Доклад министра культуры А.С.Соколова на заседании правительства Российской Федерации

Об основных направлениях государственной политики
по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций
в Российской Федерации
 
Уважаемый Михаил Ефимович!
Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

"Заседание
Заседание правительства 16 декабря. Кадр НТВ
Сегодняшнее обсуждение призвано заложить основу концепции новой государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций, которая бы отвечала коренным интересам нашего общества. Новизна означает принципиальный пересмотр роли, целей, основных направлений и приоритетов государственной политики по отношению к сфере культуры и массовых коммуникаций. Она также означает системный уровень рассмотрения значительного объема информации, отражающей все области культуры и массовых коммуникаций. Нынешняя структура нашего Министерства, подведомственных ему федеральных агентств и федеральной службы подразумевает именно такой системный подход к многоплановой и многоуровневой панораме культурной жизни.

Иллюстрация 1 показывает, в каких именно ракурсах может быть представлена сфера нашей ответственности и наших полномочий.

Сегодня сфера культуры и массовых коммуникаций – это 3 млн. человек, 200 тыс. учреждений, - из них 150 тыс. бюджетных и 50 тыс. частных. Это 10 тыс. издательств, 25 тыс. газет и журналов, 100 творческих союзов и ассоциаций. Это еще и особого рода индустрия – от «империй» телерадиовещания до маленьких сельских библиотек и клубов.

Приступая к обсуждению основных направлений государственной культурной политики, необходимо прежде всего определить понятие «культура». Из обилия различных толкований этого емкого понятия я предлагаю оттолкнуться в дальнейших размышлениях от духовного завещания нашего великого соотечественника, академика Д.С.Лихачева – от разработанного им в последние годы жизни документа под названием «Декларация прав культуры» (Санкт-Петербург, 1996 г.).

Процитирую начало статьи 1 Декларации:

"Министр
Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов
«Под культурой понимается сотворенная  человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества».

В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, т.е. культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и в обществе, сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла. Культура, по-существу, поставлена в один ряд с жизнью.

Сегодня нашей стране нужна серьезная, обоснованная социокультурная политика, которой не было аналога в прошлом. Эта государственная политика должна быть органично увязана с главными целями и задачами развития страны – такими как духовное оздоровление нации, повышение качественного уровня жизни, борьба с бедностью, преступностью, детской беспризорностью, преодоление социальной апатии, смягчение социальной напряженности. Лишь во всем этом – залог и укрепления демократических основ общества, и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Обобщенно все эти цели можно выразить формулировкой из Послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г.:  стремиться к построению «общества действительно свободных людей – свободных и экономически и политически». И неотъемлемой частью этой свободы, как сказано в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, является право каждого «свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

В таком контексте социокультурную, т.е. социально ориентированную политику Российской Федерации необходимо рассматривать как формирование и модернизацию единого культурного и информационного пространства – необходимого условия повышения качества жизни в соответствии с мировыми стандартами и наличными ресурсами.

С какой же альтернативой этим очевидным, казалось бы, истинам мы постоянно сталкиваемся в окружающей нас жизни? К сожалению, именно к реалиям сегодняшнего дня относится видение культуры всего лишь как сферы досуга. В результате мы имеем довольно низкий культурный уровень основной массы населения, низкую политическую и правовую культуру, нарастающие негативные тенденции в общественном сознании и поведении – социальную маргинализацию, рост ксенофобии, агрессивности, неприятие богатых, плохое отношение к институту частной собственности, но при этом терпимое отношение к неуплате налогов и т.д.

Пренебрежение к реальным и очень серьезным культурным проблемам страны возникло, конечно же, не сегодня. И именно это издавна породило пресловутый принцип финансирования «по остаточному принципу», который ныне выродился в «принцип нищеты», что особенно наглядно проявляется в российской провинции.

Налицо нищенское существование абсолютного большинства из 1 млн. 200 тыс. человек, занятых сегодня в отрасли «культура и искусство». Это 1,8% от численности занятых во всех отраслях экономики. Среднемесячная начисленная заработная плана к концу текущего года в этой категории составляет 4180 руб., что есть 60% к средней заработной плате по стране, и это по-прежнему практически самый низкий уровень.

С этим, в свою очередь, связаны и безвозвратные потери, о чем подробно говорилось на октябрьском заседании Правительства при обсуждении проблемы охраны памятников. По статистике Института искусствознания ежедневно в России гибнет по различным причинам три памятника культуры!

