В Коломне отметили 700-летие храма Зачатия Иоанна Предтечи

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Коломна, 8 октября 2008 г.

Загрузить увеличенное изображение. 750 x 563 px. Размер файла 128529 b.
 Фото: Олег Гусаров/Соборы.ru
Фото: Олег Гусаров/Соборы.ru

Церковь Зачатия Предтечи Господня Иоанна города Коломны 5 октября отмечала 700-летие своего основания. Торжественное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, которому сослужили благочинные церковных округов Московской епархии, духовенство Коломны. За богослужением молились глава города В.И.Шувалов, заместитель министра культуры правительства Московской области С.А.Анохина.

По окончании богослужения и праздничного крестного хода вокруг храма в коломенской архиерейской резиденции был устроен торжественный прием.

Храм Зачатия Иоанна Предтечи – не только одна из старейших коломенских памятников истории, но и древнейшее архитектурное сооружение Подмосковья. Основанная в 1308 году, церковь расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время оно входит в городскую черту Коломны), расположенного на берегу реки Коломенки.

Cамые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577-1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена…».

О более древнем происхождении Предтеченского храма свидетельствует характерная техника кладки из грубо обработанного камня местного известняка. Такая техника кладки называлась «полубутовой» и была характерна для архитектуры Московского княжества ХIV-XV веков. Сложенные из белокаменных блоков, стенки облицовки заполнялись известковым раствором, при этом образовывались щели, которые заливались густо замешанным раствором с добавлением щебня. В «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре, храмы Звенигорода.

Церковь Зачатия Предтечи Господня Иоанна «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников этого времени. Помимо храма «на Городище», это – Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. Многочисленные черты сходства этих храмов (бесстолпность, отсутствие лопаток, членящих фасады, схожие карнизы абсид, белокаменные консоли, наличие угловых пилонов и особенности кладки) позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории.

Установлено, что первоначально храм Иоанна Предтечи имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей.

От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка.

Обследование фасадов Предтеченской церкви позволило установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, причем мастерами этого периода была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее.

Преобразования, произведенные в XVI столетии, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава – световая, две других, расположенные на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах).

Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и культурной атмосферы, исполненной духовного аскетизма.

Городищенская церковь, равно как и схожие с ней церкви Николы в селе Каменское и Рождества Богородицы «на Сенях» в Московском Кремле, имели на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству.

Стены храма порой не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом. Человек, попадая в такой храм, полностью отрешался от внешнего мира, находясь перед канонически выполненным иконостасом, оставался в духовном сосредоточении, один на один с Богом.

Поиски источника духовной силы, по образному определению историка архитектуры М. В. Ильина, «…должны были привести к созданию такого организма храма, чтобы вошедший в него не столько разглядывал причудливые линии свода, простертого над ним в вышине, сколько погружался в свой внутренний мир, оценивая свои поступки и мысли».

В XVII-XVIII веках в церкви Иоанна Предтечи была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная.

Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и отсутствием декора. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная часть была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовалось три алтаря: главный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два – в память святителя Николая и апостола Иакова, брата Господня. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками.

В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 года. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отесанных досок.

Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна – «Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни», написанная в 1390-х годах иконописцем школы Феофана Грека в лучших традициях царьградского стиля. Храмовый образ великого пророка и Крестителя Господня, изображенного в полный рост с крыльями за спиной, исполнен внутренней мощи и духовной силы. Икона ныне хранится в запасниках Третьяковской галереи.

В конце 30-х годов ХХ века Иоанно-Предтеченский храм был закрыт и разорен. Звонница была разрушена, колокола отданы на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед домом Божиим комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.

Реставрационные работы, проходившие в 1965-1969 гг. восстановили звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Кровля церкви была покрыта железом, главы – лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века.

В 1993 году церковь Зачатия Иоанна Предтечи была передана Русской Православной Церкви. До 1998 года храм являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря, а в 1998 году получил статус приходской церкви Коломенского благочиния. Со времени возвращения Церкви по настоящее время в храме были выполнены крупные работы: покрашены стены церкви снаружи и внутри, сделана отмостка, а главное – полностью оборудован иконостас левого придела. Иконописцем Виктором Павловым написано около 30 образов.

Седмица.ru

8 октября 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×