Москва, 22 сентября, 2007 г.
Презентация книги историка Константина Ковалева «Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы» прошла 20 сентября в Торговом доме «Библио-Глобус» в Москве. Книга выпущена в августе в серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) и приурочена к 600-летию преставления преподобного Саввы (+1407), игумена Звенигородского и всея России чудотворца, основателя Богородице-Рождественского Саввино-Сторожевского монастыря.
По определению К. Ковалева, он для своего произведения избрал жанр исторического расследования: «Мне хотелось написать книгу современную, необычную. Жанр необычный даже для ЖЗЛ. Как соединить биографию и житие? Один светский человек, занимающийся историей при монастыре, сказал мне: невозможно написать биографию такой личности как Савва Сторожевский, можно только житие. А мне нужно было каким-то образом все это совместить. Вот я и пытался это сделать».
В процессе исследования автору открылись «уникальные вещи», сообщает Благовест-инфо. О некоторых из них он рассказал на презентации.
Мудрый старец Савва Сторожевский и молодой князь Юрий Звенигородский, сын Дмитрия Донского «вдвоем решили построить княжество по новым законам, основы которых были изложены в учении, называемом, исихазм, – утверждает К. Ковалев, – поскольку исихасты придавали большое значение нравственному руководству. Преп. Савва ввел термин: «благочестивое княжение». Речь идет о том, что большинство вопросов между князьями, даже братьями, решалось «по понятиям», то есть кто сильнее. Они постоянно друг с другом воевали и все время что-то делили. Преп. Сергий, а за ним уже и Савва пытались внушить князьям, что если ты не просвещен духовно, не подготовлен нравственно, то не можешь быть настоящим управителем. «Если ты будешь милостивым к нищим и убогим, то достигнешь высших благ», – вот как преп. Савва говорил князю Юрию, формулируя принцип его правления».
Также, считает исследователь, именно благодаря преп. Савве «Андрей Рублев стал Андреем Рублевым. Именно после Звенигорода, для которого он создал «Звенигородский чин», иконописец расписал Благовещенский собор Московского Кремля и собор во Владимире. При Савве Сторожевском и Юрии Звенигородском были построены каменные соборы – т.н. раннемосковские, с которых началось новое направление в архитектуре.
«Моя задача была разбудить внимание. Я построил всю книгу на гипотезах. Как историк я рассматриваю все варианты и предлагаю читателю выбор. Но при этом первый выбор делаю сам», – рассказал К. Ковалев. Вся информация о св. Савве, которая существует на сегодняшний день, учтена в книге, заявил ее автор.
Принявший участие в презентации игумен Стефан (Гулинов) из Саввино-Сторожевского монастыря положительно отозвался о труде К. Ковалева: «Такую книгу давно ждали. Она дает благодатную почву для изучения личности преп. Саввы Сторожевского, о котором известно мало». По его мнению, книга имеет миссионерское значение. Знакомясь с преподобным Саввой через призму истории, «человек видит нашу Россию государством духовным, в котором люди, подобные Савве Сторожевскому, оказывали серьезное влияние на людей светских, на государственных деятелей. Таким образом, читатель понимает, что история России – это история веры ее народа: насколько он был близок или далек от Бога».
В заключение презентации генеральный директор фонда "Гордость Отечества" Валентин Приходько сообщил, что правление возглавляемого им фонда совместно с правлением клуба Героев Советского Союза и Российской Федерации приняло решение о том, чтобы представить Константина Ковалева к высшей российской общественной награде «Гордость России» за вклад в развитие культуры, «приближение образов духовных деяний наших великих людей к народу, отчего они становятся более понятными».