Выставка «Русская историческая живопись» продлится до 19 декабря 2004 года в выставочном зале Школы акварели Андрияки по адресу Гороховский переулок д.17.
Виктор Маторин. Святой Благоверный Великий Московский Князь Дмитрий Донской. 2002, х.м. 165х140 |
Традиционные сюжеты, известные темы, академическая школа, - вот с чем принято ассоциировать историческую живопись. Идя по заснеженному Гороховскому переулку, я настраивалась увидеть бесчинства Ивана Грозного, петровские казни, измученных тюрьмой княжон, гневных изгнанниц-боярынь – трагедию, печаль, отчаяние, гнев. Я почти не сомневалась, что выставка «Русская историческая живопись» это ожидание оправдает. Тем более что выставляются молодые художники. К счастью, все оказалось много интересней.
Успех начинания на 30% зависит от названия, утверждал капитан Врунгель, Как, мол, лодку назовешь, так она и поплывет. Кураторы выставки, открывшейся в Школе акварели Сергея Андрияки, явно не потрудились над названием: оно скорее похоже на термин из словаря искусств. «Русская историческая живопись» - не самое звучное имя для события, которое происходит в самом центре Москвы и претендует на высокую оценку. Более того, не хотелось бы, чтобы оно прошло незамеченным. Ведь именно эта тема, близкая всем четырем художникам-участникам, объединила их работы и превратила задумку в законченную, цельную выставку.
Четыре выпускника Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, четыре ученика Ильи Глазунова, четыре молодых художника решили объединиться и показать то, что у них получилось. Трое из них - Виктор Маторин, Павел Попов, Владимир Самсонов - работают в жанре исторической живописи, и лишь один (вернее одна) - Оксана Павлова - отдает предпочтение пейзажу.
Все они уже имеют опыт экспозиций. Работы Виктора Маторина в 1998 году выставлялись в РГБ. В 2003 году он участвовал в выставке «Рождество на Беговой». А в нынешнем - принимал участие вместе с Павлом Поповым в экспозиции Серпуховского историко-художественного музея «За землю русскую, за веру христианскую».
Самая молодая из группы художников, Оксана Павлова, дебютировала год назад на персональной выставке в Брянском областном художественном музее. В этой же выставке принял участие и Владимир Самсонов. Впервые он заявил о себе еще в 94-ом году, продемонстрировав работы на выставке «Новые имена русского реализма» в Манеже.
Павел Попов в 98-м году принял участие в выставке, посвященной юбилею Виктора Астафьева, а также выставлялся в РГБ.
Объединение в одной экспозиции сразу четверых художников неслучайно и потому, что часть полотен написана ими в соавторстве. Маторин с Поповым работали над «Куликовской битвой», а Самсонов и Павлова над «Строительством Храма Христа Спасителя». Получились яркие, звучные и монументальные полотна.
Маторин взял на себя смелость и не пожалел времени, чтобы полноценно разработать тему Куликовской битвы. В этой же серии выставляются его «Святой Благоверный князь Дмитрий Донской», «Хан Мамай», «Задонщина». Невозможно обойти стороной и маторинские «Пять хлебов и две рыбы». Этот натюрморт -предтеча картины «Семь хлебов», мощной, напряженной, с евангельским сюжетом.
Владимир Самсонов достаточно скромно представлен на выставке. Зато, убеждена, зритель обязательно остановиться и у «Призвания варягов», и у «Родника Сергия Радонежского».
Оксана Павлова. Сердце России |
Гармонично выглядят на выставке и работы Оксаны Павловой. Даже несмотря на некоторое жанровое несоответствие. «Сердце России» - Московский кремль – очень светлое и позитивное полотно. А в серии ее этюдов особо хороша «Бухта Мальчезике».
Павел Попов- самый разносторонний из всех художников, попробовавший себя сразу в нескольких жанрах. И в пейзаже, и портрете. Но главным все-таки считает жанр исторической живописи. Предпочтение он отдает священной тематике: пройти мимо «Поцелуя Иуды», «Горы Синая», «Входа Господня в Иерусалим» невозможно. Как невозможно не умилиться тихой радости Марии на полотне «Рождество Христово». Сам художник говорит о себе: «Творчество есть высший Божественный дар,заключающийся в служении добру, возвышению человека, природы. Художник, глядя на мир, воспринимая и осмысливая его, создает произведение искусства, способное увлечь зрителя красотой, наполнить его сердце радостью и любовью к жизни. Только творчество, принимающее форму и суть реализма, легче и гармоничнее всего передает чувство, поднимающее душу зрителя на такую высоту, что у него возникает желание творить добро. Через соединение мастерства, гражданственности, духа зрелости искусство восстанавливает связи между поколениями и осмысливает вневременные общечеловеческие ценности».
Художники представлены на выставке не только своими работами, но и своими персонами. Не покидают свое детище - как мать, которая боится на шаг отойти от колыбели с младенцем.
