Москва, 15 мая 2007 г.
О том, как будет устроена жизнь Православной Церкви в Германии после объединения корреспонденту журнала «Мы в России и Зарубежье» рассказал епископ Штуттгартский Агапит, викарий Германской епархии РПЦЗ.
— Через неделю после официального акта объединения двух частей Русской Церкви состоится совместное богослужение в Ротенберге (Штуттгарт) в церкви-усыпальнице св. Екатерины. Ротенберг является колыбелью вюртембергских королей. На месте родового замка в 1824 году была сооружена православная церковь-усыпальница во имя св. великомученицы Екатерины для Екатерины Павловны, которая была замужем за вюртембергским королем Фридрихом Вильгельмом. Раз в году, в понедельник после Троицы по западному календарю, там бывает торжественное богослужение. В этом году православный День Святого Духа совпадает с этим днем. Владыка Марк Германской епархии Зарубежной Церкви и владыка Феофан Германской епархии Московского Патриархата совершат совместное богослужение. Пригласили также Его Святейшество Патриарха Алексия возглавить богослужение, но пока еще не ясно, сможет ли Патриарх приехать. По всей вероятности он пошлет заместителя.
Какие дальнейшие службы будут — еще неизвестно. Это должна согласовать совместная комиссия, куда входят протоиерей Илья Лимбергер и священник Андрей Сикоев с нашей стороны, а со стороны Московской Патриархии протоиерей Георгий Антонюк и священник Максим Шмидт. У них на прошлой недели в понедельник была первая встреча, на которой они обсуждали некоторые мероприятия. Самое главное, что планируется в этом году — это пастырская встреча-совещание всех священников обеих епархий, которая должна состояться осенью.
— Какие вообще отношения с клиром епархии Московской Патриархии? Есть ли личные связи, общение?
— Насколько я знаю, только батюшки, которые занимаются молодежью, устраивают совместные мероприятия. Вот у нас священник Илья Лимбергер устраивает летние лагеря, программы частично заимствованы у одного священника Московской Патриархии. Священник Игорь Блинов ездил на поселения возле города Лимбурга. Эти поселения поддерживаются священником Анатолием Гармаевым. В них участвуют целые семьи, и развивается обширная программа, в которой принимает участие каждый член семьи.
— Появление после воссоединения Русской Церкви параллельных епархий в одних и тех же странах кажется необычным и странным положением. Как, на Ваш взгляд, можно в будущем это положение разрешить?
— Параллельные епархии уже давно существуют в одних и тех же странах, в этом ничего нового нет. Но конечно замысел таков, чтобы происходило постепенное срастание. Батюшек общим числом, и у них и у нас не так много, чтобы обеспечить окормление всей Германии. В нашей Церкви 30 и в Московской Патриархии примерно 30-40 человек. Важно будет избегать параллельных структур в одном и том же городе. Надо будет договориться о том, чтобы опекались и новые места и главное — не в одном городе, чтобы епархиальная жизнь расширялась, а не сосредоточивалась на каких-то отдельных городах.
— Как Вам видится будущее русского Православия в мире? Следует ли зарубежной части Русской Церкви ограничиться окормлением многочисленной русской диаспоры за рубежом, или же ориентироваться на местных жителей? Есть ли цель стремиться в будущем к формированию единых православных Поместных Церквей в тех странах, где их пока нет, например, в Германии?
— За последние 15 лет работа больше переложилась на окормление многочисленной русской диаспоры, в отличие от шестидесятых, семидесятых или восьмидесятых годов, когда немало уделялось внимания и немецкому населению. А сейчас стихийно больше стало уделяться внимание русской диаспоре, потому что их просто численно больше в приходах. Так что в ближайшее время так и будет продолжаться. Насколько это будет влиять на местное население, это будущее покажет. У нас, например, в Штуттгарте, немного немцев. Во Франкфурте, в Гамбурге и Мюнхене больше. В среднем можно сказать, что коренные немцы составляют около одной четверти прихода. По всей вероятности это будет и в будущем так.
Что касается формирования Поместных Церквей, тут уж я ответить не могу, это зависит не от нас, а от отклика коренного населения на наш скромный пастырский вклад в наших приходах. Мы — русская Церковь и, конечно, в первую очередь обязаны окормлять свою, русскую диаспору.