В глубоком кризисе находится культурная сфера села. За 90-е годы на 23% сократилась сеть клубных учреждений (37% имеющихся клубов требуют капремонта), библиотек – на 6%, киноустановок – на 7%.

Нельзя не упомянуть и о наших музейных, библиотечных, архивных фондах, хранящихся в совершенно неподобающих условиях, и тоже находящихся под угрозой утраты.

Потому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении бюджетных расходов на культу­ру (пропорционально расходам на иные потребности общества) – продолжение этого «пути в никуда» грозит уже необратимыми послед­ствиями, а на модернизации и повышении эффективности использования потенциала отрасли, то есть потенциала работников, учреждений и организаций отрасли в интересах развития страны.

Модернизационные процессы во всех сферах российской жизни могут быть успешно осуществлены только при учёте культурных особенностей современного проблемного поля России в его внутренней и международной обусловленности.

Необходимо   особо   отметить   здесь   факторы   глобализации. Стремительное распространение средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, экранной культуры (кино, телевидение, видео), радио и звукозаписи, компьютерных и сетевых технологий, Интернета - в корне изменило представления о структуре и функциях культуры.

Возникла глобальная массовая культура, рассчитанная на всё (!) население земного шара, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Как и все страны, Россия испытывает колоссальные давления глобализации - и позитивные и негативные. Одновременно мы являемся свидетелями и противоположной тенденции - возрастания многообразия конкретных культурных сообществ.

К этому надо добавить ещё радикальное изменение информационного пространства страны, невиданные темпы компьютеризации.   Более  половины   всей   информации  рождается  и существует теперь в электронной форме. Изменились коммуникации между людьми, из-за этого меняется структура общества, вся система, основа и принципы управления страной, включая сферу культуры и массовых коммуникаций.

Библиотеки и музеи мира выставляют во «всемирную паутину» свои виртуальные фонды и экспозиции, безмерно расширяя тем самым круг своих посетителей. Завершение работы по включению российской библиотечной сети, в особенности сельской, во всемирную компьютерную сеть может стать одним из самых революционных событий в культуре России, поскольку всемирное информационное поле, в том числе и культурное, станет открытым и доступным в каждом уголке страны.

Всестороннее осмысление новой фазы развития человечества, в которую нас ввел 20 век, анализ реакции на эти изменения в культурной политике других стран мира требует радикального пересмотра и в нашей стране целей, приоритетов и вообще всего содержания политики в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Разумеется, не хлебом единым достигаются высокие цели духовного развития общества, и здесь у нас много и других нереализованных пока резервов. Есть достойный изучения и распространения опыт, накопленный в различных субъектах Российской Федерации. К примеру, недавняя командировка в Якутию позволила мне убедиться, что название республиканского Министерства - «Министерство культуры и духовного развития» - не пустой звук, и что в Якутии разрабатываются и реализуются программы, которые могут быть модельными не только для ряда других северных регионов, но и для многих регионов России в целом.

Духовное и интеллектуальное развитие личности - высшая цель, во имя которой просто необходимо объединение усилий властей всех уровней со структурами гражданского общества. Именно так воспринято обществом качественно новое взаимодействие светского государства и церкви в сегодняшней России.

Не только восстановлением исторической справедливости, но и стремлением к духовному возрождению нации стимулируется процесс возвращения культовых зданий Церкви, реставрация храмов, являющихся памятниками архитектуры, на государственные деньги.

На сегодняшний день религиозным объединениям передано 2400 культовых зданий.

На рубеже XX и XXI столетий после долгого перерыва в России был официально утвержден в статусе церковно-государственного праздник славянской письменности в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В организации приуроченных к празднику фестивалей, научных конференций, выставок, концертных программ и т.д. плодотворно сотрудничают Минкультуры России и Русская Православная Церковь.

Правительственная комиссия по взаимодействию с религиозными организациями на своем недавнем заседании детально рассматривала вопрос о введении в систему школьных дисциплин нового курса « Основы религиозной культуры». Этот достаточно тонкий вопрос взвешенно и многосторонне обсуждают совместно с представителями различных конфессий, Минкультуры и Минобразования. Несомненно, что речь при этом идет именно о новом и важном направлении государственной политики.

Кратко затронув тему образования, остановлюсь на проблеме, столь заинтересованно обсуждавшейся на предыдущем заседании Правительства. В докладе Министра образования и науки были особенно рельефно представлены различные аспекты проблемы профессионального образования.

Думаю, нет нужды доказывать, что в сфере гуманитарного образования есть своя выраженная специфика, и что здесь нами накоплен драгоценный и уникальный опыт, признанный во всем мире.

