Фотография С.М. Прокудина-Горского. Между 1905 и 1915 |
Народ русский неисчислим своим множеством, подобен звездам; веры он православной, а католической религии не соблюдает.
Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль (Волге). Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. С каждым из них имеется секира, и меч, и нож, и он никогда не расстается с тем, о чем мы сейчас упомянули.
Московитяне, как мужчины, так и женщины, вообще красивы собою.
Мужчины прекрасны собою, белы и велики, равным же образом и их жены белы, велики, с светлыми и длинными волосами.
Жители хорошо сложены: мужчины очень белы, полны и высоки; женщины вообще весьма красивы; одежда и шапочки из куньего меха, которые они носят, придают им еще более красоты.
Народ русский достаточно красив. Мужчины чисто славянской расы отличаются светлым цветом волос и яркой краской лиц, в особенности же совершенством своего профиля, напоминающего греческие статуи. Их миндалевидные глаза имеют азиатскую форму с северной голубоватой окраской и своеобразное выражение мягкости, грации и лукавства. Рот, украшенный шелковистой, золотисто-рыжей бородой, в правильном разрезе открывает ряд белоснежных зубов, большей частью совершенно ровных.
Мужчины у русских большей частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим весьма сходны с другими европейцами. Они очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом.
Как генерал-адмирал, так и обер-комендант были высоки ростом и дородны, что немало усугубляло их природную гордость, ибо у русских высокий рост и дородство считаются для мужчины, как и для женщины, весьма почетным отличием и одним из условий красоты.
Московитяне вообще роста среднего и телосложения здорового и весьма крепкого, имеют голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги и огромное туловище. Они ездят верхом с поджатыми ногами и стреляют весьма искусно, так что, будучи даже обращены в бегство, метко бросают через себя назад стрелы.
Что касается людей, то у них хороший цвет лица и эта чисто славянская мощность. Никаких признаков физиологического упадка. Это первое впечатление сильной расы, крепкого народа. Всюду наблюдается массовое движение вперед.
Славяне — по крайней мере, красивые представители расы — обладают стройной и изящной фигурой, внушающей вместе с тем представление о силе.
Глаза у них миндалевидные, чаще всего черные или голубые, всегда ясные и прозрачные. Когда эти глаза смеются, они становятся живыми, подвижными и очень привлекательными.
Чем ближе подъезжаешь к Ярославлю, тем красивее становится население. Я не уставал любоваться тонкими и благородными чертами лиц крестьян. Замечательно приятен и их голос, низкий и мягкий, вибрирующий без усилия. Он делает благозвучным язык, который в устах других казался бы грубым и шипящим.
Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910 год. Три поколения. А.П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода |
В прихожей на высоких лавках сидело много стариков в богатых одеждах, с длинными седыми бородами, что у русских почитается не последним украшением.
Элегантные офицеры морского флота и армии, с их лихо закрученными усами, голубыми глазами и безупречным цветом лица; профессора, носящие очки и окладистые бороды; деятельные и энергичные торговцы; рабочие, с их сметливыми лицами, обрамленными прямоугольно подстриженными волосами и бородой; поведение всех русских, которых я (корреспондент газеты) встречал на выставке, отличается изысканной и сердечной вежливостью и в то же время отсутствием фамильярности и формализма.
Дух войск показался мне превосходным; люди сильны, хорошо вытренированны, полны мужества, с прекрасными, светлыми и кроткими глазами.
По окончании обряда (венчания) невеста падает в ноги жениху и касается головой его сапог в знак покорности, в свою очередь жених покрывает ее полою кафтана, свидетельствуя этим, что он принимает ее под свое покровительство.
Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица. Так как формы московитских женщин не стеснены узким платьем, а могут свободно разрастаться, как им угодно, то у них далеко не всегда можно встретить тот стройный и соразмерный стан, каким отличаются прочие европеянки.
Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся.
Русские женщины сколько красивы, столько и умны, но все румянятся.
Замужние прячут волоса под повязкой, а девушки спускают косу на плеча и на конце вплетают в нее шелковую ленту.
С англичанкой делит она (русская женщина) наклонности к свободе и самостоятельности без того, чтобы превратиться в синий чулок. С француженкой ее роднит духовная подвижность без претензий на глубокомыслие; она обладает хорошим вкусом француженки, тем же пониманием красоты и изящества, однако без того, чтобы становиться жертвой тщеславной пристрастности к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домашней хозяйки без того, чтобы вечно коптеть над кухонной посудой; она имеет материнские качества итальянки, не огрубляя их до обезьяньего любвеобилия.
Русские женщины всегда стоят перед Богом, благодаря им Россия сильна.
Одеваются русские так: верхнее платье из парчи, шелка или сукна, длинное до ног, застегивается оно большим числом серебряных пуговиц или шелковыми лентами на петлях, рукава очень длинны. Под этим другое длинное платье, застегиваемое шелковыми пуговицами, с высоким стоячим воротником, нескольких цветов, это платье шьется аккуратно. Затем рубашка очень красивая, красного шелка, иногда шитая золотом, с воротником, усыпанным жемчугом. Под рубашкой порты из холста, на ногах сапоги из красной или желтой кожи. На голове носят белый колпак с пуговицами из серебра, золота или жемчуга и других камней, под колпаком шапка из черно-бурой лисицы, расширяющаяся кверху.
