Москва, 4 марта 2009 г.
3 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
«Не меньшее значение имеет также и молитва, потому что именно через нее мы чувствуем Божие присутствие в нашей жизни, – сказал Его Святейшество. – Нет молитвы – и нет Бога. Даже если человек будет называть себя верующим, но молитва не присутствует в его жизни – неформальная, искренняя, сердечная, – тогда и Бога для него нет. Вот почему пост и молитва есть великое средство воспитания души и приближения человека к Богу».
Но существует еще одно очень важное средство – милосердие, считает Святейший Патриарх Кирилл. «Когда мы употребляем это слово, то подразумеваем чаще всего сострадание по отношению к людям, которые в нем нуждаются. Греческое слово έλεος, которое мы переводим как милосердие, имеет, однако, куда больший смысл. Έλεος – это не только сострадание, но и вера, верность, преданность. Итак, милосердие связано с верностью и преданностью», – отметил Святейший Владыка и обратился к истории Ветхого Завета, которая содержит множество примеров Божия милосердия к людям и целым народам.
«Это милосердие всегда было связано с верностью, – продолжил Первосвятитель Русской Церкви. – Бог оставался верным тому Завету - Союзу, который заключил с Авраамом. И хотя затем народ израильский многократно отворачивался от своего Творца, предавал Его, поклонялся ложным богам, проявлял малодушие, как то было при исходе из Египта при сорокалетнем странствовании по пустыне, Господь никогда не сменил верности и преданности Завету на отказ от этого Завета и даже падших призывал к общению с Собой».
«Иногда самые близкие люди расстаются, муж с женой разводятся, дети становятся чужими по отношению к родителям, а родители в какой-то момент перестают заботиться о своих детях. Разделение проходит между самыми близкими людьми, которые часто становятся дальними и даже враждебными друг другу. Почему это происходит? А потому что из человеческих отношений, даже из отношений близких по крови людей, нередко уходит милосердие. А вместе с ним – верность и преданность», – сказал Святейший Патриарх и напомнил евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лук.10. 30-38).
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Мимо страждущего равнодушно прошли священник и левит, а иноплеменник-самарянин, с которыми иудеи были во вражде, проявил милосердие и сотворил доброе дело. Получается, что ближним по отношению к тому, на кого напали разбойники, были не его сродники по плоти, не даже его единоверцы, а тот, кто совершил милость ему, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Когда мы проявляем друг ко другу милосердие, то верность, преданность, близость возникают в наших отношениях», – продолжил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что все те, кому человек делает добро, остаются в памяти на всю жизнь, становятся по-настоящему близкими, а без милосердия и ближние становятся дальними или даже врагами.
«Творить дела милосердия непросто: милосердие требует от нас времени, сил, затраты внутренней энергии, а иногда – и материальных затрат, – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. – Милосердием заниматься очень сложно, трудно делать бескорыстно добрые дела. Но должно помнить, что именно милосердие, как ничто иное, соединяет нас с другими людьми. Если мы хотим, чтобы семья была крепкой, чтобы муж никогда не расстался с женой, а жена – с мужем, если мы хотим, чтобы между родителями и детьми всегда были добрые, сердечные отношения, нужно творить дела милосердия по отношению друг ко другу. Если мы хотим, чтобы в обществе нашем изменились отношения, чтобы мы осознавали себя единым народом, чтобы никакие соблазны и искушения не разрушали нашего национального единства, мы должны научиться делать добро друг другу, дабы через это доброделание становиться ближе друг ко другу».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул, что приходская община должна стать школой дороделания и милосердия: «Здесь нередко мы стоим рядом друг с другом, но не чувствуем единства и близости. Православные приходы должны становиться тем местом, где бы мы навыкали в милосердии, учились делать добро друг другу. Вот тогда и единство Церкви будет прочным, потому что каждый будет в другом – в своем брате или сестре – опознавать своего ближнего».
«Пост, молитва и милосердие – это три способа, три оружия, которые необходимо употреблять для того, чтобы душа возвышалась; чтобы мы приближались к Богу; чтобы жизнь наша не прошла напрасно; чтобы подлинная цель и ценность бытия не исчезла из поля нашего зрения; чтобы мы сердцем чувствовали Божие присутствие и через него обретали Божественный дар благодати», – отметил в заключение Предстоятель Русской Православной Церкви.