Времена такие нынче, что люди ни писать, ни читать длинные тексты не любят. Минимализм нынче в тренде, особенно в соцсетях. Однажды случился у меня диспут со знакомой прихожанкой по поводу того, совсем плохо это или не очень. Ведь, как говорится, «нет худа без добра» и «у каждой медали две стороны»: суесловие, многословие – вещь тоже не полезная. Помнится, Николай Некрасов отлично сформулировал эту мысль: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».
Собеседница моя показала мне свою переписку с одним священником. Она редко с ним виделась, хотя знакома была давно, но часто переписывалась с помощью смартфона. Он не был ее духовником. Они обменивались лаконичными сообщениями, потому что находили взаимную пользу и утешение в том, чтобы письменно обсуждать то, что волновало или радовало, озадачивало или лишало душевных сил. Искать ответы на трудные вопросы все-таки легче, если ты не один, и опыт других путников, идущих рядом с тобой по пути духовного поиска, может быть очень кстати.
Получив согласие обоих авторов переписки, я прочла ее и в очередной раз убедилась, что краткость может быть не такой уж и вредной, если мыслям в ней просторно, если она дает добрую пищу для размышлений. Хочу предложить читателям самые емкие, интересные, на мой взгляд, фрагменты их переписки.
Все мы в дороге, всем случается сбиваться с пути и падать… Но, как отметил один архиерей, размышляя о плюсах и минусах духовной жизни современных христиан: «Сейчас в Интернете, в литературе встречаешь такие богословские высказывания, как будто это пишут афонские подвижники, а не те, кто живет рядом с нами».
О сожалениях
Христианка: Беда в том, что я не умею спокойно жить с вопросами, на которые пока нет ответов. Мне обязательно надо понимать: что происходит. Иначе – мука души.
Священник: Время, заполненное молитвой, – лучшее лекарство!
Христианка: Сейчас мне легче… Пытаюсь менять свое сознание, свои мысли…
Только пуля не меняет своей траектории – человек способен и обязан это делать!
Священник: Только пуля не меняет своей траектории – человек способен и обязан это делать! И не надо жалеть о том, что не сбылось. Лучше мечтать о том, что еще будет нашим…
Христианка: Но пока не очень-то мне удается владеть собой и не жалеть о несбывшемся, не желать того, что недоступно по какой-то причине!
Священник: Когда ты видишь, как заходит солнце твоей мечты, то рвешь сердце… Пока не замечаешь вдруг, что появившиеся звезды – не менее чудесны!
О взаимопонимании
Христианка: Господи! Ты создал нас такими сложными и закрытыми друг от друга! Как же мучительно порой понять и принять непонятности другого человека! Мы общаемся, но мы НИКОГДА не понимаем друг друга полностью. Мы вместе – и всегда врозь!
Священник:
Увы! В полете этом чрез года
Мы близких познаем едва-едва!
Соприкасаясь лишь телами,
Мы сердце не познаем – вот беда!
Христианка: Я в отчаянии от этого! Бывают мгновения единения и понимания, но только мгновения, а каждый человек – Вселенная. Это как в телескоп смотреть: видишь только кусочек неба, и этот фрагмент – бесконечно малая часть космоса. Как быть? Как найти общий язык с тем, с кем так хочется его найти? Неужто прав поэт:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
О желаниях
Христианка: Сегодня слышала по радио, как врач-психиатр сказал, что, если хочешь избежать неврозов, депрессии и прочих неприятных расстройств, старайся реализовывать свои желания… Вот на Ваш взгляд, отче, как избавиться от огорчений в связи с не исполнившимися сильными желаниями?
Священник: Желания наши как дождь – можешь вымокнуть, а можешь собрать…
Христианка: Помолитесь за меня, отче, страдаю от того, что действительность не соответствует желаемому. Очень горько!
Священник: Когда подходишь к краю пропасти, помни: это – не пропасть, еще не поздно отойти…
Аллегории
Священник: Как часто состояние нашей души уподобляется природе… Здесь тоже происходит своеобразная смена времен года, только не имеющая закономерности…
Христианка: О да! Никакой системы.
Священник: Дай Бог, чтобы душевная зима была редкой и скоротечной…
Христианка: Наш белорусский климат, к сожалению, влияет на душу отрицательно – плохая погода в душе бывает чаще, чем лето.
Почаще бывай умом на небесах – там всегда бурная весна
Священник: Ну, это уже пахнет клинической депрессией… Почаще бывай умом на небесах – там всегда бурная весна.
