Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Хионию, силенциариюПрп. Нил Синайский. Фрагмент иконы сиайских отцов XIII в.
Что будешь делать? Как поступишь, когда придет конец жизни? Когда оскудеют источники жизни? Когда придет на тебя затруднение и скорбь? Когда врачи от тебя откажутся? Когда ближние твои в тебе отчаятся? Когда, мучимый сухим и учащенным дыханием от сильного жара, сжигающего и истощающего внутренность, будешь воздыхать из глубины сердца, но не найдешь разделяющего с тобою тоску твою? Когда настигнет глубокая ночь и никто не будет в силах помочь тебе? Предстанет смерть и будут поспешать уводящие тебя какие-то угрюмые и немилосердные ангелы? Когда возьмут тебя страшные силы и повлекут душу, связанную грехами, часто обращающуюся к оставляемому здесь и жалобно вопиющую без орудия гласа?
О, сколько будешь о себе плакать, тогда как заключатся уже источники слез! Сколько будешь воздыхать, оплакивая совершенное по злым замыслам! Когда после сего увидишь веселие праведных при славном раздаянии небесных даров и унылость грешников в глубочайшей тьме, какие произнесешь тогда слова? Что скажешь тогда, боля сердцем? Увы, не сверг я с себя греховного бремени покаянием, когда сложить его было легко! Увы, не омыл я скверн, но ношу на себе знаки беззаконий! Теперь бы я праздновал и веселился с Ангелами! Теперь бы я наслаждался вечными благами! О, лукавое мое изволение! За временное греховное наслаждение мучусь бессмертно! За плотское удовольствие предаюсь вечному огню!
Правдив суд Божий. Меня учили, и я не внимал; свидетельствовали мне иные из благочестивых, и я смеялся.
Это и подобное этому скажешь тогда, оплакивая себя самого, если теперь не послушаешь добрых увещаний и напоминаний, и, похищенный отсюда, отведен будешь туда, где не принесет пользы все располагающее тебя каяться, плакать и воздыхать, потому что здесь пособия сии потребны, а не там.
Юлию, децемвиру
Если такому точному исследованию подвергаются грехи, что и за слова, и за помышления полагается наказание, то тем более добрые дела, велики ли, малы ли оные будут, вменятся нам в оный день воздаяния. Поэтому не унывай и не ленись, но более, по мере сил, делай добро.
Ему же
Добродетель — не самостоятельная по естеству сущность, и порок — не существо живое, разумное, как думают иные. Но и порок, и добродетель обыкновенно появляются или так же утрачиваются вследствие уразумения или упражнения, или делания или уклонения от дела участвующих или не участвующих в этом.
Ему же
Что царь и подданный, грешный и праведный, сильный и немощный будут питаться одною и тою же верою, о сем говорит Исаия, а именно: по Пришествии Христовом волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе (Ис. 11, 6). О том же, что для простодушных, возжелавших более младенчествовать относительно дурных (см.: 1 Кор. 14, 20), для блаженных и незлобивых людей, по причине их деятельной, но свободной от житейских попечений жизни и по причине неослабляемой сомнениями молитвы, удобоодолимыми делаются сопротивные силы, говорит тот же пророк: и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Ис. 11, 8, 9), под горою разумея Церковь Христову по высоте веры.
Продолжение следует...
|