Часть 2. Покаяние – основа духовной жизни

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Человек – существо, которое ко всему привыкает. Привыкает и к своим грехам и страстям, хотя и чувствует ненормальность, неуютность своего положения. И при этом не имеет решимости и силы воли начать борьбу с грехами. Так, нередко супруги, некогда любившие друг друга, много лет живут в состоянии вялотекущего конфликта, мучаются и, конечно, хотели бы нормальных человеческих отношений, любви, но настолько привыкли к такой ситуации, настолько смирились с ней, что палец о палец не ударят, чтобы что-то изменить. Грехи – это то, что очень сильно мешает нам жить. Они являются причиной наших духовных, а иногда и физических болезней. Даже люди, весьма далекие от Церкви, это понимают. От гнева, уныния, чревоугодия, пьянства и других страстей мучаются не только христиане. Грехи не дают нам стать счастливыми даже здесь, на земле, что уж говорить о вечности. Как может быть счастливым человек, над которым властвуют гордость, тщеславие, гнев или блудная страсть?

Как начать борьбу со страстями? Святитель Феофан Затворник пишет: «Сначала надобно восстатьпротив греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания». После того как мы твердо решили встать на борьбу с грехом, мы должны принести покаяние в нем. Ибо только в таинстве исповеди мы получаем разрешение от греха.

Остановимся на этом подробнее. Покаяние, без сомнения, является основой духовной жизни. Об этом свидетельствует Евангелие. Предтеча и Креститель Господень Иоанн начал свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Точно с таким же призывом выходит на общественное служение Господь наш Иисус Христос (см.: Мф. 4: 17). Без покаяния невозможно приблизиться к Богу и победить свои греховные наклонности. Господь дал нам великий дар – исповедь, в которой мы разрешаемся от наших грехов, ибо священник наделен от Бога властью «вязать и решить» грехи человеческие.

Нередко можно слышать такое утверждение: «Как у вас, верующих, все легко: согрешил, потом покаялся – и Бог все простил». В Пафнутьевом Боровском монастыре был в советское время музей, и вот после осмотра посетителями монастыря и музея экскурсовод ставил пластинку с песней «Жило двенадцать разбойников» в исполнении Ф.И. Шаляпина. Федор Иванович своим бархатным басом выводил:

«Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить,
Сам Кудеяр в монастырь пошел,
Богу и людям служить».

После прослушивания записи экскурсовод говорил примерно следующее: «Вот чему учит Церковь: греши, воруй, разбойничай – все равно потом можешь покаяться». Такая вот неожиданная трактовка известной песни. Так ли это? Действительно, есть люди, которые воспринимают таинство исповеди именно так. Как некую духовную моечную, душевую. Можно жить в грязи и не бояться: все равно потом все отмоется в душе. «Грязь не сало: потер – и отстало». Думаю, такая «исповедь» пользы не принесет. Человек будет подходить к таинству не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешения грехов от Бога он не получит. Не все так просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы. Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить усилия к тому, чтобы победить наклонность ко греху в своей душе. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить страсть. Но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь, и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Просить у Бога помощи для борьбы со страстями: «Помоги мне, Господи, яко немощен есмь». Христианин должен сжигать за собой мосты, которые ведут обратно к греховной жизни. Покаяние по-гречески метаноия, что переводится как «изменение».

