Загреб, 6 августа 2008 г.
Сегодня в Хорватии проходят последние праздничные мероприятия, посвященные 13-й годовщине восстановления территориальной целостности этой страны. В соседней Сербии и сербской автономии в составе Боснии и Герцеговины в то же самое время проходят поминальные молебны и траурные митинги – «блистательные успехи» хорватской армии в августе 1995 году вылились в этнические чистки, в результате которых территорию Хорватии были вынуждены покинуть около 300 тысяч живших там сербов. Немногие из них, кто остался в Хорватии, являются там гражданами второго сорта – найти работу или вернуть отнятое имущество сербу в Хорватии практически невозможно. ЕС и США смотрят на это сквозь пальцы – точно так же, как смотрят они на возрождение фашизма в Прибалтике и нарушение в этих республиках прав русскоязычного населения.
Жертвами хорватских войск, занявших территорию самопровозглашенной Республики Сербская Краина (РСК) практически без усилий, стали более 2000 мирных жителей, поверивших обещаниям хорватских властей, что по отношению к ним не будут применяться репрессивные меры. Судьба еще 1700 сербов до сих пор остается неизвестной – попытавшиеся пробраться в Сербию, они просто исчезли где-то по дороге. Свидетели обвинения на проходящем сейчас в Гааге судебном процессе над тремя хорватскими генералами – Анте Готовиной, Иваном Чермаком и Младеном Маркачем, командовавшими операцией «Гроза», рассказывали о многочисленных убийствах, поджогах домов, кражах и прочих деяниях хорватских военных, подпадающих под определение «военные преступления».
«Я своими глазами видел трупы стариков и женщин на улицах Книна (столица РСК – РБК daily). Хорватские военные целенаправленно жгли и разрушали именно сербские дома и прочие объекты недвижимости – очевидно, что речь тут шла именно о чистке по этническому принципу, целью которой было сделать невозможным возвращение сербов в эти края», – рассказал корреспонденту РБК daily британский офицер, работавший в те годы в миссии ООН в РСК. Однако тот факт, что все военное руководство хорватской армии, спланировавшее и осуществившее операцию «Гроза», сейчас находится в Гааге, не мешает официальному Загребу и дальше отмечать августовские события 1995 года как главный государственный праздник этой страны.
Роль миротворцев ООН в этих событиях вообще заслуживает отдельного внимания. Введенные на линию разграничения между сербами и хорватами в 1992 году, они стали гарантами безопасности для обеих сторон. Однако поддерживать порядок в зоне боевых действий им не удавалось – все эти годы хорватская армия, вооружаемая и обучаемая американскими инструкторами, регулярно устраивала вооруженные провокации, на которые международное сообщество никак не реагировало. А в августе 1995 года необходимость в миротворцах вообще отпала – хорваты, получившие одобрение США и ЕС, решили, наперекор всем достигнутым к тому моменту мирным договоренностям, силой интегрировать «восставшие территории» в состав своего государства. Помешать этому размещенные в РСК войска ООН не смогли или не захотели – они просто пропустили хорватские части через свои порядки и стали спокойно наблюдать за происходящим на их глазах избиении мирного населения, гарантами безопасности которого они являлись.
Теперь аналогичный сценарий США и их европейские союзники пытаются осуществить на Кавказе – там события развиваются по точно такой же логике. Единственной помехой на пути реформированной американскими генералами грузинской армии являются российские миротворцы. Именно поэтому Тбилиси, Вашингтон, Брюссель и даже Киев требуют скорейшего вывода российских военных из зон грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликта и их замены на международный миротворческий контингент. То, что случится дальше, хорошо видно на примере РСК – по свистку из Вашингтона миротворцы уйдут со своих позиций, а судьбу населения Абхазии и Южной Осетии будут решать грузинские военные и полицейские. Можно с легкостью предположить, что и абхазам и осетинам с юга Осетии едва ли придется лучше, чем сербам, до 1995 года проживавшим на территории РСК.
Хорватия же, чья государственность является плодом этнических чисток, полным ходом приближается к членству в ЕС. Брюссель не смущает ни возрождающийся в стране неонацизм (концерты певца Марка Перковича, на которых многотысячные толпы хорватов поют песни времен фашистской Германии, регулярно проходят по всей стране), ни продолжающаяся дискриминация по национальному и религиозному принципу. Достаточно сказать, что процесс возвращения в страну сербских беженцев фактически остановлен – правительство выделяет на эти цели смехотворные суммы, а получить работу сербу в Хорватии практически невозможно. Однако данные явления вряд ли станут помехой для вступления Хорватии в ЕС – точно так же, как марши ветеранов СС и дискриминация русскоязычного населения не помешали стать членами этого союза государствам Прибалтики.
Анатолий Поморцев / РБК daily