Уникальной, к примеру, является последовательная система непрерывного профессионального музыкального и балетного образования, выводящая талантливого ребенка к самым вершинам мастерства. К счастью, с большим трудом нам удалось отстоять ведомственную принадлежность творческих ВУЗов к Минкультуры, что крайне важно для устоявшейся системы «сообщающихся сосудов», связывающих воедино учебные заведения с профессиональными творческими коллективами – театрами, филармониями, киностудиями и т.д.

Сохранив эту основу, только лишь и можно разрабатывать государственную политику достойно представляющую Россию в международном сообществе, активно и созидательно участвовать в Болонском процессе, который на данном этапе именно для гуманитарного образования таит, по  всеобщему признанию, немалые опасности.

Реформирование системы образования – особо тонкая сфера, где не чиновник, а высококлассный профессионал должен произносить решающее слово.

Адресная поддержка художественной элиты – важная составляющая государственной политики в области культуры.

Специфика художественного творчества, уникальность творческого продукта и сложность регулирования процесса его создания ставит творче­ского работника в специфическую ситуацию и создает в профессиональном творческом сообществе проблемы юридического, социального и эмоцио­нального характера. Категория «творческий работник» в российском право­вом поле пока не существует – в отличие от множества других стран.  Нет ответа в законодательстве, кем являются творческие работники с точки зрения трудового, социального и пенсионного законодательства.

В то же время, Трудовой кодекс предусматривает существование спе­циального закона, который мог бы устанавливать особенности трудовой дея­тельности творческого работника. И хотя специфика творческой деятельно­сти не отражена в российском законодательстве, такая цель продекларирова­на.

Таким образом, государство в реализации своей культурной и социаль­ной политики должно продолжить совместные с творческим сообществом усилия по нахождению оптимального решения этой нестандартной ситуации.

В процессе совершенствования системы государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт грантов Прези­дента Российской Федерации. Задуманные как одно из средств стимулирова­ния деятельности выдающихся российских творческих учреждений, гранты выступают инструментом выявления приоритетов государственной полити­ки.

Иллюстрация 2  включает список обладателей президентского гранта, выделенного в 2003 году на сумму 810 млн. руб.

Являясь одной из форм бюджетного финансирования, сис­тема президентских грантов становится способом поощрения со стороны го­сударства стремления творческих коллективов к высокому профессиональ­ному уровню, своеобразным «знаком качества» для культурного сообщества. Для эффективной реализации системы президентских грантов необходимо совер­шенствовать критерии оценки и отбора художественных коллективов. Для оптимизации механизмов принятия решений о выделении грантов требует­ся дальнейшая работа по их нормативно-правовому регулированию.

Иллюстрация 3  отражает итог работы по подготовке проектов Указа Президента и постановления Правительства Российской Федерации по поддержке профессиональных коллективов народного творчества.

В списке приоритетов перед Министерством также стоит работа по защите авторских прав. Это означает создание действенного правового заслона проникновению на потребительский рынок России нелегальной аудио-, видеопродукции. Эта проблема приобрела глобальный характер: по оценкам экспертов уро­вень «пиратской» аудио-, видеопродукции составляет в России 80-90% от общего обо­рота данного сегмента рынка.

В целях противодействия распространению контрафактной аудио-, ви­деопродукции Министерство приступает к разработке качественно новой системы мер, направленной на повышение эффективности государственного контроля в области пресечения поступления фальсифицированной продукции на товар­ный рынок России - систему верификации аудио-, видеопродукции.

Вопрос об интеллектуальной собственности непосредственно связан со сферой индустрии культуры. Министерством детально прорабатывается положительный опыт в таких областях как кинематограф, телерадиовещание, книгоиздание и периодическая печать.

Государственная политика в отношении кинематографа уже дала позитивный результат за сравнительно короткий срок, заметный и в кинопроизводстве, и в кинопрокате.

Стремительно развивается телерадиовещание.

Иллюстрация 4  дает представление об охвате населения Российской Федерации телерадиовещанием.

Но далеко не случайно, что именно с телевидением связаны сегодня наиболее острые дебаты в обществе. Не секрет, что у нас уже давно не самая читающая, а самая смотрящая телевизор страна. По социологическим опросам лишь 26% населения регулярно читают книги и периодику, зато в среднем каждый гражданин России смотрит телевизор 3 полных рабочих дня в неделю. И, скажем прямо, потенциал телевидения, да и вообще всех СМИ, слишком мало используется в просветительских целях и в процессах позитивной социальной адаптации населения в быстро меняющемся мире.

