Волоколамск, 20 ноября 2008 г.
Пятый международный фестиваль военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» завершился в среду в подмосковном Волоколамске, сообщает Благовест-инфо. Главный приз игрового конкурса присужден фильмам «Мы из будущего» (реж. Андрей Малюков) и «Без цензуры» (реж. Брайан Де Пальма, США). Специальным призом жюри за воплощение темы нравственной красоты человека отмечена картина «На краю стою…» (режиссеры Эдуард Тополь, Рауф Кубаев, Мунит Закиров).
В конкурсе документального кино победил фильм Виктора Лисаковича «Анастасия», посвященный А. Ширинской-Манштейн, последней свидетельнице исхода Русской императорской эскадры из Крыма в 1920 году. В 2006 году муниципалитет г. Бизерты (Тунис) принял решение переименовать одну из площадей, где стоит православный храм, назвав ее именем Анастасии Ширинской, которой на тот момент исполнилось 94 года.
Специальным призом жюри «За воссоздание образа человека высокого патриотизма и милосердия» отмечен фильм «Список Киселева» (реж. Юрий Малюгин).
Среди изобилия вопросов одним из первых был задан такой: «Никита Сергеевич, как вы пришли к Богу?» – «Божьей милостью, как я родился, так это и пришло, и в этом смысле я считаю себя очень счастливым человеком», – сказал режиссер. Мама Никиты Михалкова, 1903 года рождения, была старше отца на 10 лет, и поэтому, когда автору государственного гимна пеняли, что его супруга верующая, он отвечал: ну что я могу поделать, ведь она старше меня, и родилась до революции. «И как-то так это оставили, никогда не трогали», – вспоминает Н. Михалков.
Сам Сергей Михалков не вмешивался в то, что жена воспитывала детей в христианских традициях. «Я бесконечно благодарен отцу, что он не сломал в нас православного духа. Мы были крещеными, у меня был духовник, он приходил, когда не было отца, исповедовал и причащал. Когда я шел в армию, мне зашили крестик в бушлат. Это было своего рода катакомбное христианство. Оно было тяжелым, из-за того что двусмысленно себя чувствуешь. Я испытал это, когда однажды на Пасху пошли в церковь – молодые, подвыпившие, а потом в ресторан, и один человек подошел ко мне и спросил: «Что, Никита, страшно? Под пиджачком крестишься?». Это было правдой, и это было страшно, – признался знаменитый кинематографист. – Мои дети уже были лишены этого страха. Это должно быть, как дышать».
Когда человек приходит в православный храм, он должен понимать. А кто ему объяснит? – задается вопросом режиссер. И резюмирует: «Основы православной культуры должны преподаваться. В этом нет клерикализма, это все либеральная ложь».
Режиссер уверен, что финансовый кризис «послан Господом, чтобы мы опомнились. Шло надувание бесконечное – еще, еще. Господь знает, когда прекратить жизнь на этом свете, а сейчас говорит: погодите. Протрезвление, которое, может быть, наконец, придет к нам, позволит соизмерить свои потребности с тем, что нам действительно нужно».