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Да, знает, но ждет от нас признания их. Приведу пример. Ребенок залез в буфет и съел все конфеты. Отец прекрасно понимает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения. И, конечно, в этот момент также ждет, что сын обещает постараться больше так никогда не делать. Исповедь, конечно, должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список грехов, а потом просто накрывает исповедника епитрахилью. Слава Богу, храмов, где так делают, осталось очень мало. «Общая исповедь» стала почти повсеместным явлением в советское время, когда осталось очень мало действующих храмов и по воскресным и праздничным дням, а также постами они были переполнены молящимися. Исповедовать всех желающих тогда было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Один старый священник, прослуживший в храме более 50 лет, рассказал мне, что Великим постом батюшкам приходилось ходить по рядам исповедующихся, чтобы только успеть накрыть каждого епитрахилью. Конечно, такая «исповедь» – явление ненормальное, и пользы, очищения душе она не приносит.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Конечно, иногда бывает очень непросто, стыдно открывать свои греховные раны, но именно так мы избавляемся от наших греховных навыков – преодолевая стыд, вырывая их, как сорняк, из своей души. Без исповеди, без очищения от грехов и страстей невозможно с ними бороться. Сначала нужно их увидеть, вырвать, а потом сделать все, чтобы они не выросли вновь в нашей душе.

Невидение своих грехов – признак духовной болезни. Почему подвижники видели грехи свои бесчисленные, как песок морской? Все просто: они приближались к источнику света – к Богу и начинали замечать такие тайные места своей души, которые мы просто не замечаем. Они наблюдали свою душу в ее истинном состоянии. Довольно известный пример: допустим, в комнате грязно и не убрано, но сейчас ночь, и все скрыто полумраком. Кажется, что все более-менее нормально. Но вот забрезжил в окошко рассвет, в комнату проник первый лучик солнца, осветил ее половину. И мы начинаем замечать беспорядок. Дальше – больше, и когда солнце освещает уже всю комнату, грязь и разбросанные вещи видны повсюду. Чем ближе к Богу, тем виднее грехи.

К авве Дорофею пришел один знатный горожанин маленького города Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своем городе?». Тот ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если же ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?». Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». – «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?». – «Там буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И тот человек ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые: чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными».

Исповедь – это не отчет о духовной жизни (что в ней хорошо, а что плохо) или беседа со священником. Это есть обличение себя, без всякого самооправдания и саможаления. Только тогда мы получим удовлетворение и облегчение и отойдем от аналоя легко, как на крыльях. Господь и так знает все обстоятельства, которые нас привели ко греху. И совершенно недопустимо рассказывать на исповеди, какие люди нас подтолкнули ко греху. Они ответят за себя сами, мы же должны отвечать только за себя. Муж, брат или сват послужили нашему падению – не имеет сейчас никакого значения; нам необходимо понять, в чем виноваты именно мы сами. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Кто привык каяться здесь и давать ответ за свою жизнь, тому легко будет давать ответ на страшном суде Божием».

Святые отцы называют исповедь вторым крещением – крещением слезами. Как и в крещении, нам дается дар – прощение грехов, и нам нужно ценить этот дар. Не нужно откладывать исповедь на потом. Исповедоваться надо чаще и подробно. Неизвестно, сколько нам Господь дал времени на покаяние. Каждую исповедь нужно воспринимать как последнюю, ибо никто не знает, в какой день и час Бог призовет нас к Себе.

Не нужно стыдиться исповедовать грехи, нужно стыдиться совершать их. Многие думают, что священник, особенно знакомый, осудит их, хотят на исповеди показаться лучше, чем они есть, самооправдаться. Уверяю вас, что любого батюшку, который более-менее часто исповедует, уже ничем нельзя удивить, и вы вряд ли скажете ему что-то новое и необычное. Для духовника, наоборот, великое утешение, когда он видит перед собой искренне кающегося, пусть даже в тяжких грехах. Значит, он не зря стоит у аналоя, принимая покаяние приходящих на исповедь.

В исповеди кающемуся дается не только прощение грехов, но и подается благодать и помощь Божия на борьбу с грехом. Поэтому исправление своей жизни мы начинаем с исповеди. Приведу пример из Соловецкого патерика, как блудная страсть оставила подвижника только после исповеди перед старцем. Соловецкий старец Наум рассказывал: «Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мной. Недолгой была моя беседа с посетительницей, но страстный помысел напал на меня и не давал мне покоя ни днем ни ночью, и при этом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего только я не делал! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила я вышел за ограду полежать в снегу. На беду заперли за мной ворота. Что делать? Я побежал кругом ограды ко вторым, третьим монастырским воротам – везде заперто. Побежал в кожевню, но там никто не жил. Я был в одном подряснике, и холод пронизывал меня до костей. Я едва дождался утра и чуть жив добрался до келии. Но страсть не утихала. Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимию; тогда только, благодатью Божией, обрел я желаемый покой».

