самый важный государственный документ 2025 года и один из важнейших за последние годы — после Стратегии национальной безопасности 2021 года и 809-го Указа президента России «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
По сути, Концепция является их развитием, поскольку реализует заложенные в них установки и ценности на конкретном направлении государственной политики. Она устанавливает принципиально новый подход, где традиционные российские духовно-нравственные ценности становятся ключевым критерием при формировании и реализации миграционной политики. Кроме того, в Концепции провозглашен приоритет национальной безопасности над конъюнктурными экономическими интересами отдельных групп.
Прежде чем разобрать этот документ, отмечу, что концепция вызвала широкий резонанс в обществе — как среди специалистов, так и в народе — в силу актуальности проблемы и большого запроса на реформу миграционной политики. И в этом смысле Концепция является не просто отраслевым документом, а политическим актом в широком значении.
Защита традиционных ценностей — во главе угла
Новая концепция миграционной политики затрагивает множество аспектов, но нас интересует прежде всего главный — миграционная политика в контексте защиты традиционных ценностей и обеспечения национальных интересов.
Первое, что необходимо отметить — это ключевое значение положений о «защите и сохранении русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России» (п. 20). Данные положения являются прямой конкретизацией норм Конституции России — в частности, об «утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия» в Преамбуле Конституции РФ. Концепция также созвучна Статье 67.1 Конституции РФ — о преемственности государственного развития, признания исторически сложившегося государственного единства, основанного на тысячелетней истории, памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога.
Концепция дает прямой ответ на обозначенные Святейшим Патриархом Кириллом угрозы и риски, которые несет массовая миграция для традиционной идентичности российского общества. Святейший неоднократно указывал на серьезность этой проблемы, особенно когда формируются замкнутые этнические сообщества, а мигранты не стремятся к интеграции.
Вспомним сказанное Патриархом Кириллом на пленарном заседании ВРНС в ноябре 2023 года: «Массовый приток иммигрантов, не владеющих русским языком, не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а следовательно, не способных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, меняет облик российских городов, приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны».
Святейший открыто указал на то, что «ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России как его духовно-культурного ядра» и призвал к «корректировке миграционной политики». Собственно, спустя два года это и произошло — власть прислушалась к голосу Церкви, что важно с удовлетворением и благодарностью отметить.
Важно отметить, что в Концепции среди направлений миграционной политики указывается содействие переезду в РФ граждан, «разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности». В пункте 22 документа вносится принцип избирательности, благоприятный режим создается для иностранных граждан, которые, во-первых, разделяют традиционные российские духовно-нравственные ценности и связывают с Россией свое будущее, во-вторых, способны органично включиться в систему социальных связей; и в-третьих, намерены стать полноправными членами российского общества.
Таким образом, благодаря переходу к ценностно-ориентированной модели миграции, где лояльность к традиционным ценностям становится ключевым критерием для отбора мигрантов, ориентированных на постоянное проживание, должно произойти формирование миграционного контингента на основе интеграционного потенциала и ценностного соответствия.
Очевидно, что основным источником таких мигрантов и потенциально новых граждан РФ должны стать русские люди из республик бывшего СССР, то есть ареала Русского мира. Для всех остальных мигрантов предусмотрен отличный правовой режим — временного пребывания в РФ для работы или учебы.
Национальная безопасность и суверенитет
В новой Концепции миграция рассматривается как один из важных факторов национальной безопасности, а неконтролируемая миграция рассматривается как угроза безопасности нашей страны.
Этому аспекту посвящен ряд конкретных положений. Так, в пункте 11 предусмотрено закрепление режима высылки для лиц, не имеющих законных оснований для пребывания, а также усиление уголовной и административной ответственности за организацию незаконной миграции. В пункте 29о предусматривается совершенствование механизмов административного выдворения и депортации.
Данные нормы направлены на исполнение государством своей конституционной обязанности по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Реализовать и усилить новые меры по контролю за миграцией позволят цифровые инструменты (тот случай, где они могут принести реальную пользу). Концепция делает ставку на технологическое перевооружение управления миграционными процессами. Планируется ряд новшеств: формирование цифрового профиля иностранного гражданина; широкое внедрение биометрической идентификации; цифровизация процессов миграционного учета и заключения трудовых договоров. Одновременно осуществляется переход к системе целевого организованного набора иностранных работников.
