19 ноября (2 декабря по нынешнему гражданскому календарю) 568 г. из Константинополя в Пуатье[1], небольшой город в Западной Франции, был принесен бесценный дар – частица Животворящего Креста Господня. Эта великая святыня была подарена монастырю Божией Матери[2] города Пуатье по просьбе его основательницы – святой королевы Радегунды.
Наслышанный о ее удивительных добродетелях и красоте король Хлотарь в 538 г., после смерти своей третьей жены, решил жениться на Радегунде. Однако Радегунда предпочитала уединение и звание невесты Христовой и потому попыталась скрыться. Но вскоре она была найдена и поневоле согласилась на супружеский союз с суровым королем франков. Бракосочетание в Суассоне совершил святой епископ Медард.
Многочисленная свита, блеск и суета двора не помешали святой Радегунде продолжать благочестивую жизнь: она все так же посвящала значительное время молитве, благотворила нищим и монастырям; в городе Ати, где она была воспитана, по ее указанию была построена больница для бедных. Она вела аскетическую жизнь, лишая себя удовольствий мира сего: строго соблюдала посты, отсылала подаренные ей драгоценности и наряды в храмы и монастыри для украшения святыни, а великим постом тайно носила власяницу. Святая проводила много времени среди нищих и больных, которым сама омывала раны. Нередко ей приходилось умирять суровый нрав своего супруга, которому придворные жаловались, что он женился не на королеве, а на монахине и служанке. Святой Радегунде удавалось вымаливать у Хлотаря прощение для осужденных и получать от него пожертвования для нуждающихся.
Так она прожила пять или шесть лет, восхваляемая и почитаемая всеми добрыми жителями королевства. Однако жизнь при дворе не могла не тяготить ее, и когда по приказу Хлотаря был убит ее горячо любимый брат, для нее оказалось слишком тяжело жить с его убийцей. Святая Радегунда упросила Хлотаря отпустить ее в монастырь. Обратившись к святителю Медарду, епископу Нуайона, она умоляла его облечь ее в монашеские одежды. Видя сомнения и нерешительность епископа, она сказала ему, что если он, убоявшись больше людей, чем Бога, замедлит с ее постригом, то будет держать ответ за ее душу перед Верховным Пастырем. После этих слов святой Медард совершил постриг, посвятив ее в диакониссы, и королева-монахиня отправилась поклониться мощам святого Мартина Турского, особенно почитаемого жителями королевства. Чтобы подражать нищете Христовой, святая Радегунда постепенно раздала все имущество и драгоценности, которые имела при себе, делая щедрые пожертвования храмам и обителям.
Известно, что Хлотарь пытался вернуть супругу обратно, но, вразумляемый Богом и письмом святой Радегунды, согласился окончательно отпустить ее и позволил ей основать женский монастырь Божией Матери в городе Пуатье. Здесь вокруг нее собрались юные девицы, желающие служить Господу, и был построен храм в честь Пресвятой Девы. После монашеского пострига святая королева с еще большим усердием продолжала свои подвиги. Служа нищим и больным, она не гнушалась даже прокаженными, собственными руками умывала их, перевязывала гноящиеся раны, кормила и поила их. Пища, принесенная святой Радегундой, или предметы, ею благословленные, часто имели чудодейственную силу и приносили людям исцеления от болезней. По свидетельству жизнеописателя святой Венанция Фортуната[6], после монашеского пострига Радегунда, обильно угощавшая приходивших к ней, дала обет питаться лишь овощами и травами и не пить вина, а во время Великого поста вкушала хлеб только по воскресным дням. Спала она не более часа и то на пепле, покрытом власяницей.
Когда была закончена постройка монастырских зданий, святая Радегунда вместе с окружавшими ее молодыми подвижницами пожелала затвориться в монастыре и назначила игуменьей святую Агнию, отказавшись по смирению от начальствования в основанной ею обители. Наравне с остальными сестрами она выполняла все монастырские послушания, не гнушаясь самыми грязными и тяжелыми. Святая Радегунда хранила удивительную сердечную чистоту и искреннюю нежную любовь к жившим с ней сестрам. Ради этой любви она вместе с игуменьей Агнией предприняла путешествие в Арль, где получила копию монашеского устава архиепископа этого города святого Кесария Арелатского, составленного им для его сестры святой Кесарии и ее женской общины. Этот устав использовался в женских монастырях Франции около двух столетий, пока не был заменен уставом святого Венедикта Нурсийского.