Исповедь должна быть частой и по возможности у одного и того же священника. В наше время всеобщего непослушания, к сожалению, далеко не все православные имеют духовного отца. И это нехорошо. Если христианин действительно хочет вести духовную брань со страстями, он должен довериться духовнику, который будет знать состояние его души и направлять на пути ко спасению. Когда человек исповедуется у одного священника, он даже косвенно стремится исправиться – из чувства стыда перед духовником. Редкая исповедь (несколько раз в год) часто приводит к окаменению сердечному. Люди перестают замечать за собой грехи, забывают уже содеянное. Совесть уже легко примиряется с так называемыми мелкими, бытовыми грехами: «Ну что такого? Вроде все нормально. Не убиваю, не краду, не прелюбодействую». И наоборот, частая исповедь заставляет душу, совесть беспокоиться, будит ее от дремоты. С грехами нельзя мириться, уживаться. Начав бороться даже с одной какой-нибудь греховной привычкой, чувствуешь, как легче становится дышать и духовно, и физически.

Люди, которые исповедуются редко или формально, иногда вообще перестают видеть свои грехи. Любому священнику это хорошо знакомо. Приходит человек на исповедь и говорит: «Не грешен ничем» или «Грешен всем» (что вообще-то тоже самое). Это происходит, конечно, от духовной лени, нежелания вести хоть какую-то работу над своей душой. В связи с этим вспоминается одна забавная история. К провинциальному священнику на исповедь пришла пожилая женщина. И – обычное дело: «Всю жизнь честно прожила, никого не обижала, нет у меня грехов». Батюшка и так, и эдак пытается подвигнуть ее к покаянию, задает ей разные вопросы, но старушка непреклонна: «Ничем не грешна – и все». Тогда священник, все больше хмурясь, спрашивает ее: «А ты где работала, матушка?» Она отвечает: «Да в колхозе, милый». – «И что, никогда ничего чужого, лишнего в колхозе не брала?». – «Нет, не брала, да там и взять было нечего; нам ни продуктов, ни денег не давали, только палочки-трудодни ставили». Тогда батюшка совсем потерял терпение: «Не обманывай, мать, я сам в колхозе работал!». Пусть не обижаются на меня труженики села, среди них действительно есть люди кристальной честности; просто этот случай показывает, как смешно и нелепо выглядит человек, который пришел на исповедь и не видит своих грехов.

Подведем некоторый итог.

Итак, для вступления на путь войны против страстей нужно иметь твердую решимость, возненавидеть страсть всей душою и ополчиться на нее. Второе, что нужно сделать, – это покаяться в грехах, прибегнуть к таинству исповеди, но не просто исповедовать грехи, а принять решение бороться с ними и после исповеди не оглядываться назад, сжечь все мосты, связывающие нас с прошлой страстной греховной жизнью, и идти вперед, побеждая страсти.

Юлий Цезарь, переправившись из Галлии через Ла-Манш, высадился на территории нынешней Англии. Он поднял свое войско на скалы и велел посмотреть вниз. Внизу они увидели пылающие корабли. Последнее, что связывало их с стороной, откуда они приплыли, было уничтожено. Воинам оставалось одно – идти вперед и побеждать. Вставший на путь борьбы со страстью не может озираться назад.