Сейчас мы находимся в поиске принципиально новых возможностей  регулирования не только экономки, но и содержательного контента телеиндустрии. Поэтому объяснима выявившаяся тернистость пути к новому современному закону о СМИ.

Разрабатывая новый закон, регулирующий отношения в сфере массовой информации и массовых коммуникаций, необходимо сохранить демократический потенциал действующего закона одновременно с этим требуется его осовременить, привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, как в правовом смысле, так и в экономическом, социальном и международном.

Новым направлением государственной политики по развитию индустрий культуры является разработка концепции культурного туризма. Культурный туризм имеет познавательное, об­разовательное, рекреационное значение для туристов и эффект для тех го­родов и регионов, в которых он развивается. Положительное значение ту­ризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить горо­да и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т.д. Очевидно улучшение качества жизни многих жителей за счет развития инфраструктуры. В социальной сфере туризм также решает проблему занятости местных жите­лей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры.

Многие конкретные проекты подобного рода могут быть успешно реализованы на основе перспективного принципа государственно-частного партнерства. Разные варианты многоканального финансирования востребованных обществом проектов в настоящее время разрабатываются созданным при Минкультуры России Экспертным Советом по государственно-частному партнерству и инвестициям. Одной из функций данного Совета является аналитика международного опыта поддержки культуры, с последующей выработкой приемлемых в наших условиях рекомендаций. Важно подчеркнуть, что при всех отличиях применяемых механизмов речь всегда идет о способах «распределения усилий» между бюджетом и внебюджетными источниками финансирования культуры.

Наряду с государственными гарантиями и бюджетными обязательствами, следует определить принципиальные шаги, преследующие в качестве цели появление дополнительных источников финансирования культурной деятельности. Подчеркнем специально ориентацию на поиск именно дополнительных средств, не уменьшающих бюджетного финансирования.

Одной из ключевых задач на пути социально-экономического развития России является формирование позитивного образа нашей страны за рубежом. Существенное влияние на репутацию государства оказывает уровень развития культуры и массовых коммуникаций. В этом смысле Россия обладает значительным потенциалом. Основными направлениями работы здесь являются популяризация отечественной культуры и русского языка. Это и заграничные гастроли лучших исполнителей и творческих коллективов, и участие российских фильмов в международных кинофестивалях, и активизация работы российских культурных центров, и обучение русскому языку, и формирование библиотечных фондов на русском языке в библиотеках других стран. Кроме того, вещание российского телевидения и радио за рубежом, участие российских издателей в международных книжных ярмарках, распространение российской печатной продукции. В настоящее время созданы и успешно развиваются зарубежные версии российских печатных СМИ не только в государствах постсоветского пространства, но и в Европе, Северной, Южной Америке и на Востоке.

Очень важным, а, может быть, даже и самым главным является участие России в разработке и реализации общеевропейской и международной культурной и информационной политики и проектов по её реализации в рамках ООН, ЮНЕСКО. Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества, не говоря уже про СНГ. Именно активное участие в данных проектах с использованием всего имеющегося национального культурного и информационного потенциала позволяет позитивно позиционировать Россию на международной арене.

Необходимо существенно повысить роль культуры и массовых коммуникаций в патриотическом воспитании, прежде всего молодёжи. Уважительное отношение к своей стране, сё прошлому и настоящему выступают действенным фактором преодоления социальной апатии и формирования активной гражданской позиции, потребности действовать в соответствии с национальными интересами России. Эта задача не только особой важности, но и особой деликатности. Любой перегиб, равно как и шаблонные методы се решения, негативно влияет на авторитет государства, дают повод порассуждать о возвращении к тоталитаризму, идеологическому диктату и т.п. Решать задачу патриотического воспитания помимо Минкультуры должны все министерства и ведомства России в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества.

Уважаемые коллеги! Разумеется, а данном докладе затронуто только главное. Предстоит еще конкретизировать каждое из направлений при условии их одобрения Правительством и разработать систему нормативных, правовых, организационных и иных мер по их реализации.

Прошу в этой связи одобрить план законопроектной и иной нормотворческой деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, предполагающий представление в Правительство в течение 2005 года 10 следующих документов.

Иллюстрация 6

В заключение позволю себе вернуться к мысли, ставшей лейтмотивом соей сегодняшней речи:

Культура в нашей стране не должна более рассматриваться как балластная нагрузка на бюджет. Культура – это источник, питающий все стороны нашей жизни. Нельзя дать пересохнуть этому живительному источнику.

Спасибо за внимание. Доклад окончен.

21 декабря 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×