Кишинев, 14 мая 2007 г.
В пятницу, 11 мая с.г., парламент Молдавии принял Закон о религиозных культах и их составляющих структурах. Окончательный вариант, проголосованный парламентом, не отличается по сути от своей первоначальной версии, известной церковной общественности, сообщает ИА Moldova Noastra.
Молдавская Митрополия выступила официально еще в марте 2006 года с критикой этого законопроекта, предложив свой вариант Закона о культах и свободе совести, отражающий не только реальную конфессиональную ситуацию в стране, но и требования соответствующих нормативных актов Евросоюза. Несмотря на официальную позицию Православной Церкви Молдавии, юридическая служба парламента и председатели двух парламентских комиссий – по правам человека и по образованию и науке – выступившие с этой законодательной инициативой, полностью проигнорировали позицию Церкви, скрыв от остальных депутатов сам факт существования подобного законопроекта.
Принятый закон заменяет разрешительную регистрацию культов сугубо объявительной. Любой житель Молдавии, включая иностранцев и лиц без гражданства, вправе объявить себя последователем любого культа – без различия какого именно – существующего или им придуманного – и автоматически зарегистрироваться, предоставив подписи ста человек, которые, при вездесущей нищете и насаждающегося духа наживы, не составляет никакого труда заполучить. Это тем более облегчается тем, что, по предложению вашингтонского Института Религий, закон предоставляет любому жителю страны право принадлежать одновременно к двум и более культам. Это последнее положение закона исключает возможность Церкви противостоять ересям и расколам, которые уже могут под защитой закона беспрепятственно внедряться и свободно действовать внутри и от имени Церкви.
Согласно принятому закону, любой приход, монастырь или иная составляющая структура (например, типография, конфессиональное учебное заведение и т.п.) имеет право по своему усмотрению, без объявления каких-либо причин, перейти в любой иной культ или же основать любой новый культ. Этой нормой закон берет под свою защиту любые расколы и раскольнические инициативы.
Закон не делает никакого различия между традиционной религией молдавского народа и любыми другими вероисповеданиями, которые за последние годы появились во множестве в Молдавии при финансовой поддержке иностранных источников.
Для молдавского народа Православная Церковь является не только традиционной как и в случае всех других православных народов, но является также тем общественным институтом, который породил в истории молдавский народ. Более того, закон вообще не упоминает Православную Церковь и само слово «православный» отсутствет в его тексте.
Закон также не различает тоталитарные, диструктивные, коммерческие, сатанинские и псевдорелигиозные культы от общепринятых культов, что открывает простор для насаждения в обществе любых форм контроля над свободой совести граждан. Более того, закон предоставляет детям право выбирать какой культ они хотят изучать или отказаться от изучения в учебных заведениях культов (приходские воскресные школы) соответствующих вероучений.
Упраздняется любой контроль общества в лице государства за культами, что явно отражено в положении закона о расформировании департамента по культам, регистрацию культов передавая в ведение неспециализированных подразделений министерства юстиции.
Весь клир – от чтецов до епископов, - а также монахи объявляются наемным персоналом конкретного культа, предоставляющий коммерческие услуги потребителям культа, и входят уже в компетенцию трудового кодекса.
Перечисленные нововведения закона не исчерпывают его исключительно антиправославный характер.
Согласно последней переписи населения Республики Молдова (октябрь 2004), 93,4% ее почти 4-х миллионного населения объявили себя православными. Остальные 6,66 процента (в порядке убывания) составляют баптисты, иеговисты, атеисты, адвентисты, армяне, мусульмане (1600 человек), иудеи (900 чел.)и иные конфессии.
Православие в Молдавии представленно Молдавской Митрополией Московского Патриархата, состоящей из более 1200 приходов и около 40 монастырей. В Молдавии действует также раскольничья так-называемая «Бессарабская митрополия» Румынского Патриархата, зарегистрированная в 2005 году под беспрецедентным давлением комиссаров евросоюза. Раскольники контролируют более 130 приходов и не обладают ни одним монастырем.
Примечательно, что автором антиправославного закона является известный в Молдавии и европейских кругах борец против Православия Владимир Кубрияков, создатель раскольнической «Бессарабской митрополии» и председатель парламентсокй комиссии по правам человека от проНАТОвской народной христианско-демократической партии. Его основным помощником в деле продвижения принятия закона является председатель парламентской комиссии по науке и образованию от партии коммунистов Молдовы Виктор Степанюк. Этот депутат является инициатором изъятия из школ национальной истории и ее замены так-называемой «евроинтегрированной историей», в которой полностью выхолощена и сфальсифицирована история страны и ее народа.
Известие о принятии антиправославного закона вызвало бурю негодования по многим приходам и большинства монастырей. Негодование усиливается просочившимися сведениями о том, что накануне принятия закона, в четверг, произошла рабочая встреча между руководством республики в лице ее президента, спикера парламента и премьер-министра с одним из постоянных членов Синода Московского Патриархата, который выразил полную поддержку этому закону.
Не исключено, что, по мере распространения по приходам и монастырям известия и принятии антиправославного закона, негодование будет расти и может привести к открытым протестам.