Украинская Православная Церковь офицально отвергла предложения Ющенко о диалоге с филаретовцами

Киев, 1 марта 2007 г.

Украинская Православная Церковь ответила на письмо Президента Украины на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира относительно возможности проведения встреч и консультаций с представителями так называемого «Киевского патриархата».

27 февраля канцелярия Киевской Митрополии УПЦ направила Президенту Украины письмо следующего содержания:

«Глубокоуважаемый Виктор Андреевич!

12 февраля 2007 г. на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, за Вашей личной подписью поступило письмо №1-1/204. В нем Вы, как православный гражданин и как Президент большого европейского государства, в котором, к сожалению, взаимоотношения между верующими, также верующими и государством далеки от тех стандартов, которые хотелось бы видеть, проникаетесь судьбой Украинского Православия и Украинской Церкви. Вы говорите о необходимости соблюдения на Украине свободы вероисповедания и обеспечения уважительного отношения к объединительным стремлениям верующих всех православных церквей. В этом Вы ссылаетесь на 14-й пункт Универсала национального единства, который, кстати, принимался для Церкви без Церкви, относительно чего священноначалие УПЦ в свое время высказало свои замечания. Содержанием Вашего письма являются обращения к главе нашей Церкви и ее Священному Синоду с предложением рассмотреть возможность проведения представителями епископата и священства Украинской Православной Церкви встреч и консультаций с представителями УПЦ Киевского патриархата для решения проблемных вопросов развития православия в Украине. Целью таких встреч, по Вашему мнению, должен был бы стать поиск взаимоприемлемых путей налаживания межцерковного примирения, а также Вы усматриваете в них положительный фактор в деле объединения православных Украины в единую Поместную православную церковь.

Как известно, 24 января 2007 г. в резиденции Предстоятеля УПЦ в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира прошел Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение и Вашей, к тому времени гипотетической, инициативы, изложенной в вышеупомянутом письме, правда, несколько в иной редакции, которая, собственно, не особенно меняет его содержание. Архиерейский Собор уполномочил редакционную коллегию Собора, нас, ниже подписавшихся, в случае официального оглашения Вами вышеуказанной инициативы, дать обоснованный ответ и разъяснить позицию епископата УПЦ по этому вопросу. По поручению Собора Архиереев УПЦ имеем честь засвидетельствовать Вам свое уважение и сообщить о следующем.

Участники Архиерейского Собора заслушали информацию о возможном официальном обращении Президента Украины к Предстоятелю и Священному Синоду УПЦ по вопросу создания Украинской Православной Церковью общей с представителями УПЦ КП Комиссии, которая бы занялась решением проблемных вопросов развития Православия в Украине. Вероятность такой Вашей инициативы, уважаемый Виктор Андреевич, происходила из заявления, сделанного Вами во время Вашей встречи с «епископатом» УПЦ КП 12 января 2007 г. и обнародованного в СМИ. Вы, в частности, сказали: «Я готов обратиться к Синодам УПЦ и УПЦ КП с предложением составить общую богословскую комиссию при участии, например, 3 епископов и 2 священников с каждой стороны для рассмотрения наболевших вопросов» (пресс-служба Президента Украины). В свою очередь некоторые церковные и околоцерковные СМИ Ваше высказывание трактовали как Вашу готовность оказывать содействие созданию «общей богословской комиссии, которая будет заниматься вопросом создания единой поместной Церкви в Украине», «комиссия должна рассматривать актуальные вопросы, которые будут оказывать содействие началу диалога, а со временем и объединению Церквей» (http://www.rіsu.org.ua/ukr/news/artіcle;13688/). Естественно, что данная информация о возможности создания такой двусторонней комиссии по инициативе Администрации Президента, а тем более, возможное участие в ней епископов УПЦ, вызвала волну протестов среди верующих и неистовую дискуссию в СМИ, часто с безосновательными обвинениями как в адрес Президента, так и епископата УПЦ. Верующие нашей Церкви очень хорошо помнят, а часто и физически ощущают на себе, те разбойничьи методы, которыми лишь 15 лет тому назад новообразованная и зарегистрированная вопреки действующему законодательству так называемая УПЦ КП с попущения центральной и местной власти «создавала» свою структуру за счет кафедральных соборов, епархиальных управлений и приходских церквей нашей Украинской Православной Церкви. Правовое своеволие того времени поражает своей масштабностью и циничностью его участников. Кое-где такое «расширение» имеет место и сегодня. История развития религиозной организации УПЦ КП является аналогичной истории развития многих нынешних олигархических бизнес структур с темным прошлым, которые зарождались в неладах с законом во время смуты конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого столетия. Шло время, они укреплялись и легализировались. Не о них ли Вы говорили на Майдане в конце 2004-го? Именно по такой схеме развивается так называемый Киевский патриархат - структура, которую создал в 1992 г. бывший Предстоятель УПЦ. Сегодня они также ищут «путей налаживания межцерковного примирения» - легализации в православном мире, и в эту аферу втягивают Вас. Втягивались в этот процесс и Ваши предшественники, однако, Михаил Денисенко сказал, что в отличие от них, «только Вы, Виктор Андреевич, стали делать реальные шаги в этом направлении» (http://cerkva.іnfo/2007/01/12/zustrіch.html).

