Осса. Монахини и паломницы Syndesmos рядом с храмом |
Чем выше поднимаешься, тем шире становится мир вокруг. Вот видна деревенька у подножия, чуть выше – еще одна, потом и районный центр – г. Лариса, а совсем с высоты видно море, золотое от утопленного в него кусочка солнца на горизонте, и среди гор, будто в гигантской чаше, – светоносный напиток, предлагаемый этой чудесной страной в дар Богу.
Это место не указано в путеводителе, знают о нем только местные жители, которые приезжают сюда помолиться за литургией, бываемой обыкновенно в субботу, потому как в остальные дни священник служит в окрестных деревенских храмах.
Но в монастыре гостей ждут, им рады, специально устроены для них небольшие келейки на четверых богомольцев, всегда убранные, вычищенные, с белоснежным бельем. Каждая келейка имеет свое имя, и отношение к ней уже не простое, а уважительное. И мы живем там по монастырскому уставу, ходим на послушания и в церковь, учимся…
Осса. Монахини и паломницы Syndesmos из Румынии и Эстонии |
Первая встреча сопровождается обязательными для греческого монашеского гостеприимства угощениями: очень душистым крепким кофе и приторно-сладким разноцветным лукумом, чтобы поднять подуставшие силы, а потом паломников провожают на отдых.
Нас поселили в очень уютной келье под названием Христикос. В первый день от послушаний мы были свободны, обживались и осматривали окрестности, вслушиваясь в историю этого Божьего места.
Когда-то Греция была под турецким игом и многие православные скрывали свою веру, боясь мучений. Тогда, в середине XVI века, пришел на эти земли с Афона, из монастыря Филофея, монах Дамиан. Видимо, места эти были для него своими, и вот, желая укрепить земляков в вере и поднять их духовные силы, батюшка обходил окрестности и учил жителей не бояться, а сопротивляться турецкому владычеству. Три раза Дамиан был изгнан, три раза осмеян, и наконец он оставил мир и взошел на гору Осса. Там на высоте 1050 м Дамиан устроил монастырь во имя проповедника покаяния св. Иоанна Предтечи. Господь благословил его труд, и вскоре монастырь стал одним из самых процветающих в Западной Фессалии, много монахов прошли здесь свою школу. Через несколько лет после основания монастыря Дамиан удалился в маленькую пещерку на соседней горе, но и там, предаваясь аскетическим подвигам, батюшка не оставлял служения христианам и так же ревностно учил всех к нему приходящих. И вот, в учительном рвении Дамиан пошел к туркам в город Ларису и там попал в темницу. Его мучили, ежедневно пытали и наконец приговорили к смерти. 14 февраля 1568 года монаха Дамиана казнили, потом сожгли его тело, а прах мученика бросили в реку Пинос.
Свв. Марон, Авксентий, Дамиан, Николай и Авраам |
Старый монастырь одряхлел, в храме со старинными фресками и резным иконостасом под сводами живут летучие мыши, полы прогнили, а постройки заросли колючками. Только абрикосовое дерево верно приносит изобильные плоды. Монастырский колокол до времени хранится, опутанный его ветвями, а на старые кельи, ожидающие реставраторов, будто платок на старушку, для сохранности наброшена палатка.
Зато процветает новый монастырь. Сестры сами обеспечивают себя всем необходимым. У них есть скотный двор, где заботливо содержатся лошадь, несколько коров, козы и овцы. Эта звериная семья щедро оделяет монастырь молоком, из которого делают знаменитый греческий сыр, масло, сметану, называемую в Греции йогуртом, и творог. Огород дарит овощи, фруктовый сад пока не подрос, зато в горах наливаются солнцем дикие сливы и абрикосы, которые идут на джемы и сиропы. В определенное время сестры собирают горные травы, делают чаи, кремы, варят душистое мыло. И все эти плоды их труда продаются в монастырском магазине вместе с монашескими поделками – иконками, четками. Есть в монастыре и библиотека с уютным диванчиком, где сестры отдыхают в свободное время и живет желтая канарейка, приветствующая читательниц веселым чириканьем.
Дивным подарком была для нас встреча с духовником обители батюшкой Павлом. Геронта, уже очень древний старец, приехал специально, чтобы преподать нам свое благословение. Сестры с трепетной любовью говорят, что батюшка похож на преподобного Серафима Саровского, очень почитаемого в Греции.
Каждый день в монастыре начинается и заканчивается службой – молитвой ко Господу. Службы короче, чем в России, но их четыре. Созывают на молитву не колоколом, а особым деревянным билом, постукивая по нему колотушкой. Служба идет в основном по-гречески, но некоторые молитвы, ввиду интернациональности сестер, читают на других языках. Однажды мне пришлось читать по-церковнославянски “Верую” и “Отче наш”, и в тот момент я почувствовала такое единство, такую силу и безграничность Православия, будто все народы на моих глазах обнялись между собой.