Такой механизм, предусматривающий привязку мигранта к конкретному работодателю и рабочему месту, позволит повысить прозрачность, управляемость и контролируемость трудовой миграции, сократив ее нелегальную часть.
К слову, еще до принятия Концепции государственная власть начала движение в данном направлении по ужесточению контроля за миграцией. Так, в ряде субъектов введены ограничения на трудовую деятельность мигрантов в конкретных отраслях — например, в сфере торговли, образования и пассажирских перевозок. Ужесточены и миграционные фильтры: изменен порядок получения российского паспорта, в том числе через брак, если речь идет о фиктивных союзах. Срок безвизового пребывания иностранных граждан ограничен 90 днями в течение календарного года. Также усилен контроль за уровнем знания русского языка, в том числе среди детей мигрантов в образовательных учреждениях.
Таким образом, Концепция последовательно реализует принцип приоритета интересов Российской Федерации и ее граждан. В пункте 21 четко указано, что основным источником восполнения населения является его естественное воспроизводство. Миграционная политика определяется как вспомогательный инструмент, призванный временно компенсировать дефицит трудовых ресурсов в приоритетных отраслях. Это устанавливает конституирующий принцип: подготовка национальных кадров имеет безусловный приоритет перед импортом рабочей силы.
Другими словами, миграция, «запросы рынка труда и демография не смешиваются в одну кучу, и каждый аспект рассматривается отдельно в зависимости от требований национальной безопасности и суверенитета. Так, не секрет, что завозимые нелегально трудовые мигранты ради оптимизации расходов крупного бизнеса затем являются почвой для пропаганды исламизма и используются западными спецслужбами для совершения терактов. Государство видит данную угрозу национальной безопасности и ставит задачу нейтрализовать ее, в том числе с помощью грамотной миграционной политики.
Социокультурный и экономический факторы
Концепция фиксирует намерение перейти от хаоса к новой модели с акцентом не только на обеспечение национальной безопасности, но и — что не менее важно — на сохранение культурной идентичности и социальную стабильность.
Государство признало, что вульгарно экономический подход к миграции, восприятие мигрантов исключительно как дешевого и непритязательного трудового ресурса приводит к системным рискам, главным из которых является формирование замкнутых этнокультурных анклавов.
В Концепции содержится системный ответ на данные риски. В частности, в пунктах 28п и 29т заложены правовые и организационные основы для, во-первых, препятствования пространственной сегрегации, во-вторых, предупреждения формирования этнических анклавов, в-третьих, недопущения маргинализации мигрантов.
Другими словами, признаются недопустимыми ситуации, когда в российских городах мигранты заселяют целые районы, устанавливают там свои порядки, обычаи и привычки, когда в русских школах появляются ученики-мигранты, не понимающие русского языка, или когда мигранты одной национальности берут под контроль целые отрасли народного хозяйства.
Чтобы не допустить или исправить такие явления, Концепция возлагает на работодателей повышенную ответственность за привлечение трудовых мигрантов. Вместо хаотичной и зачастую нелегальной миграции в России вводится организованный набор мигрантов, который позволит планировать реальные потребности экономики и исключить стихийный приток иностранцев.
Отдельный акцент сделан на ограничении семейной миграции: приезжать должны те, кто работает или учится, а не их многочисленные родственники. Как ранее было сказано, для большинства временных рабочих вводится адекватный правовой режим, который можно свести к простой формуле «поработал — уехал домой».
Такой подход — важный момент! — обязательно снизит нагрузку на систему здравоохранения, образование и социальную сферу, которые сейчас вынуждены обслуживать неграждан, не отчисляющих в Социальный фонд ни рубля. Следовательно, новая Концепция поможет «разгрузить» региональные бюджеты и повысит доступность социальных услуг для граждан РФ.
Демография и миграция
Глядя на то, как в предыдущие годы проводилась миграционная политика при демографическом кризисе в России, могла закрасться мысль, что кто-то во власти намеренно проводит замещение коренного населения мигрантами и видит в этом эффективное решение демографической проблемы. Очевидно, что такой способ глубоко ошибочен и несет угрозу самому существованию русского народа.