Всесторонне обсудив представленную информацию, Собор принял решение, в случае официального Вашего обращения к УПЦ, уважаемый Виктор Андреевич, с вышеуказанным предложением, воздержаться от образования подобного рода двусторонней комиссии. Такая позиция базируется на том, что УПЦ КП, не имея апостольского преемства иерархии, не может быть эклезиологически равноправным участником диалога. Правильное понимание этого вопроса, вероятно, имеете и Вы, поскольку в своем письме от 12.02.2007 г. не называете участников возможных консультаций и встреч со стороны УПЦ КП «епископами и священством», а лишь «представителями УПЦ Киевского патриархата».

Руководствуясь принципом церковной икономии, Архиерейский Собор в одностороннем порядке создал при Синодальных канонической и богословской комиссиях при Священном Синоде УПЦ «Комиссию УПЦ по восстановлению единства Украинского Православия». В ее компетенцию входит поиск путей и методов, а также выработка механизмов восстановления единства Украинского Православия путем церковно-дисциплинарных норм, предусмотренных каноническим правом Вселенского Православия. Собор еще раз напомнил, что под понятием «восстановление единства» понимается возвращение тех, кто отошел от церковного единства, через осознание ими греха раскола, т.е. покаяние, в спасительное лоно Украинской Православной Церкви. Вышеуказанная комиссия УПЦ сможет принимать представителей стороны, которая уклонилась в раскол, выслушивать их возможные инициативы, иметь суждения в каждом случае и докладывать о них Священному Синоду и Архиерейскому Собору УПЦ, в компетенцию которых входит принятие окончательных решений.

Представители УПЦ КП сознают собственную эклезиологическую ущербность и сотериологическую губительность своего положения. Неодиночными являются факты, когда «духовенство» Киевского патриархата, в том числе и «епископы», рекомендуют близким и дорогим им людям принимать Таинства в канонической Церкви. Однако бесовская гордыня не разрешает им выйти с личной инициативой относительно диалога, а принуждает искать посредников, в данном случае в лице Президента. Им стыдно посмотреть в глаза своим братьям-украинцам, которых они поносят, позорят и шельмуют вот уже на протяжении 15-ти лет. Стыдно и перед своими последователями, которых обманули, и лишили настоящей литургической жизни. Выйти самостоятельно из такого положения - это и означает покаяться. Следует вспомнить притчу Спасителя о блудном сыне (Лк.15,11-24), которую мы недавно слышали за богослужением в одно из подготовительных к Великому посту воскресений. Планировал ли тот сын, находясь на «дальней стороне», проводить встречи и консультации с отцом для решения проблемных вопросов развития своего дальнейшего бытия? Или, может, искал взаимоприемлемых путей налаживания примирения? Нет. Такого мы в Святом Писании не встречаем. А для Украинской Православной Церкви Евангелие с его истинами не стало архаичным. На сегодня ведутся богословские собеседования с представителями Украинской Автокефальной Православной Церкви. Восстановление такого диалога было инициировано руководством УАПЦ. Исходя из удостоверенных временем толерантных отношений относительно УПЦ и ее верных, диалог был восстановлен, и, имеем надежду, с Божьей помощью он будет результативным.

Украинская Православная Церковь на сегодня является в Украине самодовлеющей Церковью. Она сохранила и владеет в полной мере и невредимо всеми дарами и качествами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, как об этом гласит Символ веры. Она может обойтись без тех, кто Ее неразумно покинул. Тем не менее, она, как любящая Мать, скорбит о своих чадах, которые остаются вне Ее благодатной ограды без спасительных Таинств Тела и Крови Христовых, которые, по словам нашего Господа, единственные делают человека наследником вечной жизни.

На Вашу инициативу «встреч и консультаций» отвечаем, что еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.

Священный Синод выразил надежду, что со своей стороны УАПЦ и УПЦ КП проявят добрую волю в этом благом намерении, поддержав это решение, и признал возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях:

1. Прекращение насилия со стороны приверженцев Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата относительно Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко) - поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее.

Эти четыре необходимые для начала и нормального ведения диалога условия остаются базовыми и ныне. Будущее Украинского Православия зависит не только от позиции епископата УПЦ, но и от осознания трагичности своего положения теми, кто сегодня находится вне спасительной ограды Матери Церкви. Если такое осознание придет, то проблемы будут решены, о чем мы ежедневно молимся и просим Бога.

Желаем Вам, глубокоуважаемый Виктор Андреевич, крепкого здоровья и помощи Божией в Вашем служении Украинскому Государству и украинскому народу.

По поручению Архиерейского Собора УПЦ с глубоким уважением к Вам

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий

Архиепископ Львовский и Галичский Августин

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии, управляющий делами УПЦ Митрофан»

Сайт Украинской Православной Церкви

2 марта 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×