И третье условие, с помощью которого можно одержать победу над страстями, – это осознание своей немощи. Без помощи Божией, только своими силами страсти победить невозможно. Это будет не борьба со страстями, не очищение от них, а замещение одной страсти на другую. Кстати, этот метод замещения используют некоторые недобросовестные психотерапевты. Например, человеку предлагается победить тоску, депрессию самовлюбленностью и тщеславием. Даются специальные упражнения, как полюбить себя и начать жить в свое удовольствие. В этом случае диавол даже может отойти от человека до времени, сделать вид, что побежден, но потом напасть с новой, десятикратной силой.

Борясь со страстями без смирения можно впасть в гордость, которая является худшей из страстей. На этом основано такое явление как прелесть. Святому Антонию Великому была показана земля, как бы опутанная сетью, и он воскликнул: «Кто же может избежать сих сетей?». И был ему ответ: «Смирение!».

Вопреки известному выражению «подобное лечится подобным», страсти лечатся противоположным, то есть воспитанием в душе противоположной добродетели. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Каждой из восьми страстей он противопоставляет противоположную ей христианскую добродетель. Например: чревоугодие побеждается воздержанием, гнев – кротостью, тщеславие – смирением. Подробнее об этом речь пойдет в следующих статьях.

(Продолжение следует.)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Галина13 декабря 2015, 19:20
Спасибо за очень полезную статью.Хотелось бы все-таки точно знать-нужна ли отчитка одержимому если он несмотря на все стремление и попытки очиститься не может хотя уже не совершает грехов пьянства курения блуда и борется с остальными грехами.Пожалуйста посоветуйте.С уважением Галина.
саша ким 3 мая 2015, 04:30
Огромное спасибо батюшка, за ваш трудоемкий труд!!!Вы проявили большую заботу и нелицемерную любовь к человекам, жаждущим спасения!!!
Николай 2 октября 2014, 17:49
Спасибо Огромное! Очень интересно и полезно для меня. И даже практично, на мой взгляд. Спасибо батюшке!
Света22 июля 2013, 23:48
Благодарю за статью, Господи спасибо, что указал мне грехи мои. Господи не оставь меня, и помоги мне излечиться, прошу тебя.
Анна14 июня 2013, 22:32
Статья очень хорошая! Спасибо большое! Могу сказать по себе - путь исповедания грехов очень тяжелый. После исповеди становится ещё хуже, однако через недели 2 прриходит прояснение. Например: Кто-то не нравился, вызывал раздрожение, но если подумать, то не он плохой, а внутри меня я его подсознательно осуждаю (хотя пока по каким законам и по какому праву - не понятно), на осуждение меня толкает моё самомнение (почему-то я решила что могу его осуждать и что я лучше его, так как не делаю того, что делает он (хотя делаю вещи хуже, только этого не осознаю)) и самолюбование. Так вот: Если эти грехи найти в себе, попытаться их понять и иметь желание больше в них не впадать, то после их исповедания в человеке, который ещё недавно не нравился и вызывал раздрожение просто перестаёшь замечать негатив. Вначале к нему чувствуется нейтралитет, а потом появляется сострадание его бедам, жалость и даже любовь к нему (я не говорю про отношения между полами). И внутри становиться очень хорошо - видимо это и есть Бог. Потом в памяти всплывают новые грехи, потом исповедь и через время этого пути появляется ощущение того, что грешить стыдно, но не потаму, что делаешь хуже себе, а потаму, что проходишь мимо Бога, отдаляешься от него. Это не передать словами... не говоря уже о том, что жизнь вокруг меняется и ты как выходишь из какого-то замкнутого круга (но это уже кажется второстепенным, хотя с этого желания и начинается путь исповедания грехов)
