Москва, 19 февраля 2009 г.
В рамках XVII Рождественских чтений 16 февраля в конференц-зале гостиницы «Метрополь» прошла конференция, посвященная формам и методам работы с молодежью («Новые формы и методы работы с молодежью: православные молодежные организации и проекты») под председательством епископа Бронницкого Феофилакта, председателя Комиссии по делам молодежи при Московской епархии., сообщает Патриархия.ru
С докладами на конференции выступили епископ Бронницкий Феофилакт, а также иеромонах Серафим (Петровский), заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, протоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя Синодального отдела РПЦЗ по работе с молодежью и протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма св. мц. Татианы при МГУ.
Владыка Феофилакт отметил, что молодежное служение Церкви — это, прежде всего, служение-миссия, которое требует не только современных форм общения, но и профессиональной подготовки кадров. Владыка напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные на недавних Сретенских встречах, о том, что сегодня в каждом приходе должен быть специалист по катехизации и работе с молодежью, и что в случае необходимости церковные общины должны брать на себя ответственность за их материальное обеспечение.
По мнению самого владыки Феофилакта, и при каждом вузе должен быть если не храм, то православная община, которая бы могла свидетельствовать об Истине пред лицом своих сверстников. Поэтому одна из насущных задач, по словам епископа Феофилакта, воспитывать креативных и харизматичных лидеров, которые могли бы стать во главе таких общин.
Протоиерей Андрей Соммер поделился опытом жизни православного молодежного движения за границей. Одна из эффективнейших форм работы с молодежью в РПЦЗ, по словам о. Андрея — это молодежные съезды, которые проводятся в разных масштабах (от всезарубежных съездов до съездов в пределах благочиния) и всегда посвящены какой-нибудь теме. При этом молодые люди не просто слушают доклады, но работают небольшими группами (workshops). Workshops переносится и на приходскую практику, как аналог воскресных школ: молодые люди в такой форме изучают литургику, церковнославянский язык и т.д
Также отец Андрей выдвинул идею создания особой социальной
сети, аналогичной уже существующим
(«Одноклассники», «ВКонтакте»,
«FaceBook»), но объединившей бы православных
людей всего мира.
Иеромонах Серафим (Петровский) предложил довольно
неожиданные формы работы с молодежью: оставлять некоторые
из храмов открытыми допоздна, чтобы в них всегда можно
было зайти; миссионерствовать в таких храмах через
богослужение, возможно, служить ночные молебны, Литургии.
Так же, по мнению о. Серафима, в работе с молодежью не
стоит пренебрегать никакими средствами и формами, не
отрекаться от искусства, культуры, спорта.
Протоиерей Максим Козлов в своем выступлении сосредоточился, по его словам, на «негативе» — тех «подводных камнях», с которыми встречается Церковь в работе с молодежью.
Во-первых, из молодежи не надо создавать особую когорту, «с которой необходимо носиться как с писаной торбой (ведь душа бабушки не отличается от души молодого человека) - это не полезно ни самой молодежи, ни Церкви». Во-вторых, молодежная миссия не должна забывать ни о Небе, ни о человеке: «планка духовной жизни, к которой должно стремиться очень высока, конечная наша цель - безусловно, спасение души, но при этом мы имеем дело с живыми людьми, а не с удобными для воспитания и обработки куклами». И здесь, по мысли отца Максима, остро встает вопрос о языке, который, как кажется, все еще не найден, но, очевидно, должен избежать двух крайностей — упрощения и морализации.
Также молодежное служение и православные молодежные организации подстерегает опасность обмирщения: дело здесь не столько в языке или формах работы, сколько во внутреннем посыле: «поднять до уровня Церкви» или «снизить уровень Церкви»; не стоит поощрять и «самопроизвольно вырастающую тусовочность» — это отвлекает от Главного.
Протоиерей Максим Козлов считает, что очень высокий
миссионерский эффект дала бы православная телепрограмма в
рейтинговое время на одном из центральных каналов. Для
того, чтобы ее создать, стоит, по мнению прот. Максима,
использовать все возможные ресурсы. А по контенту это
должно быть «что-то вроде «православного
Гордона»», обязательно предельно живое,
искреннее и честное.