Об этой угрозе прямо сказал Патриарх Кирилл на Всемирном русском народном соборе 2024 года: «Непропорциональное замещение коренного населения мигрантами, носителями иного цивилизационного кода, иного исторического опыта, может привести к критическому культурному дисбалансу в нашей стране, а это несет несомненную угрозу русскому миру, ценностным ядром которого является Православие».
Замещение коренного народа инородным населением — это не просто замена одних людей на других, это смена цивилизованного кода, традиций, культуры, религии в конце концов. Перед нашими глазами пример стран Западной Европы (Германии, Франции, Англии), где такое замещение подходит к логическому завершению и уже привело к полному изменению облика европейских городов и социума.
С принятием новой Концепции огульная миграция не рассматривается как способ решения демографических проблем. При этом предусматривается пополнение населения страны за счет переезда русских по происхождению людей из республик бывшего СССР, то есть ареала Русского мира, а также тех иностранцев, кто разделяет традиционные духовно-нравственные ценности России.
В Концепции предусмотрено создание инфраструктуры для адаптации таких людей, включающей содействие в освоении русского языка; усвоение общепризнанных норм поведения; формирование правосознания и правовой культуры, присущих российскому обществу; приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям.
Таким образом, новая Концепция призвана способствовать качественному пополнению населения России.
Выводы и участие ВРНС
Подводя итог, с удовлетворением констатирую: Концепция государственной миграционной политики на 2026-2030 годы представляет собой последовательную и юридически выверенную программу действий, которая меняет подход к миграции с примитивно экономического на созидательный и ценностно ориентированный.
Концепция нацелена на обеспечение национальной безопасности, защиту конституционного строя, прав и законных интересов граждан России, а также на сохранение и укрепление культурно-цивилизационной идентичности Российской Федерации.
Немаловажно то, что Координацию осуществляет Совет Безопасности РФ, реализацию — МВД, которому переданы полномочия по оперативно-розыскной деятельности и дознанию в миграционной сфере.
Реализация Концепции позволит сформировать сбалансированную миграционную систему, адекватную современным вызовам и соответствующую долгосрочным национальным целям развития России.
В то же время важно понимать, что реализации новой миграционной политики будет оказано сопротивление со стороны части бюрократических и бизнес-кругов, материально заинтересованных в сохранении прежнего фактически бесконтрольного «замещающего» миграционного потока.
И в этой связи участие Всемирного русского народного собора как крупнейшей церковно-общественной международной организации в реализации миграционной политики имеет особо важное значение. Тем более что это соответствует принципу участия институтов гражданского общества, закрепленному в пункте 26е Концепции, и может стать важным фактором достижения ожидаемых результатов к 2030 году.
ВРНС способен внести значительный вклад в реализацию ценностно-ориентированной миграционной политики по следующим направлениям деятельности.
Во-первых, это экспертно-аналитическая деятельность, а именно: создание профильного Комитета ВРНС; участие в разработке предложений и критериев для оценки соответствия мигрантов традиционным российским духовно-нравственным ценностям; проведение мониторинга эффективности адаптационных программ для мигрантов; проведение экспертизы образовательных программ по русскому языку, истории и культуре России.
Во-вторых, это информационно-разъяснительная и культурно-просветительская работа. А именно: разъяснение целей и задач миграционной политики российскому обществу; противодействие распространению недостоверной информации о миграционных процессах; участие в создании информационных материалов о традициях и нормах поведения в российском обществе; продвижение образа России как центра традиционных ценностей; содействие формированию позитивного имиджа России; проведение общественного мониторинга реализации миграционной политики; разъяснение целей и задач миграционной политики российскому обществу.
В-третьих, взаимодействие с государственными органами: взаимодействие по вопросам реализации Концепции; создание координационных органов и проведение консультаций на базе региональных отделений ВРНС.
В-четвертых, научно-методическое обеспечение: разработка методик оценки успешности интеграции мигрантов; проведение исследований по вопросам миграции и интеграции; участие в создании методических материалов по духовно-нравственному воспитанию мигрантов.
В-пятых, установление межрелигиозного и межнационального диалог: создание площадок для диалога по вопросам реализации Концепции и миграционных рисков, противодействие распространению религиозного экстремизма.