людмила12 февраля 2013, 23:03
Спасибо большое за статью .
Даша 5 сентября 2012, 11:00
Я один лишь раз почувствовала стыд за одну только часть своих грехов, и только почувствовала свой эгоизм, самовлюбленность, огромное самолюбие и не смогла даже помыслить о прощении своих грехов, почувствовала свою ничтожность и мерзость, что люблю только себя и думаю только о себе, почувствовала свое внутреннее лицемерие, лукавство... Это и есть раскаяние? Мне даже и подумать сложно о прощении,стыдно молить о прощении...
руслан17 июля 2012, 00:15
Затронуло до слез . да хранит вас Господь! замечаю стало намного легче дышать!
Мария 4 мая 2012, 08:29
Блогодарю. Словом врачуете душу.
Евгений12 января 2012, 03:07
Спасибо,Честный Отче.Легко читать Ваши статьи заблудшему мне.
Карина17 декабря 2011, 16:31
Спасибо! Полезно!
Сергей12 ноября 2011, 23:11
Спасибо Павел Гумеров.Слава Богу! Буду ждать продолжения.
сергей28 августа 2011, 21:30
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ТАКАУЮ ПОУЧИТЕЛЬНУЮ СТАТЬЮ,ПРИХОДЯ В ХРАМ БУДУ БОЛЕЕ ПОДКОВАН В БОРЬБЕ С ГРЕХАМИ.ЭТА СТАТЬЯ НЕМНОГО ПРОСВЕТИЛА МЕНЯ.СПАСИБО.БУДУ ЖДАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЯ.ЕСЛИ ЧЕСТНО ТО МНЕ ТО Я ИСКАЛ ПОДОБНУЮ СТАТЬЮ.
Артемий 3 февраля 2011, 23:10
Спасибо Вам большое!
Ирина18 января 2011, 00:57
Статьи замечательные и очень поучительные.Большое спасибо.Храни Вас Бог
Дарья22 ноября 2010, 01:33
Очень полезная статья. Соглашаюсь, что было бы интересно прочитать продолжение о воспитании в душе противоположных каждому греху добродетелей. Спасибо!
павел14 ноября 2010, 19:42
Очень нужная статья.Слава Богу!
Алексей 4 июля 2010, 17:40
Спаси Господи за эти статьи, отец Павел! Хотелось бы продолжения о воспитании добродетелей в душе, противоположных смертным грехам. Храни вас Господь!
Игорь.20 мая 2010, 13:41
Спасибо за статью и эту, и предыдущую. Последнее время по ночам меня тревожат некоторые необъяснимые вещи, поэтому искал ответы, правда на вопросы, которые не могу четко сформулировать.
Из Ваших статей много чего извлек и буду еще перечитывать, что бы для начала пытаться исправлять самого себя.
Валерий17 мая 2010, 06:55
Почему остановили публикации?
Ане4к@10 мая 2010, 18:23
Интересная статья...
=))))))))))))))))
Инна 6 мая 2010, 17:50
Я буду старатся
Я буду боротся
Я буду молиться
Лариса31 марта 2010, 15:31
Спасибо за Ваши статьи,особенно,про духовного отца и про исповедь,дай Вам Дог здравия душевного и телесного!
володя 8 марта 2010, 14:12
В вашей статье нет главного. Это слово Божие. Только слово может нас изменить в нашем разуме,чтобы нам жить без грехов.
Анна 2 марта 2010, 17:53
Спасибо Вам огромное за статью.Всё очень хорошо, доступно и понятно написано.
Сева30 ноября 2009, 14:09
Господь Вам в помощь и спасибо за статью!