В городе оружия они не носят, кроме двух-трех ножей, рукоятки которых делают из зубов рыбы, называемой морж.
Верхнее платье русские носят шерстяное; шапки конусом вверх, по их форме различают состояние людей: чем выше шапка, тем лицо почетнее.
Шапки носят с меховой опушкой, по большей части из черной лисицы, ценою до ста рублей.
Народ здесь (в Пскове) суров, неблаговоспитан, ни перед кем шапки не ломает. Относительно одежды здешние жители ходят довольно чисто, они носят длинные полукафтанья из хорошего сукна.
В сенях нас встретили два осанистых старых человека, которые провели нас к воеводе в комнату, украшенную обоями, занавесами, серебряными чарами и бокалами. Воевода стоял в золотой парчовой одежде, окруженный многими красивыми мужчинами, принял нас ласково, благодарил за поклон и подарок во многих почтительных словах. Во время угощения, заключавшегося в пряниках, очень крепкой водке и многих родах меду, он говорил всякие веселые и умные речи.
Интересен костюм извозчиков, такой же, как и большинства рабочих, мелких торговцев и т. п. На голове у них либо суконная дынеобразная шапка, либо шляпа с маленькими полями и плоской головкой, кверху расширяющейся. Все, как и молодые, так и старые, носят бороды, тщательно расчесываемые теми, кто понаряднее. Длинные волосы падают с обеих сторон, закрывая уши. Сзади же острижены под скобку и оставляют совершенно открытой шею, так как галстуков никто не носит. Бороды у некоторых достигают груди, у других коротко острижены и более подходят к их кафтанам, чем к фракам и жакетам наших модников. Эти кафтаны из синего, темно-зеленого или серого сукна без воротника падают широкими складками, перехваченные в поясе ярким шелковым или шерстяным кушаком. Высокие кожаные сапоги в складку дополняют этот диковинный, не лишенный своеобразной красоты костюм.
Женское одеяние заключается в длинном платье из сукна разных цветов, головы же у них повязаны плотно платками, иногда белыми, вышитыми шелком и жемчугом, на лбу драгоценный камень, а около тела, вместо пояса, медная позолоченная цепь, на которой значок в два пальца ширины, на правой руке, на ее сгибе, браслет серебряный или медный позолоченный.
Замужние или вдовы покрывают голову дорогими мехами, девушки ходят с открытой головой, нося только укрепленную на лбу богатую повязку; волосы девушек спадают с плеч и с гордым изяществом заплетены в косы.
Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Они носят на голове какое-то сооружение из дорогой материи. Это головное украшение напоминает мужскую шляпу, сверху несколько укороченную и без донышка, так что верхняя часть головы остается открытой. Диадема, вышиной в несколько дюймов, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, совершенно его не закрывая. Она представляет собой старинный головной убор, придает женскому лицу оттенок благородства и оригинальности, очень идет к красивым лицам.
Русские роскошны в кушаньях и любят хорошие напитки.
Наконец стали разносить кушанья; среди жарких был даже лебедь. Всего насчитали 108 кушаний разного рода, но наш немецкий вкус мог одобрить очень немногие из них.
Рано утром нас боярин любезно принял и угостил разными кушаньями и напитками из серебряной утвари. По всему было видно, что это человек веселый и храбрый. Он участвовал и в битве, которая происходила под Лейпцигом в 1631 г., и показывал нам некоторые раны, там им полученные.
Великолепный и очень вкусный мед (напиток) они варят из малины, ежевики, вишен и др. Иногда наливают плохую водку в малину и, дав постоять сутки, сливают настойку и смешивают ее с медом, получается при этом очень приятный напиток.
Иногда они устраивают пиршества, во время которых проявляют свое великолепие в кушаньях и напитках множества родов.
В сравнении с суровостью и силой холода и морозов зимой, жара и зной в эти месяцы (июне и июле) бывает сильнее. Мы томились от зноя в своих комнатах, а московиты, от богатых до бедных, со своими бочонками напитков в погребах на льду, который они набрали с рек в течение Великого поста и наполнили им погреба. По причине сильной студености их воды и напитков, которые держат летом в погребах, никто (из нас) не мог напиться вдоволь из опасения лишиться зубов.
Мед варится из сотов, а лучший из вишен, черной смородины и терну. Этот напиток хорошо бы ввести в употребление и у нас.
Они рассчитывают, что никто не должен, да и не может отказаться от чаши в их честь. Пьют же таким образом. Тот, кто начинает, берет чашу и выходит на середину комнаты; стоя с непокрытой головой, он велеречиво излагает, за чье здоровье пьет и чего ему желает. Затем, осушив и опрокинув чашу, он касается ею макушки, чтобы все видели, что он выпил все, и желает здоровья тому господину, за кого пьют.