Спрашиваю Маторина, почему именно тема Куликовской битвы так тщательно им проработана. Он с жаром отвечает: «Я много и глубоко интересуюсь историей древней и средневековой Руси. Именно в этой теме мне есть что сказать». И говорит о жанре исторической картины в целом: «Пройдя хорошую реалистическую школу, художник обретает свободу, свободу творчества, свободу самовыражения. По моему мнению, историческая картина – это самый сложный жанр в искусстве. Художник не только сам анализирует прошлое своего народа, но и зрителю предлагает обратиться к своим корням». Маторин убежден, что современная история еще не до конца изучена. Потому осмыслить наше недавнее прошлое так глобально, как требует того живопись, пока невозможно. Дело в отсутствии национального героя. А времена, когда поступал «госзаказ на героев», уже прошли.
- Не боитесь ли вы конкурентов? - язвлю я. На что Маторин с улыбкой говорит: «Назовите, кто? На сегодняшний день эта ниша пуста. Никто не работает в жанре исторической картины. Конкурировать не с кем, а мастера теперь уже позапрошлого века – прежде всего Суриков и Репин – не конкуренты наши, учителя. Я хожу в Третьяковскую галерею каждый месяц, чаще даже, каждую неделю. Посмотреть как у Сурикова какой-нибудь отдельный фрагмент выполнен».
- А изображать святых насколько сложно? Всегда есть риск не оправдать ожидания, противопоставить картину иконе?В этот момент на нас с полотна смотрит голубоглазый светловолосый князь. Герой и воин, вдумчивый, напряженный и собранный.
Маторин отвечает: «Картина – не иконопись или настенная живопись. Жанр действительно иной. Я смотрел Дмитрия Донского в Архангельском соборе в Кремле. Специально ходил и смотрел. Но ведь там иные акценты, ударения, техника, наконец. Я внимательно изучил житие, прочел немало литературы, исторических справочников… Однако моя работа - не простой портрет, это прославление. В то же время и татар, и Мамая я изобразил не гномами, не плюгавыми и никчемными людишками. Они тоже воины, они тоже герои».
«Хан Мамай» - одна из последних работ Маторина. Мамай, за спиной которого войско вступает в бой на фоне размеренно текущей реки, молчаливо серьезен. Он - реальный вершитель судеб орды, противник Донского. И в этом противопоставлении полководцев неожиданно ярко и веско восторжествовала историческая справедливость. Живопись, по характеру своему сугубо субъективный жанр, вдруг позволила объективно увидеть исторически значимое, страшное событие русской истории. Не три богатыря, не демоны и ангелы – герои.
На выставке представлены, быть может, самые важные для самих художников работы. Зато это – свидетельства о мастерстве, дипломы. Причем не только в переносном смысле.
Владимир Самсонов получил диплом за «Призвание варягов» - смелое, нетрадиционное решение одного из интереснейших исторических сюжетов. Сам о себе художник говорит: «В картине мое мировоззрение отражает мой взгляд на жизнь, на то, что я считаю важным в жизни и в искусстве. Художник должен стремиться познать жизнь и передать зрителю свое суждение через образы исторического прошлого и настоящего, в котором заключено Божественное мировоззрение и христианская проповедь».
Дипломной работой Оксаны Павловой стала картина «Воскресенье» - очень оптимистическая работа, необычный ракурс ансамбля кремлевских церквей. Павлова говорит так: «Живопись для меня искусство, в котором в наибольшей степени отражаются чувства, эмоции, переживания. Художник-пейзажист должен широко смотреть на мир. Я стремлюсь передать понимание увиденного, показать Божественную красоту и мощь русской природы».
Место для этой выставки художники нашли с большим трудом. «Сегодняшняя цензура - более строгая, чем в советские времена, - цитирует Маторин Илью Глазунова, своего учителя, - ведь нас никто не хотел выставлять, даже за деньги! И только Сергей Андрияка любезно предоставил выставочные залы своей Школы акварели. Он понял и принял нас как художник художников. И он же и активно участвовал в отборе работ для экспозиции».
Картины отобраны не строго тематически. Здесь есть и серии пейзажных этюдов Оксаны Павловой, и потрясающие портреты Попова, и натюрморты Маторина. Но художники отнюдь не считают это слабым местом экспозиции. «Мы могли бы поместить все исторические картины в одном маленьком зале, но наша задача - не утомить зрителя. Мы хотим, чтобы он получил удовольствие», - говорит Маторин.
Он немного лукавит. Художники слишком молоды, чтобы заполнить своими монументальными работами целый выставочный зал. Разнообразие, пожалуй, отсюда. Тем не менее, лично для меня выставка оказалась неожиданной. Она светлая, радостная. Мой пессимизм остался за дверью зала.
Выставка «Русская историческая живопись» продлится до 19 декабря 2004 года в выставочном зале Школы акварели Андрияки по адресу Гороховский переулок д.17.