Может ли человек искренне раскаивающийся, искупить свои грехи без исповеди у священника?
Если человек искренне понял, что жил до сих пор вдали от Бога, что жил неправильной и грешной жизнью, бросил пить, курить и с Божьей помощью, изо дня в день всё больше борется со своими страстями. Сжёг все мосты и начал жить по заповедям, обязательно ли ему исповедоваться у священника?
Прошу извинить за вопрос, в статье всё предельно ясно написано. Просто хочу более понять, в чём нужда в священнике, если человек в душе искренне раскаивается перед Богом и с Божьей помощью, грехов своих не повторяет.
Мила16 октября 2009, 17:51
А как можно полюбить своего врага? Вокруг есть неприятные люди, пытаешься с ними по-хорошему, а душа к ним не лежит. И от этого мучаешься. Что делать? Молюсь о них - не помогает...
логос15 октября 2009, 02:07
Слава Богу за вас,перед этим сайтом я случайно нарвался на сайт с порнографией,и на минуту засмотрелся,глаза стали соглашатся что это приятные картины,а разум и душа стали говорить о том что это очень тяжкий недуг.Последствия от этих пустых вожделений весьма пагубные,я нестану называть имена этих греховных дел,нарко-алко и блуд с тойже полки.Принять решение противостать этому может дать только Бог,Бог сил и Царь славы,нам надо только знать это и просить Его об этом,ведь написано-желание и действие даёт Господь.Очень правильная и позитивная статья,очень жаль что на ТВ нет много проповедей именно православных служителей,как например раньше часто слово говорил отец Кирил,зато ересь протистанская,харизматы да баптисты уже достали со своим лицемерием,но это уже другая тема....
Спасибо за наставление и потдержку,да благословит вас Бог.
Татьяна22 июля 2009, 11:37
Огромное спасибо за статью, батюшка! Нашла ответы на многие свои вопросы. С нетерпением буду ждать продолжения. Храни вас Бог! - р.Б.Татьяна.
Иоан10 июня 2009, 08:12
Спасибо,очень полезные разъяснения. пожалуйста продолжите, это очень важно и необходимо!
Виктор 9 апреля 2009, 16:46
Спасибо о.Павел за статью.С нетерпением буду ждать продолжения.Очень полезная и поучительная статья.
Анастасия15 марта 2009, 17:16
Спасибо! Статься замечательная!
Можно добавить только о том, что при покаянии, когда человек действительно желает получить прощение своих грехов, ему нужно быть готовым к смиренному и безропотному перенесение скорбей, которые могут его постигнуть для очищения от грехов..
Роза14 марта 2009, 10:55
Очень хорошая и интересная статья, она легко читается и запоминается, это важно, чтобы, прочитав, человек получил пользу для себя. Мои дети учатся далеко от дома, я им читала по скайпу, а потом спрашивала, что они запомнили, они слушали внимательно и с удовольствием отвечали. Духовное общение, с Божьим учением, что может быть полезней и приятней! Спасибо, что пишите о назидательном, так современно и интересно, что хочется читать ещё и ещё. Ваша статья в пост помогает бороться с грехами и напоминает, что надо исповедаться, каяться и исправляться!
Иван10 марта 2009, 21:23
Спасибо Вам большое! С большой жаждой я читаю Ваши статьи. Спасибо Вам!
Константин10 марта 2009, 20:30
Метанойя - это нечто большее, чем изменение.
Есть целая статья "Метанойя как изменение духовного опыта":
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie/5g7_2_6-all.shtml
Серегй 9 марта 2009, 14:22
Спаси Вас Господи! Очень нужная, толковая статья. Полезна как для недавно вставших на путь Христианства, так и для остальных. Постоянно ссоримся с женой, наверное, основана наша жизнь не на заповедях, а на грехе. Каждый хочет получать удовольствия. Трудно, имея огромный неизжитый эгоизм, быть счастливым. Постоянные обиды на слова сказанные в твой адрес. Это мешает быть счастливым, выводит из равновесия, отсюда: в лучшем случае-молчание, в худшем попытка разобраться, в результате ссора. В Вашей статье нашел полезные для себя советы. Спаси Вас Боже!!!
Альбина 3 марта 2009, 18:03
Благословите Батюшка! Спасибо за дополнительное познание, очень необходимое толкование для меня.
Ирина25 февраля 2009, 17:46
