Возвращаясь в Рай, который я никогда не видел

Изгнание из Рая Изгнание из Рая

Сегодняшний день называется Прощёным воскресеньем, прежде всего, потому, что в этот день вечером мы совершим особую службу – вечерню с чином прощения, когда все мы попросим друг друга простить нас за греховные помышления, слова и дела. Но есть и другая тема, которая вплетена в песнопения этого воскресенья, последнего дня перед Великим постом. Эта тема также относится к темам начала, хотя её можно рассмотреть и как тему конца. Что это за тема? Это изгнание Адама и Евы из Рая.

Мы знаем, что случилось, когда Адам и Ева согрешили, когда они съели то, что Господь запретил им есть, когда они оторвались от совершенной гармонии с Создателем, – они были изгнаны из Эдема. И Бог поставил одного из Херувимов с пламенным мечом при входе в сад, чтобы охранять Древо Жизни.

Хоть в Священном Писании не отражена их реакция на изгнание, песнописцы Православной Церкви представили, что случилось дальше: Адам сел вне Рая и оплакивал то, чего лишился.

Как слепой человек сможет понять того, кто пытается объяснить ему, что значит солнечный свет? Узнать о цвете? О красоте?

Есть широко известное выражение: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем». И, наверное, в каком-то смысле она относится и к Адаму, севшему вне Рая. Но сам я никогда не был в Раю. Как я могу оценить, что потерял, если у меня этого никогда не было?

Мы, родившиеся после потери Рая, находясь по эту сторону от пламенного меча Херувима, не знаем, что же это такое, что Адам потерял. Мы рождаемся в этот мир подобно слепым от рождения. Как слепой человек, никогда не видевший ничего, сможет понять того, кто пытается объяснить ему, что значит видеть? Или что значит солнечный свет? Узнать о цвете? О красоте?

Вот таково и наше положение. Поэтому так часто духовные увещевания кажутся людям бессмыслицей. Для слепого человека, который вообще не знает, как это – видеть, рассказы о таких видимых вещах, как солнечный свет, о таких подробностях, как цвет, или о ещё более трансцендентных абстракциях, таких как красота – просто кажутся non sequitur, то есть такими, которые не следуют логически из доступного ему знания. У него нет точки отсчёта, опыта, с которым он может соотнести слова о видимом.

И вот, мы на пороге Великого поста, и нас побуждают прилагать усилия, трудиться, бороться, достигать того места, где мы не были, красоты, которой мы не знали, созерцать свет, который не видели и не знаем, как увидеть. Как может Великий Пост быть «возвращением» в Рай, если мы не знаем даже, как Рай выглядит?

Мы живём здесь, по иную сторону, где всё повреждено, растлено, неполно, уязвлено.

Кто рождаются по эту сторону, после грехопадения Адама и Евы, – рождаются без воспоминаний о Рае. Мы не знаем, что мы потеряли, потому что у нас его не было. Мы его не видели. Мы никогда не ходили в Эдеме, не вдыхали его воздух, не вкушали его плоды, не давали имена животным, не ходили с Господом в прохладе дня. Мы никогда не знали, что значит любить без всякого эгоизма и любых отговорок, что значит пребывать в совершенном мире, каково это – знать, что Бог здесь и что Он любит нас без всякого сомнения.

Благая весть Евангелия открывается нам особенно и мощно в это святое время Великого поста: есть свет, который просвещает нашу слепоту, красота, которая является вопреки нашему невежеству, музыка, пробивающаяся через нашу глухоту. Ведь вы видите, что когда Адам потерял то, что дал ему Бог, пришёл Новый Адам.

Когда Адам потерял то, что дал ему Бог, пришёл Новый Адам

Этот Новый Адам истощил Себя и по Своей воле взял на Себя бренность нашей плоти, тленность нашего рождения, ушёл на чужбину, куда мы изгнаны из Рая.

