Согласно преп. Анастасию этот момент настает при одеянии прародителей в кожаные ризы. Само Слово еще не воплотилось, но в Превечном Совете уже существует план спасения падшего человека посредством Боговоплощения. И, одеянный в дебелую, но богодарованную плоть, Адам прообразовательно символизирует Господа нашего Иисуса Христа, воспринявшего вместе с этой дебелой плотью все человеческое естество.
Итак, несмотря на то, что Адам был облачен в кожаные ризы нашей смертной дебелой плоти после своего грехопадения, эта плоть создана Богом. Это дает основание преп. Анастасию отвергнуть учение манихеев о благом и злом богах:
Затем возникли мифы манихеев, ниспровергающие это [Слово Откровения] и говорящие о двух началах и двух противоположных богах: благом и злом. [Согласно их учению], один [бог], как благой, есть творец нетелесной души нашей, а другой — [бог] злой — есть создатель тела нашего. Опять же [бог] благой является создателем света, а [бог] злой — творцом тьмы; благой бог обрел свое отпечатление в древе жизни, а древо познания [добра и зла] есть отпечатление злого бога; благой бог создал бессмертного и нетленного человека, а бог злой облачил его в кожаные ризы и смертную дебелость этой плоти, соделав человека тленным. Таким образом, злой бог является создателем плотского рождения всего нашего человечества и творцом смертного [человека] (II, 3, 2).
Эти еретические рассуждения противоречат всему ходу Домостроительства нашего спасения — созданию человека по образу Божию, изгнанию его из рая после преступления заповеди, дабы не дать греху развиться в вечной жизни, приходу в наш мир Спасителя:
Такова вздорная болтовня манихеев. Церковь же Христова держится вдали от подобных [басен]; она внимает [глаголам Священного Писания, утверждающим], что человек создан по образу Божию; что после преступления [заповеди] он вновь услышал от Бога: вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3, 22); что, словно нежно любящим отцом, он был облачен Богом в [кожаные] ризы, заботливо приготовленные Им как покров [для души]; что Адам произвел потомство, согласно благословению Божиему, гласящему: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28); что [Бог] предназначил его быть отцом всему миру; что естество его, восшедшее на престол херувимский, прославляется всем ангельским воинством, поклоняющимся ему. И Церковь, взирая на такого рода блага, которыми обладал Адам после своего преступления, не дерзает говорить, будто некий злой [бог] является причиной и дарователем столь великих благ наших. Наоборот, [она утверждает], что некие таинства, божественные и неизреченные домостроительства были предотпечатлены и в раю, и в плоде, и в [кожаных] ризах, и в древе, и в наготе [Адама], и во сне, и в исступлении [его], и в приражении [греховного помысла первым людям], в изгнании [их из рая], и в самих наименованиях, и в наружном виде [Адама и Евы], и во всем, что [повествуется] там — все это обращает взор наш к Воплощению Христа и предызображает Его (II, 3, 3).
Преп. Анастасий оригинально толкует еще один эпизод Священного Писания — наречение имен животных:
Стало быть, человек явно и несомненно был сотворен по образу и по подобию Христа — второго Адама. Поэтому к Нему, я имею в виду Христа, Бог привел всех зверей [разных] видов, чтобы видеть, как Он назовет их (Быт. 2, 19); и Тот назвал их скотами, овцами, волками, козлятами, лисами, змеями, собаками, голубями, птицами небесными и орлами (II, 4, 6).
Примечательно, что эти слова Священного Писания преп. Анастасий соотносит со Христом, вторым Адамом, в Котором, как в Богочеловеке, царственное и владычественное положение человека выразилось в предельно ясном виде.
Из «Путеводителя» мы можем почерпнуть, что имя выражает сущность предмета, вернее, действие, проявляющее сущность.[1] Но так как преп. Анастасий рассуждает по-гречески, то в русском переводе имена животных и других предметов не всегда соответствуют, как в оригинале, естественным действиям. Можно привести лишь несколько предметов, в которых есть это соответствие. Так, растение называется «растением» от глагола «расти», выражающего основное природное действие, а душа так названа от слова «дышать». Это относится и к одному из имен Господа нашего Иисуса Христа:
Себя же Самого Он назвал «Пастырем добрым, полагающим душу свою за овец» (см. Ин. 10, 11) (II, 4, 6), ибо Христос пасет Своих овец — чад Божиих, членов Его Церкви.