В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.
На днях был у меня из Кривина священник Николай Екатерининский[1] и просился в заведующие псаломщическими курсами. Простое и нотное пение он понимает, но, разумеется, руководить им не сможет. Человек он трудящийся и во всех отношениях исправный. Я ему пока отказал, так как де нам нужен заведующий и певец. Но полагаю, что придется таки отказаться от такого соединения и искать отдельного учителя пения. Да заведующему и авторитетнее быть на главных духовных предметах преподавания. Не знаю, имели ли Вы разговор с отцом Сергеевым, и чем порешили это дело. Недавно я отчитывал курсистов: ни петь, ни читать, ни порядка, одно смущение с ними в церкви, народ совсем отстал от крестовой ради них. Я им сказал, что в оставшиеся месяцы должны все наквитать, иначе на экзаменах произведем радикальную чистку и даже до половины исключим, как не нужных на дело. Теперь подтянулись значительно.
Был у меня из Тиховской общины священник Виктор Осипович. Он ездил к Вам проситься в Любунь, но Вы еще не возвратились из Москвы. Думается, следовало бы его перевести в Любунь: чтобы снова не рассорились с начальницей, чтобы в Любуни он наладил дело трезвости со свойственной ему энергией, и чтобы вообще он развернулся в своей деятельности единоличной. Грузинский причт спит или даже пьет, как Ребовский. А народ там фабричный, и можно всего ждать. Пусть там будет деятельный священник хоть один. Впрочем, не мое дело.
Был Иверский архимандрит Иосиф. Он мне говорил, что получил из Новгорода телеграмму: «прибыть Новгород на 20 февраля. Архиепископ Арсений». Я советовал ему доложить о сем Вам, ибо шантажисты могут Вашим именем шантажировать и в более важных делах. По справке, обещал сделать это. Это непременно следует выяснить.
Вы утвердили журнал Мисс[ионерского] Совета о ревизии Вяжищ. Не следует ли вставить еще ревизором отца Константина Яковцевского. Он опытный ревизор. А там нужно все выковырять, чтобы иметь возможность потом избавиться кой от кого. Если разрешите, то я вошел бы к Вам с рапортом, помимо Совета.
О священнике Никишине я согласился с Консисторией, а потом и раздумал. Все-таки он пьяница и бийца. Не слишком ли снисходительно осудили его, да еще на прежнее место возвращают.
Если разрешите, то на следующей неделе устрою соединенное собрание Совета Братства и Миссионерского, чтобы заодно заслушать миссионерский отчет, а не собираться особо. Полагал бы, для оживления дела Братства, общее братское собрание устроить бы в Фомино воскресенье с речью хоть отца Николая Чепурина и с певчими в Вашем зале, с приглашением публики. Обычное же в тот день собрание Палестинского Общества лучше бы устроить в Вербное воскресенье после обедни. Как распорядитесь о сем.
Вчера было общее собрание Софийского Общества трудовой помощи. Нам Расторгуев пожертвовал землю для построения мастерских и приюта Общества. С Божией помощью, помаленьку будем готовиться к тому. К сожалению, на собрании весьма мало было отцов. Весьма прискорбно. А придет время будут каяться, выпустивши дело из своих рук, дело налаженное и развивающееся. Вон сектанты опять заняли обширное помещение, назначают опять Иванова сюда наставником, а этот опытен в деле. Опять засуетятся отцы, да не было бы поздно. Впрочем, угодники пока были за нас, и мы с Божией помощью выкуривали удачно сектантов. А на Любани Фетлер шумные собрания устраивает по воскресеньям. Был там и Суворов, гулявший потом под ручку с Фетлером. Приятели. Отцы же тамошние молчат, как воды в рот набрали. Я поручил отцу Николаю Чепурину справиться, доложить мне, а я Вам, чтобы таких намеников палицей ударить, чтобы дело делали вместо взаимной грызни да пьянства.
Пока простите и благословите грешного епископа Андроника.
г. Новгород, 24 февраля 1912 года
[1] Екатерининский Николай, священник новгородского Софийского кафедрального собора. — Прим. сост.
|