Святейший Патриарх Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Москва, 15 февраля 2009 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития», сообщает пресс-служба Московской Патриархии.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 550 px. Размер файла 78109 b.

Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии», — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества.

Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь утром за Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений — и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми.

Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия» должны быть бережно хранимы, — призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

О единстве Церкви, о ее многообразии было очень ясно сказано на недавнем Поместном Соборе. Отдавая дань благодарной памяти Святейшему Патриарху Алексию II, Собор напомнил, что почивший оберегал Церковь «от расколов и разделений, объединяя людей разных национальностей, поколений, социальных слоев». «И сегодня, памятуя заветы почившего Первосвятителя, — читаем мы в Послании Собора, — нам нужно хранить и укреплять церковное единство, не допуская, чтобы кто-либо посеял между нами даже тень разделения». Роль Рождественских чтений в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного организма может быть и должна быть исключительно значима.

Итак, я сердечно приветствую вас на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Свидетельствую, что за годы своего существования чтения стали представительным общецерковным форумом, удачно сочетающим научно-образовательные конференции, круглые столы, практические семинары, многоразличные формы братского общения. Отрадно отметить, что в рамках чтений ежегодно работают несколько десятков секций, посвященных проблемам образования, науки, современных информационных технологий, различных сторон церковной жизни. Тематика и проблематика чтений охватывает практически все, что волнует сегодня Церковь и общество.

Тема, избранная на этот год, — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами. Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей — все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры. Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества, беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон, должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей.

Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый источник мудрости и силы. Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами; что у нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта. Мировой опыт свидетельствует, что лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться.

Полагаю, что Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу — Богово, а Ньютону — ньютоново» — такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу — Богово».

Исходя из такого миропонимания, православные христиане должны быть всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе с педагогами, людьми науки и культуры. Об этом ясно сказал и Поместный Собор, призвавший пастырей и мирян «развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры. Православные христиане, которые так поступают, лучше знают реальную жизнь, нужды, чаяния и вопрошания людей, живущих рядом с нами и испытывающих духовную жажду. Вот почему нам нужно идти навстречу этим людям и вступать с ними в общение, являя им христианский образ жизни и говоря о наших ценностях, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия», как говорит апостол Павел (Рим. 10:17)».

Должен отметить, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах. Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация. Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития — литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках. Таким образом, именно культура оставалась носительницей христианского благовестия. Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.

Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.
Да, Россия и другие страны нашего канонического пространства — это светские государства, где религиозные институты отделены от органов государственного управления. Мы уважаем конституционные основы сложившегося государственного строя. Но в то же самое время мы не можем не уважать права и свободы граждан, в том числе их право получать образование и давать образование своим детям именно в духе того мировоззрения, которого придерживаются в семье. Это право признается не только самой логикой нашего национального законодательства, но и такими международно-правовыми документами, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод и так далее.

Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидно востребована учащимися и их родителями, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит. Во многих регионах заключены соглашения епархий с органами управления образованием, совместно готовятся учителя, выходят пособия. Сейчас проходит региональный этап первой Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, в которой уже приняли участие тысячи учащихся. Приказом Министра образования и науки она утверждена в перечне предметных олимпиад.

Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена. Раз вкусив доброго плода, человек уже не откажется от него — так, школьники, изучающие основы православной культуры, и их родители не согласятся с тем, чтобы их лишили такой возможности. Накопленный опыт преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой), не может быть выброшен за борт.

Сказав это, хотел бы особо подчеркнуть, что Церковь всегда настаивала на добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников. Не раз приходилось говорить, что такая модель принята почти повсюду в Европе и прекрасно действует.

Основы религиозной культуры должны преподаваться дипломированными педагогами, подготовленными при участии соответствующих религиозных общин в признанных центрах высшего образования или повышения квалификации. Обучение данному предмету необходимо вести по пособиям, написанным профессиональными авторами, имеющими высокий научный и общественный авторитет в стране и уважаемые в своих религиозных общинах. Через эти пособия верующим людям надо уметь корректно представить свою культуру и свои взгляды не только самим себе, но и приверженцам других убеждений.

Для сохранения и закрепления практики, о которой я только что сказал, наша Церковь готова интенсифицировать процесс согласования позиций с государством, привлекая к этому процессу ученых, педагогов-практиков, широкую общественность. Трудности, которые раньше возникали в этом диалоге, отношу на счет недоумений, нечетких формулировок, неудачной критики и неудачной защиты от нее. В результате в некоторых кругах сложился ложный, карикатурный образ предлагаемой Церковью системы изучения основ религиозной культуры. Убежден, что сегодня мы можем и должны, через диалог с Министерством образования и науки и всеми заинтересованными кругами и структурами, прийти к решениям, которые были бы приняты и Церковью, и государством, а главное — нашим народом. В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела. Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Мы с вами призваны распространять и актуализировать духовные ценности Православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела. Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле. С Божией помощью, благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, сегодня мы подошли к новым рубежам.

Дорогие участники чтений! Единственный прямой путь к возрождению нашего народа — это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи.
Желаю всем нам преуспеть в этом священном деле.

Милость Божия и Его благословение да пребывают со всеми нами.

17 февраля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×