Иногда на вечерней службе или на послушаниях мы попеременно читали Иисусову молитву: по-гречески, по-английски, по-немецки, по-румынски, по-арабски, по-русски – и наш многонародный общий мир реально воспринимался как единый – Божий.
Гора Осса (Киссавос) |
И, наконец, уборка и мытье посуды – не алюминиевых мисок, а настоящей домашней посуды: чашечки с блюдцами, полный набор тарелок, несколько видов ложечек и вилочек. Если остальные послушания у нас заканчивались в 13:00, к службе, то уборка продолжалась весь день, ведь кушали мы много и вкусно. Греческая кухня и, в частности, монастырская, очень разнообразна, питательна и полезна, но совершенно невозможно угадать, как это приготовили, чтобы приготовить самим, – так много диковинных специй и соусов. Впрочем, говорят, на одних оливках можно прожить годы без вреда для здоровья – столько в них всего необходимого. Но нас баловали, завершая обед обязательно каким-нибудь десертом, пирожком, пирожным или конфеткой. За трапезой читается душеполезное чтение. В период нашего пребывания это был дневник духовной дочери праведного Иоанна Кронштадтского игумении Олимпиады. Матушка Феоктиста делала земной поклон перед всеми и размеренно читала на английском, пока мы усердно работали ложками. По окончании положенного чтения геронтисса благодарила ее чем-нибудь вкусненьким: персиком или сливкой. Вообще, отношения сестер в трапезной очень простые, еда у всех одинаковая, а настоятельница первая обходит столы и предлагает какое-нибудь блюдо младшей сестре или нам, паломницам.
После обеда – отдых до вечерней службы и назидательные беседы до ужина, впрочем, назидание сводилось всегда к тому, как здесь хорошо, и некоторые паломницы украдкой вытирали слезинки.
Обычно занималась нами мать Феоктиста, ученая, говорили даже, что профессор, пришедшая к Православию в сознательном возрасте, монахиня с 20-летним стажем. Человек удивительной внутренней культуры, внимательная и участливая.
Вообще монастырь св. Иоанна – это действительно семья, дружная и родная. Какая-то внутренняя улыбка освещает лица, никакой забитости или униженного смирения, никакой замкнутости на себе. Живое, естественное Православие, радость, радующая мир, утешающая. Добротолюбие в красках.
За десять дней нашей паломнической жизни в монастыре св. Иоанна три дня были выходными: день литургии и дни поездок по окрестным монастырям. Поездки наши требуют особого рассказа. Это новые чувства, впечатления, которые не ужмешь в несколько предложений. Скажу только, что каждая обитель – это единая личность, ставшая любимой…
Первое и самое прекрасное – это Метеоры, горные монастыри, стремящиеся в небо, будто на цыпочках стоящие на земле, на неприступных скалах, потому как основаны они были во времена гонений XI–XII веков. Монастырь Катаксения, монастырь в Поли, славящиеся чудотворными иконами Пресвятой Богородицы. И если в Русской Церкви принято благодарить Матерь Божию, явившую милость через Свою икону, обручальными кольцами, украшениями, крестиками, то в Греческой Церкви для этого существуют специальные медальоны, изображающие Ее милости: исцеленные части тела, фигурки младенцев, родившихся по молитвам… Довольно забавно, когда старинная икона увешена гирляндой из серебряных ног и глаз.
И во всех монастырях мы были обласканы, накормлены греческими сладостями, в буквальном смысле слова расцелованы и приглашены на будущее с друзьями, мужьями и семьями. Как же не полюбить такое место?
В один из дней мы ходили в келью святого Дамиана на другую гору. Шли с посохами по каменистой тропке через заросли колючих кустарников и диких ярко-желтых слив, засахаренных и перезрелых. На месте кельи монахи поставили часовню, скорее, прилепили ее к горе. Внутри она расписана прямо по неровностям горного камня, а перед иконами стоит вазочка для цветов, собранных св. Дамиану. И там, в этой келье-часовне, когда поплыли румынские и греческие песнопения и от пламени лампадки ожили святые лики, произошла главная встреча и мы получили благословение от самого св. Дамиана…
Внизу – деревеньки, далеко – город, квадратики полей и водоемов и золотое море в чаше гор и глубокая пропасть – карта мира из кельи пустынника. И вот, этот человек – святой Дамиан, стоял над миром так, что между ними действительно была пропасть даже до смерти, этот человек так любил мир, что отдал за него жизнь, желая подарить его Христу. И он показал нам, что пропасти этой в действительность нет, то есть она есть, но она преодолима. По каменистой тропке, через колючки, все вверх и вверх можно достигнуть иного мира, – мира святых.
Когда мы уезжали, матушки устроили для нас праздник, а еще просили нас выбрать себе подарки из монастырского магазина: и душистый мед, и наш самодельный чай, и абрикосовое варенье, и природное мыло, и вязаные четочки – все, чего мы только пожелаем, и, конечно, икону – окошко в тот сияющий мир, где не будет границ и мы все будем вместе.