Некоторые из высказанных предложений вызвали настоящую
дискуссию: так, идея создания «православной
социальной сети» нашла как сторонников, так и
скептически настроенных оппонентов, считающих, что вполне
можно обойтись ресурсами уже существующих социальных.
Идея «молодежных» и «детских»
литургий также оказалась спорной: при всей
привлекательности такого начинания, оно может обернуться
нежелательной обессмысливающей редукцией
богослужения.
Работу конференции завершил ряд других докладов, где
участники делились опытом и обсуждали перспективы работы
которой предстоит немало, тем более, что 2009 год объявлен
«Годом молодежи».
На следующий день миссионерская секция Рождественских
чтений состоялась в храме св. мц. Татианы при МГУ. Доклады
были объединены одной общей темой: «Опыт и
возможности миссионерской деятельности молодежи»
Первым выступил протоиерей Андрей Соммер. По мысли священника, существование Православной Церкви в неправославной, в целом, среде само по себе является сильным свидетельством о вере для внешних людей. В среде молодежи особенно сильна взаимопомощь, скорость и эффективность обмена опытом, и эти качества нельзя не использовать для сохранения и распространения православной традиции.
Иерей Игорь Палкин, клирик храма св. мц. Татианы и профессиональный фотограф, поделился своим опытом руководителя фотошколы «Позитив» при молодежном отделе Московской епархии. В школу могут поступить все желающие на курсы основ фотографии (платные, для начинающих) и документальной фотографии (бесплатно, на основе творческого конкурса). Информация об открытии курсов распространялась в основном среди студентов светских вузов. Сейчас в школе около 40 учащихся, из них 30 невоцерковленные. «К сожалению, людей, занимающихся фотографией профессионально, но воцерковленных, я не нашел, — сообщил отец Игорь, — поэтому были приглашены педагоги из самых лучших московских фотошкол вне зависимости от их воцерковленности». Проблема здесь состоит в том, чтобы школа не стала местом, напрямую не связанным с верой. Но есть и другие варианты миссионерства среди учащихся. К примеру, изучающим документальную фотографию были даны индивидуальные задания — составить фотоочерк о людях самых разных профессий. Все эти люди воцерковленные и глубоко верующие. Через общение с ними начинающие фотографы могут глубже узнать о православной вере. «На доверии к человеку как к профессионалу строится доверие к нему как к члену Церкви», — подчеркнул отец Игорь.
Иерей Даниил Сысоев, настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской, рассказал о проблемах построения миссионерского молодежного центра. По мысли священника, до организации миссионерской активности должна быть создана система катехизации, встречающая нового человека в храме. Должна быть налажена связь со священником, поскольку чаще всего люди предпочитают задать вопрос кажущемуся им опытным прихожанину, чем напрямую священнику. Нужно проповедовать именно учение Христа и называть вещи своими именами — завлекающие разговоры о Церкви как о столпе культуры и патриотизма к миссионерству отношения не имеют. Постоянное изучение Священного Писания вместе с прихожанами также должно быть частью деятельности священника.
Кроме того, с докладами выступил Дмитрий Игоревич Серов,
представитель миссионерского отдела МДА, который указал на
то, что перед выбором миссии необходимо учесть статус и
интересы аудитории.
Профессор Вальтер Шпехт (Германия) рассказал о мобильной
работе с молодежью. Для этого необходимо создать четкую,
строгую идеологическую базу. Для работы с молодежью нужны
социальные работники. Доклад немецкого профессора вызвал
большой интерес и бурное обсуждение.
Николай Филиппович Марьяшин, заведующих кафедрой физкультуры в ПСТГУ и преподаватель физкультуры в Православной Традиционной гимназии в Москве рассказал о важнейшей роли спорта в работе с православной и светской молодежью.
Также группа студентов-волонтеров «Старость в радость» рассказала о своей миссионерской деятельности, о помощи инвалидам и пожилым, живущим в домах престарелых. Они небольшая команда из примерно пятнадцати человек - веселые московские студенты, верящие в добро и в людей. Их цель - дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Подробнее с их деятельностью можно ознакомиться на сайте starikam.ru
В заключение настоятель храма мц.Татианы прот.Максим
Козлов сказал несколько слов о миссионерской поездке в
Колычево и о положительном опыте общения молодых прихожан
Татианинского храма с ребятами из РПЦЗ.