Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

На самом крупном острове озера Байкал освящен православный храм

Храм в честь иконы Державной Божией Матери на острове Ольхон (озеро Байкал). Фото Иркутской епархии
Храм в честь иконы Державной Божией Матери на острове Ольхон (озеро Байкал). Фото Иркутской епархии
Многим Байкал видится самым большим сокровищем России, как магнит притягивает он людей со всего мира. Сила и мощь страны в ее природных богатствах. Но самый бесценный клад - несгибаемый, православный дух народа. На острове Ольхон воздвигнут храм в честь иконы Державной Божией Матери, - Она защищала нас в годы безбожного лихолетья, взяв на себя заботу о судьбе России, Она помогла сохранить огонек веры. По Ее произволению началось строительство этого храма.

Уникальна история каждого храма. Но этот стал, возможно, средоточием всей истории Сибирской земли. Такой маленький и хрупкий с первого взгляда, виден он, как положено, издалека, еще на подъезде к поселку Хужир. Несомненно, по промыслу Божиему удостоились мы великой чести, поставить самую важную, самую последнюю точку в освоении прибайкальских территорий - освятить на уникальном острове православный храм. И видится в этом особый смысл для сибиряков: завершать начатое предками христианское освоение края.

Даже во время Свт. Иннокентия Иркутского, эпоху расцвета миссионерской деятельности в Сибири здесь были только часовни. В советское время ссыльные католики тайком крестили здесь местное население, а современным священникам приходилось совершать до конца таинство Святого Крещения по православным канонам. Ну и, конечно, вездесущие на Байкале буддизм и шаманизм, особенно процветают последнее время на острове.

Архиепископ Вадим после освящения храма на острове Ольхон. Фото Иркутской епархии
Архиепископ Вадим после освящения храма на острове Ольхон. Фото Иркутской епархии
Туристы, - народ жадный до экзотики, сегодня слишком пристрастились к языческим культам местного населения. И иноверия теперь поддерживаются мощным вложением капиталов. Строить в такой ситуации православный храм поистине подвиг, невозможный без участия свыше. Нет, не люди принимали решение, они были лишь послушными исполнителями. А было... «Вы заметьте, все как по писанному, - рассказывает благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев, - ко мне приехала раба Божия, скорбевшая по умершему мужу, и рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме к ней явилась Божия Матерь и говорила о том, чтобы она продала квартиру в престижном районе Иркутска, на бульваре Гагарина, и купила на о. Ольхон дом, а на оставшиеся деньги построила там храм. В сомнениях она пошла к о. Калиннику, который не увидел в ее сне какой-то прелести, но отправил ко мне, как к благочинному этого района. Мы решили попробовать, - если это от Бога, то получится, а если нет, то так и остановится. И она поехала заниматься квартирой...»

Как в лучших книжных традициях, началась история с благочестивой вдовы. Строительство храма продолжалось 6 лет, с 2000 года начинается приходская жизнь. Вырученных от продажи квартиры средств было недостаточно. Поэтому храм возводили по крупицам всем миром, ведь строили не только здание, но место, где можно отогреть сердце, где каждое бревнышко, каждый маленький вклад считают не люди, но сам Творец.

Это сейчас Ольхон - место бурно развивающего туристического бизнеса, но всего год с хвостиком, как здесь появилось электричество. Ни дороги, ни связи. Строить «нерентабельный объект» в этом месте, где даже на паром трудно попасть с первого раза, казалось истинным альтруизмом.

Благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев. Фото Иркутской епархии
Благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев. Фото Иркутской епархии
Один начальник помог оформить полуразрушившееся здание, другой продал кирпич подешевле, православные предприниматели жертвовали кто двери, кто решетки, а окна... «Окна нас научили немцы утеплять (рассказывает о. Вячеслав), отдыхали здесь и показали. Иностранцы вообще как узнали, что мы храм строим, приходили и давали деньги. А для сербов это было как чудо какое-то, приходили и молились, - они сюда как в паломничество ездили».

Приход пока небольшой, люди простые, местные жители, и прихожане с. Хомутово, где служит о. Вячеслав: «У нас удивительный приход, очень хорошие прихожане». Люди далеко не богатые. Даже самое необходимое приобрести в данном случае было серьезной задачей. Для этого маленького храма церковная утварь и комплект облачений, кажется, сравниваются в цене с минимальными затратами на строительство.

После освящения, когда гости, архиепископ Вадим и Знаменский мужской хор уезжают домой, батюшка в радостном настроении хлопочет в храме, собственными руками счищая с подсвечников воск, заметая мусор, оглаживая каждый уголок и все время рассказывает, рассказывает& кто какую икону писал, как придумали из красивой дверной ручки сделать в алтарь держатель для полотенца, как приспособили гардины на древки под хоругви, как один раб Божий принес для храма корабельный колокол... В общем: как сильно хотели они построить этот храм.

Но не средства, не труд, а свои сердца вкладывали в храм Державной Божией Матери, потому, что где видится Бог, там просит человеческая душа храма, чтобы в молитвенном предстоянии выразить свою благодарность и любовь к нему. А на о. Ольхон Господь видится везде. Потому что невозможно человеческими силами создать ту красоту, одновременно могучую и хрупкую, которую являет собой это сердце Байкала. Даже скудные зимние цвета дают необыкновенное разнообразие оттенков. Потому что в условиях, где сарминский ветер может унести в Байкал, где лед может расползтись под колесами автомобиля, где почти в каждом доме кто-нибудь погиб на море, невозможно прожить без веры. Даже язычники буряты в таких условиях по-своему тянутся к Православию, - они почитают Николу Угодника, ни один раз спасавшего их от верной гибели. И они признавали в своем спасители «русского Бога».

Храм в честь иконы Державной Божией Матери на острове Ольхон (озеро Байкал). Фото Иркутской епархии
Храм в честь иконы Державной Божией Матери на острове Ольхон (озеро Байкал). Фото Иркутской епархии
Незаменимый источник духовных сил и рвения - молитва неотступно сопутствовала трудившимся: «Там за храмом, где труба стоит, оборудовали мы навес и служили первые молебны, теперь это особое, памятное место».

Еще очень много хочется сделать, просто диву даешься при виде кипучей энергии создателей храма: построить гостиницу для паломников, чтобы православные «по православному могли» отдыхать на Байкале, организовать детский лагерь. Ведь это место уникально: кто видит в побережьях Ольхона Швейцарию, кто Францию, кто черноморские пляжи. Но вернее назвать этот остров богоугодным местом, где все устроено так, чтобы сердце любого человека откликнулось теплом и любовью ко всему Божиему миру. Из дверей храма открывается вид на синюю линзу озера в прибрежных складках, земная красота сливается здесь с небесной и с необычайной силой поет хвалу вездесущему Богу.

Ольга Долбня

Пресс-служба Иркутской епархии

7 декабря 2006 г.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×