Письма к А. П. Толстому

"ПризовитеАлександр Петрович Толстой (1801–1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. Публицист Никита Гиляров-Платонов так отзывался об Александре Толстом: «Трудно найти человека, более преданного Церкви, более готового на всякое улучшение и в то же время менее склонного проводить какие-нибудь личные расчеты в управлении столь важною частию. <...> Он принадлежит к разряду тех людей, которых я не умею иначе охарактеризовать, как назвать их оптинскими христианами. Это люди, глубоко уважающие духовную жизнь, желающие видеть в духовенстве руководителей к духовной высоте жизни, жаждущие, чтобы православное христианство в России было осуществлением того, что читаем в Исааке Сирине, Варсонофии и проч. И он сам в своей жизни именно таков. Никто менее не способен мириться с казенностью, с формализмом и с мирскою суетой в деле Христианства»[1].

Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.


"Граф
Граф А. П. Толстой. П. Ф. Соколов. Первая половина XIX в.
Очень жаль того любопытства, которое хочет играть Юмом[2], забавляться необычайным и домогаться сокровенного. Почем знать, не захочет ли неизвестная сила наоборот играть играющими ею? Неприметно можно дойти до значительного проигрыша. Если искусство Юма есть не более как тонкая хитрость, для чего предавать себя произволу такой хитрости? Если же Юм говорит, что он пользуется содействием духов, и если сему верят, то надобно принять в рассуждение, что есть духовный мир света, в котором живет истина, но также есть духовный мир сумрака и тьмы, в котором мечта и ложь так же имеют место, как в мире видимом, чувственном, хотя там иное знают, чего не знают здесь. Посему истинно духовные люди остерегают от любопытства входить в сообщение с духовным миром, как опасного.

25 января 1859 года

 

Тем, которых кротость и воздержание Онуфрия Крайнева[3] сильно расположили в его пользу, надобно удерживаться от решительного заключения о его сновидениях. Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и наконец от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание.

Не отлагаю далее — возвратить записку о вдовце, вступившем в брак с двоюродною сестрою умершей жены. Это есть точно четвертая степень родства по правилам исчисления, преподанным в Кормчей книге. […]

Полагаю, что Вы, блюститель закона при Св[ятейшем] Синоде, поступите согласно с характером Вашего служения, если оставите сие дело в его законном течении.

Мать говорит: у меня дети. Правда скажет на это: вы за семь лет, при начатии дела, знали, к чему оно ведет по закону; и потому должны были вести себя, как жених и невеста, в ожидании, позволит ли вам закон быть супругами и иметь детей.

Человеколюбие мимо закона не так надежно, как на пути закона.

3 октября 1860 года

 

Не излишне было бы Святейшему Синоду рассудить, полезно ли для Церкви печатать новосоставляемые службы и акафисты, в которых много слов и мало духовных мыслей, и занимать сими неразборчивых, тогда как не находят довольно времени и усердия в точном исполнении богодухновенными отцами преданные существенные службы.

18 ноября 1860 года

 

Справедливо желаете мне утешения. Великая в нем нужда, потому что много скорбных видов представляется для Церкви и Отечества. Нахожу утешение, встречая души, ходящие в вере, благоделании и смирении, в охранении от суеты века сего; но и сие утешение растворяется скорбью при мысли, что и сим угрожают то соблазны, то скорби от умножающегося нестроения мира сего. […]

6 декабря 1861 года

 

Мне приходит на мысль предложить Вашему размышлению слово Господне: аще гонят вы во граде, бегайте в другой[4]. Видите, оно позволяет удаляться только тогда, когда гонят, а когда еще не гонят, надобно стоять и, несмотря на прекословия, свидетельствовать о истине.

24 декабря 1861 года

 

Пришедший на землю возвестить человекам лето Господне приятно[5] да дарует
Вам наступающее лето, приятное Вам, под покровительством и руководством Провидения, приятное Господу Вашею деятельностью, к миру души Вашей и ко благу общественному.

А мне и вечерняя заря нынешнего, и утренняя наступающего года не покажется светлой. Облака темнеют, наносится дальний гул грома, громоотводов или нет, или их ломают. Волны восходят, Иисус же спаше[6]. Восстани, Господи, запрети волнам и разжени тучи! […]

30 декабря 1861 года

 

Доброе правило, чтобы в случае недоумения и затруднительном предать себя Господу, «да якоже хощет» устроит о нас. Господь да оправдает веру Вашу добрыми последствиями.

[…] Истину, хотя и печальную, надобно видеть и показывать и учиться от нее, чтобы не дожить до истины более горькой, уже не только учащей, но и наказующей за невнимание к ней. […]

8 января 1862 года



[1] Письмо Никиты Гилярова-Платонова к протоиерею Александру Горскому.
[2] Даниель Юм (Hume), шотландец, известный в то время спирит, которым увлекались в Петербурге.— Прим. сост.
[3] Онуфрий Крайнев, отставной солдат, утверждавший, что в сонном видении ему открылось место, где скрыты мощи митрополита Крутицкого Феодора.— Прим. сост.
[4] См.: Мф. 10, 23.— Прим. сост.
[5] Ис. 61, 2.— Прим. сост.
[6] См.: Мк. 4, 37; Лк. 8, 23.— Прим. сост.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×