Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Он хотел быть только в Церкви»

Ко дню памяти. Беседа с профессором А.К. Светозарским о митрополите Вениамине (Федченкове)

Митрополит Вениамин
Митрополит Вениамин
– Алексей Константинович, в силу каких обстоятельств вы стали заниматься личностью и трудами митрополита Вениамина (Федченкова)?

– Так получилось, что я, собирая материалы для одного издания, поехал в Псково-Печерский монастырь, где мне неожиданно предложили заняться личностью и трудами митрополита Вениамина (Федченкова), который был мне почти неизвестен. Я видел только его публикацию в несколько адаптированном варианте в сборнике «Надежда христианская» – он издавался за рубежом. Это были фрагменты из книги владыки «Божии люди». Надо сказать, что мне предложили заниматься данной темой с тем, чтобы я оставил свои прежние исследовательские интересы. И я неохотно согласился… Один из участников тогдашней беседы ныне здравствует, а другой – почивший в Бозе схиархимандрит Анастасий (Попов; † 2005). Именно по их благословению я с 1990 года занимаюсь наследием владыки Вениамина. За это время удалось подготовить несколько публикаций – в том числе и воспоминания о годах учебы в духовной школе на рубеже XIX-XX вв., автобиографическую работу, которую митрополит Вениамин посвятил памяти своих родителей.

– Скажите, в каких учебных заведениях учился будущий владыка Вениамин? Что это было за время? Каково было тогда положение духовных учебных заведений?

– Иван (таково мирское имя митрополита Вениамина) учился как выходец из духовного сословия сначала в духовном училище в Кирсанове (тогда в каждом уезде полагалось духовное училище). Затем он поступил в Тамбовскую духовную семинарию, откуда как лучший ученик был зачислен в Петербургскую духовную академию. По поводу трудностей, которые тогда переживала духовная школа, нужно так сказать: люди в то время учились в тех заведениях, которые «соответствовали» их происхождению. Это стало неоднозначным следствием знаменитого указа о «кухаркиных детях». И вот поповичи должны были поступать в духовную школу. И поэтому, по свидетельству владыки, только 10 процентов ее выпускников шли на служение, причем многие – по сословной инерции. Причина столь драматичного положения кроется не столько в уровне духовного образования, сколько в церковной жизни конца XIX – начала XX вв. Митрополит Вениамин выражает это чрезвычайно безапелляционно: мы не горели. При отсутствии духовного горения предъявлять претензии к внешнему и внутреннему устройству богословского образования не совсем верно. И все это будущий архиерей хорошо понимал.

– В книге «О вере, неверии и сомнении» мы читаем о том, что русское общество на рубеже XIX-XX столетий было больно «критическими» болезнями, влияние которых испытал и будущий владыка. Почему, по-вашему, он все же не пошел по революционному бурсацкому пути?

– Знаете, его критический подход к реалиям того времени не стоит преувеличивать. Скорее это можно считать своего рода ретроспективным переосмыслением, которые ему как человеку, постоянно размышляющему и ищущему, были свойственны. Вместе с тем по политическим взглядам он всегда оставался монархистом, чуждым иным социально-общественным влияниям.

– Сталкивался ли владыка с какими-нибудь другими проблемами социального и духовного характера? Как он их преодолевал?

– Он был юношей из традиционной среды, всегда учился хорошо, потому, что у него был стимул. Он должен был быть лучшим студентом, чтобы быть освобожденным от оплаты. Ведь он не был поповичем в полном смысле слова: отец у него – из крестьянского сословия, а вот мать – дочка диакона. И она настояла, чтобы дети пошли по духовной стезе, и все мальчики, несмотря на многие житейские невзгоды, на нужду, которую терпела семья, получили богословское образование. Нужно подчеркнуть: он никогда не относился к духовным школам как к сословным учебным заведениям.

– А как учился Иван Федченков?

– Скажу еще раз: он был хорошим студентом. В духовной академии он входил в круг архиепископа Феофана (Быстрова) и стал участником аскетического златоустовского кружка. Там объединялись молодые люди, склонные к монашеству, аскезе. Со своими единомышленниками он много и плодотворно изучал святых отцов. Значимыми для него оказались и две встречи с отцом Иоанном Кронштадтским. А свое обучение в академии он, как известно, начинает с паломничества на Валаам, где общался со старцами, в том числе и с теми, которые впоследствии подвизались в Оптиной Пустыни. Он состоял в переписке с преподобным Нектарием Оптинским, знал он старца Исидора из Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре.

Какие известные исторические деятели учились одновременно с будущим митрополитом?

– Это прежде всего Серафим (Соболев), будущий архиепископ. Учился с ними и Владимир Красницкий, ставший обновленческим протоиереем, очень агрессивным. Среди их однокашников был и Константин Гринев – единственный советский писатель с высшим духовным образованием, автор пьесы «Любовь Яровая». Есть у него и повесть «Владыко», где он в карикатурном виде вывел архиепископа Феофана (Быстрова).

– Как Иван Федченков пришел к пастырскому служению? Что способствовало его решению принять постриг?

