В Москве прошел круглый стол на тему «Современные книжные издания по школьному курсу ОПК: теория и практика учебно-методического обеспечения»

Москва, 11 сентября 2007 г.

8 сентября 2007 г. в Москве в конференц-зале ХХ Юбилейной Международной книжной выставки-ярмарки (Всероссийский выставочный центр) по инициативе Издательского Совета Русской равославной Церкви прошел круглый стол на тему «Современные книжные издания по школьному курсу «Основы православной культуры»: теория и практика учебно-методического обеспечения».

В круглом столе приняли участие и выступили представители церковных и общественных организаций, научных и учебных учреждений, разработчики учебно-методического обеспечения по школьным урсам православной культуры: А.В.Бородина, член Союза писателей России, кандидат культурологи, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», президент и главный редактор одноименного Межрегионального общественного фонда и книжного издательстства издательства, лауреат Международного конкурса детской юношеской литературы им. А.Н.Толстого, замруководителя отдела внешних связей Издательского Совета Русской Православной Церкви И.В.Лапшин, председатель «Союза христианского возрождения» В.Н.Осипов, ученные, публицисты и преподаватели ОПК.

Состав участников круглого стола, высказанные ими авторитетные мнения камня на камне не оставили от многих мифов, которые, к сожалению, сопровождают сейчас преподавание «Основ православной культуры» в российских школах.Один из таких мифов: не создано пока хороших учебников по данному школьному предмету. Это утверждение, довольно часто озвучиваемое в средствах массовой информации, наглядно опровергают материалы стенда, представленного издательством «Основы православной культуры» (ОПК). За последние годы творческим коллективом под руководством Аллы Валентиновны Бородиной выпущены десятки учебных пособий, как для преподавателей, так и для учеников, готовятся к изданию новые. Причем, это – не разрозненные, каждый сам по себе, учебники, но в полном смысле этого слова системный курс, методически выверенный, охватывающий образовательный процесс, начиная с детского садика и заканчивая старшими классами средней школы (сопоставимо с любым другим курсом средней школы – русского языка, истории, химии или математики).

Директор издательства «Основы православной культуры» Н.В.Демкова особо подчеркнула, что в издаваемых ее издательством пособиях учтены не только возрастные, психологические особенности малыша, учащегося начальной школы или старшеклассника, но и санитарно-гигиенические нормы, государственные стандарты, предъявляемые к литературе подобного рода (вплоть до грамма веса
учебника, размера примененного шрифта).

Что же касается самих методик преподавания, то о высоком их уровне говорят стоящие на ряде пособий А.В.Бородиной «разрешительные» грифы Министерства образования и науки РФ, многочисленные лестные отзывы известных специалистов в области истории, культуры, педагогики.

«По мнению специалистов, - заявил на круглом столе координатор Движения «Народный Собор» О.Ю.Кассин, - издательство «Основы православной культуры» далеко, на многие годы вперед ушло от аналогичных коллективов и авторов. Багаж этот, когда ОПК только-только пробивают себе дорогу, трудно переоценить».

При этом странно (или закономерно?), что ни копейки в поддержку от государства издательство «Основы православной культуры», по словам его руководителей, за годы своей плодотворной деятельности не получило, существуя, и с немалыми трудностями, исключительно на средства частных благотворителей. Еще один миф: некому преподавать «Основы православной культуры» в школах. Однако на круглом столе выступили учителя, которые преподаванием ОПК школах успешно занимаются. Они рассказали, что дети тянутся к духовным знаниям, да и в методическом плане больших сложностей нет. Другой вопрос, что не каждый учитель, даже освоив методику, способен преподавать ОПК: для этого он должен иметь не только сумму предметных знаний, но и доброе сердце, определенный личный духовный опыт. Но это, скорее, показатель не дефицита педагогических кадров в России, а духовности нашего общества в целом.

Приветствуют «Основы православной культуры» и родители. Директор московской средней школы Л.Я.Носкова, где ОПК уже несколько лет преподаются на факультативной основе, отметила: случается, что мамы и папы приводят своих детей в их школу, когда узнают о наличии этого предмета в учебной программе. Участники круглого стола с удовлетворением отметили, что российские «мамы и папы», население в целом, вопреки навязчивой «антирекламе» курсу «Основ православной культуры» в самых тиражных либеральных печатных и электронных СМИ, в большинстве своем благожелательно относятся к новому школьному предмету. Д.М.Володихин и его коллеги с помощью современных интернет-технологий предприняли интерактивный опрос, особенность которого состояла в том, что право голоса предоставлялось самой широкой аудитории – от верующих, причем разных конфессий, до атеистов, от патриотов до носителей так называемой либеральной идеи. Большинство респондентов, около 60 процентов, поддержали преподавание ОПК в школах.  

«За» ОПК большинство российских мусульман, понимающих, что значит Православие для державообразующего – русского народа. А также –  регионы, их законодательная и исполнительная власть.

В.Н.Осипов рассказал о том, что возглавляемый им «Союз христианского возрождения» направил письма первым лицам практически всех субъектов Федерации с просьбой – высказать свое отношение к преподаванию ОПК в школах. «Против» высказались лишь несколько. В.Н.Осипов также считает голословными рассуждения оппонентов о том, что преподавание «Основ православной культуры» в школах нарушает принцип светскости государственного образования, закрепленный в России конституционно. Об этом свидетельствуют итоги работы московской комиссии, посетившей Брянскую область, когда местные власти законодательно и в обязательном порядке ввели преподавание ОПК в брянских школах. Вывод комиссии однозначен: ОПК – культурологический предмет, который знакомит детей с необходимыми азами родной истории и культуры.

Профессор В.Ф.Шаповалов подвел научно-философскую базу под необходимость нашей не только средней, но и высшей школе такого культурологического предмета, как «Основы православной культуры» (для ВУЗов, разумеется, требуется его аналог). По мнению ученого, каждая цивилизация выстраивает себя на фундаменте тех или иных непреходящих ценностей. США «заложили» и «строили» англо-саксы, кальвинисты по вероисповедованию и убеждениям, они же сегодня, хотя и не представляют национального большинства, играют главенствующую роль в политической жизни Америки. Для Русской цивилизации, понятие которой не сводится только к национальной принадлежности, такой основой было и есть Православие. Глупо и опасно в экономической, духовной сферах безоглядно копировать так называемый «американский образ жизни», равно как и любой другой – грозит это русскому и другим веками рядом проживающим в России народами не чем иным, как забвением.

Резюмируя итоги круглого стола, его участники пришли к следующим выводам: преподавание ОПК российской средней школе жизненно необходимо; к публичным дискуссиям по «Основам православной культуры» нужно привлекать специалистов, чтобы избежать дилентантизма, подмены понятий и прочих намеренных инсинуаций; лучшее, уже накопленное в методике и практике преподавания ОПК православной культуры» в российских школах, необходимо пропагандировать, как можно шире освещая в средствах массовой информации; необходима государственная поддержка «Основ православной культуры» в школах, касается это как практики, так и теории их преподавания.

11 сентября 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×