Христианка: Все же это не депрессия, а излишняя впечатлительность, чувствительность.
Священник: В Притче о сеятеле нам показаны разные состояния или, возможно, модели восприимчивости к окружающему миру. И если душа как влажная глина или гипс – таким втройне тяжело.
О грехопадении
Христианка: Пришла мысль, что ведь это – самое что ни на есть наказание для женщин: «…и к мужу твоему влечение твое!» (Быт. 3: 16) Женщины нуждаются в мужчинах, а они в нас не особо: они самодостаточны… Только в поте лица своего добывают хлеб насущный.
Священник: Да нет… Мужчине женское нужно не меньше! Просто мужчине кто-то сказал, что он должен быть таким! И он играет эту роль…
Христианка: Ну, почему нам даны такие качества, которые постоянно мешают быть вместе и получать от этого радость?!
Священник: Грехопадение, сударыня, и прочее, последовавшее за ним! Нечего было яблочки есть с дьяволом, когда мужа нет дома. А теперь кто виноват? Виновато грехопадение!
О грехах
Христианка: Отче, какой грех Вы считаете самым страшным? Или грехи…
Священник: Клевету, которая приносит вред человеку.
Христианка: По-Вашему, это страшнее, чем убийство и блуд?
Священник: Смерти нет. А блуд? Страшнее духовной смерти нет ничего.
Христианка: Согласна! Можно все по букве исполнять и быть мертвым внутри.
Священник: Абсолютно верно.
Ждать или действовать?
Христианка: Отче, Вы кем себя видите в этой жизни?
Священник: Потерпевшим кораблекрушение… Жду парус на горизонте.
Христианка: И я чего-то жду, и никак не дождусь…
Священник: Может, пора уже плыть?
Христианка: Бывают такие рифы у берега, что, сколько ни плыви, прорваться сквозь прибой не выходит.
Священник: Значит, надо лететь.
Христианка: У монахини Марии (Скобцовой) есть такие строчки:
Крылья… Но крыльев давно уже нету.
Пасет мою душу бичём суета,
Неистово гонит кругами по свету…
Проиграть или победить?
Христианка: Скажите, отче, как решить проблему, которая никак не решается? Замучила просто! Как изменить отношение к ней?
Любое поражение может стать трамплином к победе. Не бойтесь проигрывать – бойтесь, проиграв, умереть…
Священник: Уметь проигрывать… Любое поражение может стать трамплином к победе. Не бойтесь проигрывать – бойтесь, проиграв, умереть… Иисус сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10: 23).
Христианка: Мне нужна победа над собой.
Священник: Только это я и хотел сказать. Без нее нет будущего…
Христианка: Вот это и не получается пока!
Священник: Отец Небесный любит своих детей. Доверься Ему…
Любовь как смысл
Христианка: Прошу искренне помолиться за меня: душа болит, и сердце плачет, и чувствую себя недостойной любви.
Священник: Но если б не было Любви и ее мук, человек стремился бы к смерти… Жизнь не имела бы ни смысла, ни красоты…
Христианка: Хорошее утешение, очень… Без смысла все становится ненужным, то есть без любви.
О признании ошибок
Христианка: Отче, наверное, глупо надеяться, когда очевидно, что обстоятельства не в твою пользу, что все гораздо хуже, чем ты думал?
Священник: Не нужно упираться в стену жизненных ситуаций. Может, просто стоит подняться выше? Нужно уметь проигрывать в своих предпочтениях – они не одни в нашем полете.
Христианка: Каюсь: не умею достойно проигрывать. Сразу – боль, отчаяние, слезы, протест… Очень трудно признать: «Я ошибся».
Священник: Это – единственное лекарство…
О великодушии
Христианка: Очень хочу научиться великодушию по отношению к человеческой подлости, сволочизму, потребительству и прочему, что вызывает пока много негативных чувств. Отче, маюсь над этим вопросом: как? И как жить, не унывая, не теряя вкуса жизни?
Священник:
С глупцами нить судьбы тебя свела…
Роптать на жизнь не следует спешить.
Ты слушай их, у них учись –
Как мудрому не стоит жить!
О счастье
Христианка: Если ищешь мира и любви там, откуда по всем правилам и законам лучше бежать, чтобы не искушаться, то получается, что стремишься к греху?
Священник: Любой прогресс в сторону мира и любви угоден Отцу Небесному! Но мы живем в океане греха… И жизнь – не логарифмическая линейка. Впрочем… и ею не каждый умеет пользоваться.