– Он очень долго шел к принятию пострига, много думал, колебался. Вначале он мечтал о женатом священстве. Конечно, на принятие пострига во многом повлияло общение с владыкой Феофаном. В «Божиих людях» митрополит Вениамин говорит и о том, что монашество ему предсказали старцы – например, валаамский старец Никита. У Ивана было стремление к подвижнической жизни, не характерное для большинства студентов столичной академии. Он отмечает, что его товарищи удовлетворяли в церковной и духовной жизни свое естественное любопытство в области достопримечательностей. Так, все хотели посмотреть, как служит отец Иоанн Кронштадтский. А у него был живой интерес, потому что он человек внутренне целомудренный и сдержанный, чуткий к любой фальши. Ведь благочестивые люди очень тонко все чувствуют. В его рассказе «На Пасху» об этом говорится: герои пришли на роскошное разговение после Пасхальной Литургии, а затем запели мирские песни – и сразу все потемнело, благодать отошла…

Сохранились ли свидетельства о служении владыки Вениамина в качестве инспектора и ректора духовных семинарий в дореволюционной России?

– Он строил новые храмы и старался… образумить семинаристов. Они ходили на патриотические демонстрации, все с утра читали газеты, пели «Боже, царя храни». Как ректор он заботился об элементарных вещах, а его воспитанникам зачастую казалось, что он попирает их права. Они и стекла били, и кошачьи концерты устраивали… Многие говорили ему, что вальяжное курение семинаристов в спальнях – это мелочи. Вот так!

А какую память он оставил после себя как преподаватель Свято-Сергиевского института в Париже?

– Там все непросто.Известно, что митрополит Евлогий (Георгиевский) был очень критично настроен по отношению к владыке Вениамину. Но отмечал, что благодаря инспектору епископу Вениамину институт приобрел характер полумонашеского учебного заведения, со своим особенным уставом. Это и трапеза, подрясники, и, конечно, это подготовка к пастырскому служению. И его парижские ученики – епископ Феодор (Текучев), архимандрит Стефан (Светозаров) – верно следовали за ним всю жизнь. Весьма показательны воспоминания митрополита Антония (Блума), в которых он рассказывает, почему выбрал для служения Московскую Патриархию. Он пришел на квартиру к епископу Вениамину в Париже (тогда митрополит Евлогий уже был в Константинопольской юрисдикции). Он увидел квартирку, где люди спали кто на полу, кто на столе, кто на кровати, а на входе у коврика – сам владыка. И тогда будущий митрополит Антоний твердо решил: это самая правильная юрисдикция. И принадлежал всегда только к Московской Патриархии, несмотря на все искушения, имевшиеся в эмигрантской среде.

Какие уроки из семинарской и академической жизни владыки Вениамина может почерпнуть для себя современный воспитанник духовной школы?

– Здесь надо отметить, что для подавляющего большинства нынешних семинаристов и академистов их выбор является личным, свободным, а не вынужденным и сословно обусловленным. Поначалу у Ивана была одна задача – получить хорошее образование. Но ему нравилось учиться, он тянулся к знаниям, а самое важное – он хотел быть только в Церкви. Вот это и есть, наверное, самый главный урок для нынешних воспитанников духовных школ.

Рейтинг: 6.4 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сердцем веруется в правду» «Сердцем веруется в правду»
Жизнь и книги митрополита Вениамина (Федченкова)
«Сердцем веруется в правду» «Сердцем веруется в правду».
Жизнь и книги митрополита Вениамина (Федченкова)

Наталья Горенок
Если попытаться рассказать о митрополите Вениамине (Федченкове) очень коротко, в нескольких словах, придется использовать для этого определения в превосходной степени: один из самых высокообразованных архипастырей своего времени, выдающийся деятель русского зарубежья, талантливый духовный писатель, великий угодник Божий, в отношении которого начат процесс канонизации. Но все эти определения высокопарны, а в словах, книгах самого Владыки нет даже следа высокопарности. Наоборот: когда читаешь его воспоминания, заметки о богослужении, о людях, ощущение какой-то светлой простоты, струящегося со страниц душевного тепла наполняет сердце...
Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Советском Союзе (1948-1961 гг.) Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Советском Союзе (1948-1961 гг.)
Архимандрит Алипий, наместник Псково-Печерской обители, писал о митрополите Вениамине: «В последнее время его жизни — сплошное покаяние. Как ни придешь его навестить, он все на кровати плачет, слезы так и бегут... Больше всего помнится: старец, белый, как снег, и слезно кается, как последний грешник... А ведь жизнь-то почти святую прожил. И вот пред Господом так о грехах скорбел... Последнее время говорить не мог: молчит — и все плачет...»
Комментарии
Вячеслав 5 октября 2012, 11:34
Очень интересны размышления владыки Вениамина о Литургии, двунадесятых праздниках, а также его мемуары "На рубеже двух эпох". Многое уже опубликовано. Насколько я знаю, Псково-Печерский монастырь, где владыка проводил последние годы жизни на покое, собирает материалы для его канонизации. Владыка вел очень внимательную внутреннюю жизнь и оставил драгоценные для нас записи как о своих переживаниях, так и о церковно-государственном быте прошлых времен. Мне кажется, это был очень светлый, в чем-то по-детски наивный человек, с пасхальным мироощущением.
Андрей Ъ 4 октября 2012, 23:14
Спаси Господи за интересное интервью. Теперь постараюсь познакомиться с трудами митрополита Вениамина.
Stanislav 4 октября 2012, 22:33
Книга владыки "О вере, неверии и сомнении" - это просто чудо! Всем советую, не оторваться!
Наталья 4 октября 2012, 15:20
Спасибо за толковое интервью. Опечатка в статье: вместо "пасторскому" - "пастырскому".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

15 лет возрождения монашеской жизни в московском Сретенском монастыре.
10 лет Сретенской духовной семинарии
Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×