Спасибо!
Сказать "спасибо" за Ваши статьи- значит ничего не сказать. Я готовлюсь к первой в своей жизни исповеди.. Очень страшно. Но ощущение того, что это жизненно необходимо, нарастает с каждым днём. Прочитав эту статью, я утвердилась в своём намерении ещё более. И многое прояснилось для меня - что делать и как. Нет у меня пока человека, кто мог бы подсказать и объяснить. Искренне надеюсь, что появится. И низкий Вам поклон за Ваше учение.
Антонинa20 февраля 2009, 13:53
Спасибо. Замечательная статья. Заставляет думать.
Данил20 февраля 2009, 13:53
Спасибо огромное за Ваши статьи!
Ольга20 февраля 2009, 13:58
Благославите, батюшка! Спасибо Вам большое за эти статьи. К покаянию пришла совсем недавно.Учусь каяться, учусь осознавать свои грехи и исправлять их. Конечно не всегда получаеться, но всякий раз когда у меня происходит "срыв" (как я его называю) в душе горечь наростает с большей силой. Горечь от того, что дала послабение сама себе, хотя на это не имею никакого права. С Божьей помощью учусь распознавать свои грехи. Господь помог оставить мне привычку курить и каждый день благодарю Его за поддерку и прошу прощения за все содеянное мной. Перед работай хожу на службу в домовой храм, и с молитвами рабочий день проходит спокойно и слаженно, и все что происходит принимаю, хотя конечно же могу сорваться, то повысить голос, то взбунтоваться, но после этого сразу вспоминаю слова из молитвы Оптинских старцев: "Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все воля Твоя". И пока я не имею духовного настаника который помог бы мне во всем разобраться и помог бы самой себе признаться в содеянном (без обвинения кого-то), Ваши статьи помогают учиться и понимать покаяние. С большой радостью жду продолжения вашей статьи. Ведь если я научусь понимать, то я смогу более емко объяснить смысл покаяния своим дочерям. Спаси Господи Вас!
Сергей20 февраля 2009, 14:00
Очень поучительная статья, особенно для недавно воцерковившихся мирян, таких, как я. Многие вещи кажутся слишком "неподьемными" для "простых" мирян. Мы любим комфорт, а если милосердие, то, конечно же, не обременяющее. А ведь узкий путь - это вначале борьба, а потом - благость.
Елена20 февраля 2009, 14:00
Все правильно! Но как трудно! Я каждый день стараюсь, борюсь с собой, но ничего не получается. Язык за зубами не держится, мысли в голове сами с собой говорят, и даже ночью нет покоя. Что делать? Как с этим справиться? Я много читаю на вашем сайте, но очень трудно претворить в нашу жизнь ваши советы. Но все равно огромное спасибо.
Светлана20 февраля 2009, 14:00
Спасибо, большое. Читаем всей семъей!
Алана20 февраля 2009, 14:01
Отличная статья, все просто и ясно, спасибо.
Фотиния-Светлана20 февраля 2009, 14:01
Спаси, Господи, Вас за такое душеполезное дело: разъяснение нам о подготовке к исповеди, самой исповеди и покаянию. С нетерпением буду ждать продолжения.
С благодарностью Р.Б. Светлана - учитель русского языка и литературы московской школы.
Наташа20 февраля 2009, 14:03
Большое спасибо! Очень полезная статья! Действительно, в зрелом возрасте встают вопросы о смысле жизни и почему уходит радость, состояние счастья, уходят из жизни друзья, болеют дети, какой-то крен происходит. Всем чего-то не хватает, хоть и разного, но не хватает для счастья. Значит что-то не так, куда-то ушла гармония. И вот накапливаются вопросы - что подправить, где была ошибка, как в детской игре "мама, распутай нитки", и начинаем распутывать, латать - где что отвалилось, расклеилось, протерлось. Капитальный ремонт нужен. И теперь самое главное как, чтоб в другую сторону не потянуло, чтоб лишнего не наляпать. И вот оказывается на вопрос КАК ответит только Бог и душа, которые вместе стремятся к высшему своему проявлению ЛЮБВИ!!! И теперь аккуратненько, шаг за шагом, следуем только их голосу.
Светлана20 февраля 2009, 14:07
Очень полезная и интересная статья, большое спасибо!!! С интересом буду ждать продолжения. С уважением, р.Б.Светлана.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×