То, что Христос испытал человеческие страдания, взял на Себя наши грехи, разрывает этот замкнутый круг, по которому мы бродили, пытаясь вернуться в Рай, который никогда не знали. Ни время Великого поста, ни какая-либо вообще часть христианской жизни не связаны с тем, чтобы безнадёжно блуждать в поисках Рая, который мы не можем видеть, не можем осязать, не можем знать – и не смогли бы опознать, если бы мы туда попали. Наоборот, они связаны с тем, чтобы соединиться с Иисусом Христом.

Бог видит нашу оторванность от Него, нашу слепоту к славе Рая, который Адам потерял. Он знает, что мы заблудились, что мы рождены такими заблудившимися, что мы даже не знаем, чего нам искать. Он не ждёт, пока мы Его найдём. Он Сам находит нас. Он пришёл к нам, послав Сына Своего. Он показывает нам путь в Рай через Крест и Воскресение.

Если мы ищем Иисуса, нам не приходится искать то, что мы не можем познать, или Того, Кого не можем найти. Он здесь. Он Человек, как и мы, того же самого вида, что и мы. Он присутствует с нами, и Он дал нам множество путей соединиться с Ним. Нам не нужно блуждать во тьме. В каком-то смысле, духовная жизнь крайне проста. Нам лишь нужно явиться и начать.

Путей найти Иисуса и быть с Ним – очень много. Мы слышим Его голос в Евангелиях. Мы видим Его лицо на святых иконах. Мы прикасаемся к Нему непосредственно в таинствах. И, отложив наши житейские попечения через пост и нестяжательство, мы испытаем всё это со всё более и более глубоким чувством. И, что, наверное, самое мощное и пронзительное в это время, – когда мы приносим Ему нашу собственную боль, страдание, пустоту и одиночество, Он делает их Своими. Ведь Он во время земной жизни познал, что значит изгнание. Он знает, каково быть далеко от дома.

Во время пребывания на Земле Иисус был Мужем скорбей. Он был голоден. Он жаждал. Он был бездомным. Его ненавидели. Его избивали. Его отвергли. Его осыпали насмешками. Его пригвоздили ко Кресту. Он понёс на Себе всю человеческую скорбь. Он – Второй Адам. И как первый Адам принёс всё это в мир своим непослушанием, так Второй Адам понёс на Себе это всё через послушание Свое, послушание даже до смерти.

Поэтому мы можем идти к Нему, поэтому мы можем встретить Его, поэтому Он встречает нас, с нашей болью и надломом. Он вступает в нашу тьму. Он доступен. Он присутствует.

И почему ключ к возвращению в Рай – это Иисус? Почему нам нужно искать именно Его, чтобы найти родной дом, который мы по-настоящему не знаем?

Почему ключ к возвращению в Рай – это Иисус? Почему нам нужно искать именно Его, чтобы найти родной дом, который мы по-настоящему не знаем?

Видите ли, то, что Адам потерял, – не просто жительство в красивом саду. Не спорим, что это правда – буквально ли, метафорически ли, но что истинно было потеряно при отпадении от благодати – конечно же, сама благодать. Что потерял Адам – Его причастие Богу, близость к Нему. Именно оно и делало Рай Раем. Тем местом, где не было отчуждения от Бога, несовершенства, тления, повреждённости. Там были жизнь, свет, красота и слава, потому что Бог был там – и потому, что Адам знал Бога, а Бог знал его. И когда Адам согрешил, Бог пришёл искать его, а Адам спрятался – не потому это было, что Бог не знал, где он, или потому, что Адам вообще мог куда-либо спрятаться, но потому, что между человеком и Богом возникло отчуждение.

Итак, Рай, который мы потеряли в Адаме и никогда не знали, мы можем обрести в Новом Адаме, ибо Он есть Рай наш. И хоть в этой жизни мы и не испытаем полного райского блаженства, мы всё же можем познать эту красоту, эту чудесность, эту сладость и утешение, ведь Он и есть Рай, который был потерян для нас из-за нашей слепоты. И однажды мы увидим Его лицом к лицу.

Посему Богу нашему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Священник Эндрю Дамик
Перевёл с английского Дмитрий Бурцев

Ancient Faith Blogs

20 февраля 2026 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.