Москва, 17 февраля 2009 г.
Вопросы, связанные с преподаванием в школах духовно-нравственной культуры (ДНК), обсуждали участники пленарного заседания «Православная культура и современное образование», прошедшей в рамках XVII Рождественских образовательных чтений, сообщает Благовест-инфо. Заседание состоялось совместно по первому и второму направлениям работы Рождественских чтений – «Православное воспитание и образование» и «Школа в XXI веке». Форум прошел в конференц-зале Синодальной библиотеки Московского Патриархата в Андреевском монастыре; его работу курировали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, протоиерей Борис Даниленко, настоятель Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре, председатель Комиссии по православным общеобразовательным учебным заведениям Московской епархии, официальный представитель Русской Православной Церкви в рабочей группе по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования при Министерстве образования и науки РФ, кандидат богословия.
Один из основных докладов сделал почетный председатель заседания, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения, на котором епископы, священники, монашествующие, миряне в свободной форме обсуждают интересующие их вопросы, являют пример того, что «не существует разрыва» между монашествующими и мирянами, сказал митрополит Климент. Образование – неотъемлемая часть любого цивилизованного общества, подчеркнул далее митрополит, образование не сводится к заучиванию постулатов. Термин «образование» содержит в себе слово «образ», что указывает на формирование внутреннего мира человека. Главная цель – «закрепить идеальный образ». Митрополит Климент подчеркнул, что христианская вера не может служить препятствием к получению научных знаний, равно как и прогресс точных наук не препятствует вере; верующими были многие физики и математики. «Минувший ХХ век, оставивший печальное наследие, показывает, насколько опасно научное знание в отрыве от нравственных духовных ценностей», - сказал митрополит Климент. Сейчас число проблем, порождаемых интеллектуальным знанием, будет увеличиваться, - генная инженерия, искусственный интеллект и другие. Решить эти проблемы в отрыве от нравственности невозможно, отметил иерарх.
Начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации Татьяна Петрова рассказала о последних изменениях в образовательной политике государства. «Прошлый год был годом разработки государственных образовательных стандартов, а нынешний, 2009 год, - станет годом утверждения этих стандартов», - сказала она. В ближайшее время (после утверждения) на сайте министерства должен появиться «Федеральный государственный образовательный стандарт» - принципиально новый документ, содержащий три набора требований: требования к условиям образовательного процесса (материальное обеспечение процесса); набор требований к выпускнику и требования к структуре образовательной программы (состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательного процесса). В обязательной и в вариативной частях будет обязательно присутствовать «Духовно-нравственная культура». Две недели отводится на то, чтобы провести широкое обсуждение этого документа, в частности, в регионах. Татьяна Петрова призвала участников форума принимать активное участие в обсуждении образовательного госстандарта. «Министерство не собирается кулуарно утверждать такой неведомый общественности документ», - подчеркнула она. Однако это только первый шаг, сказала она далее, потому что «за стандартом» последует разработка, экспертиза, утверждение базисных учебных планов для всех ступеней нашей школы. «Необходимы ваши предложения, как должна выглядеть духовно-нравственная культура в обязательной и вариативной частях базисного плана», - сказала она. Но и этого недостаточно – за каждой «цифрой плана» должно стоять содержание, т.е. должны появиться проекты программ по духовно-нравственной культуре для всех ступеней школы.
С 2004 года министерство выделяет средства для разработки учебно-методического обеспечения изучения «Духовно-нравственной культуры». Последние несколько лет министерство официально уведомляет представителей Русской Православной Церкви в рабочей группе, что надо подавать заявки на освоение этих средств. «К сожалению, пока ни разу такой заявки я не видела», - сообщила она. В этом году будет объявлен конкурс на получение финансирования разработки программ для средней школы, также в этом году будет объявлен конкурс на заключение контракта по проблемам подготовки учителей по предмету «Духовно-нравственная культура». «Мы создаем условия для вашего участия, хочется, чтобы участников этого процесса было как можно больше», - сказала Татьяна Петрова.
Участники пленарного заседания высказали мнение, что двух недель, отведенных на обсуждение проекта Федерального госстандарта, будет явно недостаточно. Протоиерей Борис Даниленко высказал предложение обратиться к министру образования продлить срок для обсуждения документа.
Владимир Попков, член президиума Российской академии образования, выступивший с докладом «Об итогах церковно-общественного обсуждения проектов государственных образовательных стандартов общего образования», сообщил, что в настоящее время разработаны два проекта госстандарта – проект Российской академии образования и института «Эврика» (проект Адамского).
Протоиерей Борис Даниленко в дискуссии, сопровождавшей доклады, сообщил, что Министерством науки ему было предложено написать отзыв на учебники Бунеевых, которые произвел на него «ужасное впечатление». Несмотря на то, что он написал отрицательный отзыв, учебники, тем не менее, продолжают использоваться в практике. «Родители как возмущались, так и возмущаются», - сказал отец Борис. «От мнения педагогического сообщества не зависит ровным счетом ничего», - заявил он. Священник высказал предположение – «кому-то надо получить с формальной точки зрения отзывы», сказать, что «пожелания учтены», в то время как «содержание образования» не выдерживает критики. Протоиерей Борис Даниленко поднял вопрос: «В какой степени мнение педагогического сообщества учитывается в выпуске стандарта?».
Игорь Метлик, зав. лабораторией гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Института семьи и воспитания РАО, в своем докладе «Организационное и методическое обеспечение преподавания учебного предмета «Православная культура» в российской школе: актуальные направления социального партнерства государства и Церкви», в частности, указал на «спекуляции» вокруг ДНК: спекуляции с «обязательностью» (никто не настаивает на обязательности, разъяснил он); с «клерикальностью» (государство оказывает поддержку равно всем конфессиям, отметил докладчик); также имеет место «демагогия про разделения в школе».
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий выступил с докладом «Православная культура как система непрерывного образования. Взаимодействие епархиальных и муниципальных государственных структур на примере Екатеринбургской епархии». Протоиерей Владимир Воробьёв, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, представил доклад «Теология в системе высшего образования России: проблемы и перспективы». Был также зачитан доклад викария Санкт-Петербургской епархии епископа Гатчинского Амвросия «Православная школа России: укрепление позиций в современной российской системе образования. Разработка и продвижение Федеральной программы поддержки и развития православных образовательных учреждений».