Православный календарьПравославный календарь
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.

Конференция «Русская патрология» проходит в МДА

Москва, 2 декабря 2008 г.

1 декабря в Московской духовной академии начала работу ежегодная богословская конференция, приуроченная ко дню памяти святителя Филарета Московского. Конференция организована кафедрой богословия МДА и посвящена русской патристике, сообщает Богослов.Ru.

В кратком приветственном слове ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений отметил, с одной стороны, преемственность русской богословской мысли в отношении имевшегося уже опыта Вселенской Церкви, а с другой, — самобытность и своеобразие русского национального духовного идеала.

Доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Иванович Яковлев в своем докладе «Святитель Филарет и формирование русской национальной культуры в первой половине XIX в.» показал многообразие деятельности святителя в процессе «духовного производства» (так докладчик определил понятие культуры). Церковное служение, труды в Библейском обществе, преподавание — вся деятельность святителя Филарета проецировала сложные культурные аспекты борьбы различных направлений духовной деятельности церковного и светского общества, и была направлена на предотвращение опасностей философии Просвещения и сохранение того направление в русской культуре, которое называли «византийским».

В докладе доктор филологических наук, профессор филологического факультета Московского государственного университета Владимира Алексеевича Воропаева «Святоотеческое наследие в жизни Н.В.Гоголя» автором проводилась мысль о недостаточно глубоком понимании многими читателями и исследователями произведений писателя именно потому, что основой и источником вдохновения Николай Васильевич считал не только народные пословицы и поговорки, но и церковные песни и каноны — что часто упускается из виду. По оставшимся письмам и записям писателя видно, что Н.В. Гоголь был очень хорошо знаком и со Священным Писанием, и со святоотеческим наследием. По мнению автора доклада, Гоголь первый оценил церковные произведения как высокую поэзию. Он много работал  с богослужебными текстами и все придуманные им литературные законы зиждутся на глубоком понимании святоотеческого наследия.

Проректор по учебной работе Московской духовной академии, доктор богословия, заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов представил доклад «Богословское своеобразие патристики Древней Руси», в котором рассказал об особенностях древнерусского богословия, таких, например, как коллективный автор, что является, по мнению докладчика, проявлением соборного сознания Церкви. Говоря о значимости русской патристики, Михаил Степанович обратил внимание на то, что ограничивать творчество святых Отцов первыми веками христианства неуместно, так как неизменен Святой Дух, живущий в Церкви и почивающий равно как на ее подвижниках первых веков христианства, так и на подвижниках времени нового. Несмотря на то, что древнейший период русской письменности изучен мало, и его богословская ценность не определена, М.С. Иванов с уверенностью отметил, что все христианское наследие, которым обладала Древняя Русь, осваивалось творчески. Древнерусская богословская жизнь преисполнена радостью открытия нового и оттого наполнена духовным сопереживанием русских святых Древней Руси.

Кандидат исторических наук, старший научный редактор в Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Елена Владимировна Романенко представила доклад «Творения Нила Сорского в контексте греческой патристики». По наблюдению Елены Владимировны, целью преподобного Нила было переложение опыта святых отцов для своих духовных чад. Уникальной явилась попытка Нила совместить учение о борьбе с восьмью страстями с учением об умной молитве: первая рассматривается как подготовка к последней. Особенный акцент преподобный Нил делает на нестяжании, рассматривая его как условие для умной молитвы.

Доклад доктора филологических наук, профессора Государственной Академии славянских культур Владимира Ивановича Мельника был посвящен отношению святителей Филарета Московского и Игнатия Брянчанинова к современной им русской культуре. Святитель Филарет выступал за ограничение безверия в литературе, при этом поддерживая образцы высокого искусства, и вместе с тем выступал против смешения культуры и религии. Святитель Игнатий придавал большое значение художественному слову, полагал главной задачей писателя соединение духовного и художественного начала, вдохновение к чему учил находить в молитве.

Доклад доктора филологических наук, профессора Московской духовной академии Владимира Михайловича Кириллина был посвящен творениям преподобного Иосифа Волоцкого как ученого апологета монашества. Преподобный ярко и с блестящим знанием защищает основные принципы монашеского жития: нестяжание, наличие правил, добровольное отречение от своей воли и главенствующую роль игумена. Будучи апологетом общежительного монашества, Иосиф умеет ценить безмолвие и умную молитву. Иосиф полагает необходимым для монаха личное нестяжание, при этом налагая на монастырь обязанность евангельской помощи неимущим. Владимир Кириллович подчеркнул глубинное единство учения преподобного Иосифа с учением преподобного Нила Сорского.

Кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии иерей Александр Задорнов рассмотрел взгляд на научный статус богословия в контексте творений новомученика Михаила Новоселова. Опытное богословие — творения святых отцов, новомученик противопоставлял школьному богословию — богословию как рациональной практике, сумме знаний, схоластике. К последнему у Новоселова было негативное отношение, но, по замечанию о. Александра, это было вызвано недостаточным знакомством Новоселова с академической традицией.

Доклад кандидата богословия, преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Владимира Викторовича Буреги был посвящен изучению русского гомилетического наследия в рамках курса русской патрологии. Этот вопрос встал в связи с введением в семинарский курс нового предмета «Русская патрология», что вызвало повторение некоторых тем для изучения в рамках двух различных курсов. Владимир Викторович заострил особое внимание на правильном построении межпредметных связей, что позволило бы наилучшим образом использовать взаимодополняемость предметов и таким образом привело бы созданию симфонии семинарских учебных курсов.

Противосектантской полемике в творениях святителя Феофана Затворника был посвящен доклад кандидата богословия, доцента Московской духовной академии Романа Михайловича Коня. Полемика была вызвана насущной потребностью духовных чад и респондентов святителя. В своих письмах вышенский затворник дает полезные практические советы, объясняет причины успехов сектантской миссии, призывает к деятельной борьбе, к полемике с сектантами, а главное — дает критику заблуждений сектантов с аскетической точки зрения.

 

2 декабря 2008 г.

Рейтинг: 5 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×