Москва, 17 февраля 2009 г.
«Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», - с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к Крещению), сообщает Благовест-инфо.
Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, - «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 14).
В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни».
Вся ответственность за организацию катехизаторской работы
в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется
привлекать к этой работе «богословски образованных
мирян». Возможны разные формы работы: это и
огласительные и послекрещальные катехизические беседы,
приходское консультирование, воскресная школа не только
для детей, но и для взрослых, занятия по изучению
Священного Писания и т.д.
Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со
всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и
восприемниками младенцев) следует проводить огласительные
беседы, а также – индивидуальную предкрещальную
исповедальную беседу со священником (со взрослыми
крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть
«эффективной формой катехизации», говорится в
документе; рекомендуется проведение крещальных литургий.
Также обращается внимание на необходимость подготовки к
таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали
христианский смысл брака и ответственность за него».
Для организации всей этой работы настоятельно
рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских
курсов, которые работали бы во всех епархиях и
благочиниях, а также наладить координацию этих новых
структур с епархиальными миссионерскими и
«молодежными» отделами.
Следование этим рекомендациям может дать «качественный скачок» в христианском просвещении прихожан, отметил отец Игорь Киреев, добавив, что одним из главных девизов миссионера (как и врача) должно быть «не навреди». Он особо отметил определяющую роль правящего архиерея в организации катехизационной работы, а также привел пример избрания священника, ответственного за епархиальную образовательную деятельность, при этом сам факт избрания он считает «удивительным».
Протоиерей Константин Островский, благочинный Красногорского округа Москвы, в приходе которого устроена одна из самых больших (по числу обучающихся) воскресных школ, обобщил опыт своей многолетней пастырской и просветительской практики и сделал вывод о том, что катехизацией должны заниматься люди, особым образом одаренные. «Неинтересная проповедь» может стать инструментом «антимиссии», а «тихое» повседневное служение священника иногда важнее, чем «шумные миссионерские мероприятия». О. Константин опасается, что признанный наконец в Церкви приоритет катехизации может повлечь за собой административные издержки: требования отчетности, статистики и т.д. Но миссионерская деятельность «не поддается статистике», подчеркнул священник, а «интенсивнее – ни всегда эффективнее; шире – не всегда глубже». Он также предостерег от использования в приходском просветительстве методов, свойственных сектантам, например, «бомбардировки любовью». «Конечно, любви у нас в приходах маловато, но пусть лучше так, чем подобная «бомбардировка», - сказал отец Константин.
В резком тоне на это выступление отозвался отец Даниил Сысоев, настоятель храма ап. Фомы на Кантемировской (Москва). Он увидел в докладе о. Константина призыв свернуть миссию и «искусственное противопоставление» дела священника и мирянской активности, обвинив благочинного в неисполнении постановлений множества Архиерейских Соборов и синодальных постановлений Русской Православной Церкви. Далее отец Даниил стал эмоционально доказывать, что активность прихода есть продолжение миссионерского горения настоятеля; что необходима православная проповедь на улицах. «Нельзя ждать, когда люди сами придут в храм! Мои люди ходят по улицам. Я – тот самый отморозок, который проповедует на улицах!» – настаивал он.
После того, как миряне – участники Рождественских чтений встали на защиту о. Константина, отец Даниил извинился за свой резкий тон и сделал подробный доклад об организации на его приходе катехизаторской работы и миссионерской школы (30 человек). Так, по словам настоятеля, он «обязал» всех своих прихожан (а их примерно 300-400 человек), наравне с некрещеными, пройти огласительную школу. В приходе постоянно работают группы катехизаторов. Кроме того, в храме апостола Фомы решена проблема приходского консультирования: есть катехизатор – сотрудник «на зарплате», который постоянно находится в храме и отвечает на все вопросы, а также раздает тексты молитв, песнопений, помогает подготовиться в исповеди и причастию и т.д.
В Санкт-Петербургской епархии даже выпустили специальное пособие в помощь приходскому консультанту (его можно было приобрести на Чтениях), где собраны типичные вопросы «захожан» и примерные ответы на них. О содержании пособия, об организации приходского консультирования, об огласительных беседах, о работе с дошкольниками на приходе подробно рассказал один из инициаторов приходского консультирования – руководитель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Зелененко. Отвечая на вопрос, он отметил, что служба приходского консультирования уже работает примерно в ста храмах северной столицы, тогда как «полноценная» катехизация налажена пока лишь в десятке храмов. В Москве таких храмов можно насчитать 40-50, добавил отец Даниил Сысоев.
Руководитель миссионерского отдела Курской епархии, священник Тигрий Хачатрян сетовал на то, что зачастую препятствием для организации катехизации на приходе являются сами настоятели. Есть и такие, которые, в обход распоряжения правящего архиерея, совершают таинство Крещения без всякой подготовки взрослых. О. Тигрий считает, что пора добиться повсеместного проведения необходимого минимума огласительных бесед, а также продумать форму «обратной связи», проверяя усвоение услышанного. Все это возможно лишь при созидании приходской общины, отреагировал отец Игорь Киреев.
Один из выступавших – молодой преподаватель Перервинской духовной семинарии (Москва) подверг критике руководство Синодального отдела по религиозному образованию, который за многие годы так и не разработал общецерковной концепции катехизации. По словам выступавшего, первые публичные выступления Святейшего Патриарха Кирилла – о приоритете христианского просвещения, молодежной работы – надо воспринять как «прямой приказ», «руководство к действию» и не откладывать далее столь необходимую работу.
Далее на секции о своем опыте рассказали: директор Свято-Сергиевского епархиального училища катехизации, протоиерей Анатолий Гармаев (Волгоград), сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Александр Боженов (Москва) и другие. Было очевидно, что, несмотря на отсутствие общецерковной концепции, работа по катехизации в приходах осознается как насущная необходимость, в этой области накоплен уже немалый опыт.