Земля – не то место, где живет счастье. На земле можно лишь узнать дорогу к нему… И чаще всего это познание приходит к нам через личное поражение в поисках…
Христианка: Да, я помню Ваше «нужно уметь проигрывать», как раз думаю об этом, потому что в последнее время все время проигрываю.
Священник: Пусть лучше проигрыш в надежде, чем «пирровы победы»…
Как спасти и не погибнуть самому
Священник: Когда очень тяжко, хочется огрубеть, стать асфальтно-бетонным, жить, не замечая ни своей, ни чужой боли… Но проходит время, и ты понимаешь: разве это жизнь? Страшно не то, что болит душа, – это признак ее живости. Страшно то, что можешь не почувствовать боли и не отозваться на нее – это признак духовной смерти…
Страшно не то, что болит душа, – это признак ее живости. Страшно то, что можешь не почувствовать боли и не отозваться на нее – это признак духовной смерти
Христианка: Да, Вы тысячу раз правы! Только вот бывают нюансы… Бывает, душа болит за человека, но жить рядом с ним так не хочется! Чувствуешь долг по отношению к ближнему, но страдаешь в его присутствии…
Священник: Есть золотое правило при спасении на воде: никогда не подплывай близко, – человек может так уцепиться за тебя, что утопленников будет двое. Так и в жизни: спасая кого-либо, не дай ему уцепиться за тебя, если знаешь, что не доплывешь… Глупые жертвы – то же, что и самоубийство, только с налетом романтики.
Мужчина и женщина
Христианка: Вот мысль пришла: больше свобод и больше возможностей в этом мире у мужчины. Судя по всему, именно Его Создатель поставил в центр творения. Мужчина может в любое время работать, творить, путешествовать, ему не надо вынашивать, рожать, кормить грудью, воспитывать, опекать беспомощное дитя – зависеть от этого. И вся человеческая цивилизация – мужская во все времена! Правда, сейчас женщины пытаются что-то изменить…
Священник: Возможности и свободы не равны только до брака. В семье оба несут равноценную ответственность.
Про одиночество
Христианка: Отче, как уйти от чувства тревоги за будущее (нет определенности с работой) и одиночества? Иногда верится, что Бог не оставит, иногда теряю это…
Священник: Я Вас не поздравляю – веры не имате, сударыня… Все могу в укрепляющем меня ИИСУСЕ! Кстати, одиночество – это не жизнь в коллективе (большом или малом) – сие внутрь нас есть…
Христианка: Отче! Такое состояние души – кажется, что все главное закончилось, что нет путей для развития, нет команды единомышленников, в которой было бы тепло и уютно… Никому нет дела до меня… Одиночество…
Священник: Как это все понятно и объяснимо! Ты хочешь быть христианкой и найти на земле человека, тебя понимающего? Один наш общий знакомый лет 20 искал верующего – того, на которого можно было бы смотреть как на икону. После поста и молитвы он услышал: «Не найдешь и не увидишь никогда – пока сам не станешь верующим». Мы обречены быть одни – это одно из условий веры: «Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22: 31). Когда Петр сел греться у чужого костра, он был обличен и отрекся… Если не найти тепло и свет Иисуса Христа – то мы несчастнее всех человеков. Любовь Христова важнее всех сокровищ.
Не надо спешить
Христианка: Изменилось мое восприятие жизни… кардинально и так… мучительно. Я не хочу жить в таком состоянии, так видеть жизнь!
Священник: Это своеобразная смерть и переход в другое качество. Только не надо паниковать и спешить с приговорами себе.
Христианка: Да, смерть, точнее, агония… «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Или как в псалме: «И ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох» (Пс. 68: 21). Господи, как больно порой жить на белом свете!
Священник: Больно только тогда, когда происходят роды – в Жизнь Вечную.
О вечности
Христианка: Я недавно на исповеди просила помощи у Него… Причастилась… А на душе все равно холодно и тревожно…
Священник: Может, ты просишь того, что станет для тебя гнилой ступенькой на лествице в Небо?
Христианка: Сейчас нужна реальная помощь обессиленной, измученной душе. Разве это гнилая ступенька?
Научись жить будущим – ВЕЧНОСТЬЮ, и тогда все станет понятно и легко
Священник: Я не о том. Есть врачевства временного плана, а есть постоянного… Любовь и ненависть… Мечты и грезы… Все разобьется чрез дыханье прозы бытия. Научись жить будущим – ВЕЧНОСТЬЮ, и тогда все станет понятно и легко.