В 568 г. святая Радегунда пожелала иметь в своей обители частицу Животворящего Креста Господня. Сначала она обратилась к тогдашнему правителю области Пуату сыну Хлотаря Сигеберту I с просьбой разрешить испросить у византийского императора это бесценное сокровище ради спасения всей Франции и процветания его королевства. Получив разрешение короля, она избрала посольство, которое отправила к византийскому императору Юстину II Младшему. Святыня была с благоволением передана благочестивой супруге покойного Хлотаря императором и императрицей, которые украсили ее золотом и драгоценными камнями, а также послали в дар святой Радегунде частицы мощей многих святых и богато украшенное Евангелие.
С великой радостью и торжеством встречала святая Радегунда ковчег с Животворящим Древом, впервые принесенным на французскую землю. После того, как святой Евфроний, епископ города Тура, с честью поместил святыню в монастырской церкви, сама обитель была переименована в монастырь Святого Креста. В память об этом событии Венанций Фортунат сочинил гимн Vexilla Regis[7], который до сих пор используется Католической Церковью за богослужениями, связанными с воспоминанием Страстей Христовых.
До конца своей жизни святая Радегунда продолжала творить множество добрых дел, в том числе, старалась остановить или предотвратить ссоры и междоусобия между четырьмя сыновьями Хлотаря, которые после смерти отца разделили между собой королевство. Оставаясь по чести королевой и имея большое влияние на сильных мира сего, она с помощью писем и близких ей влиятельных людей заботилась о сохранении мира и справедливости в государстве.
По преданию, незадолго до кончины святая Радегунда сподобилась видеть Самого Спасителя, Который возвестил ей о скором отшествии из земной жизни и об ожидающем ее блаженстве. В память об этом видении на камне, на котором стоял Христос, остался след Его стопы.
Почила святая Радегунда 13 августа 587 г. в возрасте 68 лет в своем монастыре[8] и была погребена в храме Божией Матери, построенном вне стен для погребения монахинь. Этот храм вскоре стал называться именем святой Радегунды. Именно в нем и хранится по сей день гробница святой. Большая часть ее мощей была уничтожена гугенотами во время религиозных войн в 1562 г. Уцелевшие мощи были помещены в древней гробнице.
Как при жизни, так и после кончины святой Радегунды по ее ходатайству совершалось много чудес и исцелений. Очень скоро она стала почитаться святой, к ее мощам начались паломничества. Многочисленные чудеса совершались также от святого Креста. Свидетелем одного из них, имевшего место еще при жизни святой Радегунды, был святитель Григорий[9], архиепископ города Тура, который впоследствии совершал погребение святой Радегунды. Однажды во время посещения монастыря Святого Креста он увидел, что из лампады, горящей перед ковчегом с Крестом, часто капает масло. Святитель подумал, что она с трещиной, тем более, что под ней стояло блюдо, в которое собиралось текущее масло. Он удивленно спросил настоятельницу, почему нельзя было повесить целую лампаду, из которой бы масло не капало? Та объяснила, что это происходит не из-за лампады, а из-за силы Креста, находящегося в ковчеге. Тогда святой Григорий взглянул на лампаду и увидел, что масло бурлит в ней и переливается через края, как в котле над сильным огнем. Явление это все более усиливалось, так что из сосуда, вмещавшего не более литра, в течение часа истекло еще около литра масла. Это чудо святитель Григорий описал в 5-й главе книги «Слава мучеников».
После революции 1789 г. ковчег святой Радегунды, в котором хранилась частица Креста Господня, исчез. Однако монахиням удалось сохранить само Животворящее Древо. Оно было помещено в более скромный ковчег и хранится до настоящего времени в аббатстве Святого Креста, которое было перенесено в местечко Сен-Бенуа в 7 км к югу от Пуатье. Ковчег доступен для поклонения верующих каждое первое воскресенье месяца.