Эта история произошла с моей доброй знакомой. Тогда, в начале 1990-х, одна случайная встреча и разговор с отцом Димитрием Смирновым помогли сохранить одну жизнь и изменить другую. Уберегли от тяжкого греха – аборта, привели к православной вере.
На третьем курсе я узнала о беременности. На тот момент не интересовалась церковной жизнью и, как и большинство моих ровесников, знала только, что есть Рождество и Пасха.
Новость о будущем ребенке восприняла с грустью и переживанием, говорила себе, что не вовремя: только свадьбу отгуляли и – пожалуйста. Хотелось студенческой жизни, веселых компаний, песен под гитару.
Плакалась маме. Она спросила:
– Хорошо. Ты говоришь, что сейчас не время. А после получения диплома – время? Вижу по твоей реакции, что тоже некстати. Понимаю: хочется поработать по специальности, проявить себя. Будешь развиваться, ездить в командировки, встречаться с интересными людьми. Тоже не время? Затем пойдешь на повышение – и снова не до детей? Путешествия, мир посмотреть – тоже понимаю: с маленьким на руках не очень сочетается. Тогда, следуя твоей логике, получается, что рожать надо на пенсии? Тогда вовремя? Ничего не мешает, цели достигнуты. А может быть, вовремя – это тогда, когда случилось, когда Бог послал? И не плакать надо, а радоваться: посмотри, сколько семейных пар лечится от бесплодия, сколько женщин мечтают стать мамами, а у них не получается…
А когда – вовремя? Может быть, вовремя – это тогда, когда случилось, когда Бог послал?
Мне от собственных мыслей-рассуждений о том, что вовремя или не вовремя рожать, стало смешно. К тому же мама напомнила, что прерванная первая беременность часто ведет к бесплодию. Решила, что буду рожать. Встала на учет в женской консультации, записалась в школу молодых мам, из домашней библиотеки набрала книги, которые читали еще мои родители, – о здоровье малышей, прививках, родах. Также купила новые брошюры современных авторов. Но все равно на сердце не было радости, периодически проскакивали мысли: мол, зря послушалась маму и мужа, надо было решить вопрос «по-тихому». В современных частных клиниках утром делали аборт, а к обеду уже выписывали «в полном порядке», как будто ничего и не было.
Мой однокурсник Игорь серьезно интересовался православной жизнью, собирался уйти из МГУ и поступить в духовную семинарию. Однажды он предложил вместе сходить в храм и познакомиться с одним священником – отцом Димитрием Смирновым. Причем молодой человек позвал спонтанно, я его ни о чем не просила и своими переживаниями, конечно же, не делилась. Игорь предупредил, что батюшка может и резкое слово сказать, и пошутить «по-особому», и на место поставить. Уже хотела развернуться и поехать обратно, но однокурсник снял свои очки, протер их:
– Ты не так поняла. Всё, что говорит или делает отец Димитрий, происходит исключительно из любви, сострадания. Он искренне жаждет помочь ближним. Ну не может он спокойно и дипломатично говорить с курящей девушкой: ему больно оттого, что она губит себя, отгоняет ангелов и зовет бесов…Он как бы встряхивает, отрезвляет. Представь, что человека надо привести в чувство, вывести из истерики – порой это делают или холодной водой в лицо, или короткой оплеухой. И человек приходит в себя. Так же и здесь: нужно что-то звонкое, громкое, чтобы достучаться. Пойми: у батюшки горячее сердце…
Перед зимней сессией мы сдали зачеты, до экзаменов было еще время. За несколько недель до Рождества отправились в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. В храме только возобновились богослужения после советского времени. Красивое место, той зимой было много снега, тишина, чистое небо.
Отец Димитрий сразу расположил к себе. Своим ростом, телосложением, голосом и глубокими глазами он напомнил мне дедушку Ваню по маминой линии. Захотелось поделиться с ним своими сомнениями, тяжестью на душе.
Он спокойно выслушал, а потом сказал:
– Скоро светлый и радостный праздник Рождества Христова. Мы все готовимся к нему, сейчас Рождественский пост держим. Знаешь историю Рождества? Богомладенец родился, а рядом животные согревали Его своим теплым дыханием, смотрели на Него. Животные! С любовью смотрели, никто не задел, не толкнул. А ты – будущая мама – такие страшные мысли вынашиваешь. Надо радоваться, благодарить Господа за такой дар, обязательно радоваться. Молиться. Мама причащается – и с ней младенец. Хочешь пойти и избавиться от ребенка? Знаешь, как делают аборт? Как вычленяют ребенка, бросают в медный таз, потом медики руки помоют и идут чай пить.
У меня от таких слов слезы потекли, я еще тогда не осознавала, что аборт – тяжкий грех. Сначала мне просто стало жалко неродившегося ребенка. Он там, внутри меня, доверяет мне, надеется, что я его смогу защитить, что буду любить его, а я подумываю, пусть изредка, но все равно, об аборте, таком жестоком действии.
Сказала отцу Димитрию, что сохраню ребенка и больше не будет мимолетных мыслей «избавиться бы от беременности, делась бы она куда-нибудь».
Спустя положенное время родила дочку.
Для меня то Рождество было первым осознанным, настоящим. До этого всегда отмечали Новый год. Подарки, пожелания, хлопушки, ночное гуляние по Москве, Красной площади. Это было главным событием. А Рождество воспринималось как дополнительный повод собраться с родственниками и друзьями.
Благодаря отцу Димитрию я сохранила жизнь, узнала, что такое Рождество Христово, смысл этого светлого праздника.
Диплом, профессия никуда не денутся, всё будет. Но самый важный диплом и работа – быть мамой
На прощание отец Димитрий сказал:
– Диплом, профессия никуда не денутся, всё будет. Но самый важный диплом и работа – быть мамой. Рассуждения «вовремя – не вовремя» недостойны замысла Божьего. Мы верим в Господа, уповаем на Его милость.
Самое интересное, что, получив диплом, сразу устроилась на работу по специальности. В это время уже не было распределения, как раньше, и каждый находил работу самостоятельно. В информационном агентстве у меня были разные темы: коммунисты всех течений, русские националисты, антифашисты и так далее. Позже появилась новая – религиозная жизнь, Православие, Московская Патриархия.
…Я всегда с благодарностью вспоминала отца Димитрия, перед иконами благодарила Пресвятую Матерь Божию и всех святых, что мне было послано вразумление через слова моей матери и встречу с отцом Димитрием. С того Рождества Христова изменилась жизнь, изменилось мировоззрение.