«В Американской Церкви есть Предстоятель, который молитвенно объединяет всех нас»

Беседа с архимандритом Закхеем (Вудом), представителем Американской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 335 x 500 px. Размер файла 188960 b.
 Архимандрит Закхей (Вуд)
Архимандрит Закхей (Вуд)
– 25 апреля в Москву прибывает Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона. Отец Закхей, не могли бы вы рассказать, какие вопросы будут обсуждаться на встрече Митрополита Ионы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом? И какова программа пребывания Его Блаженства в России?

– Я начну с ответа на вопрос о программе визита, потому что на него мне гораздо проще ответить.

Блаженнейший Митрополит Иона прилетает в Москву в субботу, 25 апреля. В аэропорту его будет встречать новоназначенный глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви архиепископ Волоколамский Иларион. Сопровождать Предстоятеля Американской Церкви в течение всего его визита будет епископ Дмитровский Александр.

Из аэропорта мы постараемся успеть к крестному ходу, который состоится в нашем Екатерининском храме на Всполье, чтобы Блаженнейший Иона сразу после прибытия в Москву посетил подворье Американской Церкви в Москве. Мы надеемся, что он возглавит последний на Светлой седмице пасхальный крестный ход.

Вечером Митрополит Иона будет молиться в Даниловом монастыре.

В воскресение, 26 апреля, в неделю апостола Фомы, Митрополит Иона и Святейший Патриарх Кирилл совершат совместное богослужение в храме Христа Спасителя.

После этого состоится очень важное для Американской Православной Церкви событие: Блаженнейший Митрополит будет служить молебен перед мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, которого мы называем апостолом Америки.

На понедельник, 27 апреля, запланированы посещение Троице-Сергиевской лавры и встреча с послом США в России.

На следующий день состоится встреча Митрополита Ионы с Патриархом Кириллом, на которой будут обсуждаться вопросы, касающиеся в том числе и проблемы православного единства на Американском континенте, перспективы укрепления отношений между Американской и Русской Православными Церквями. Митрополит Иона недавно избран Главой Православной Церкви в Америке, и Святейший Патриарх Кирилл недавно стал Главой Русской Православной Церкви, и это будет первая встреча между двумя предстоятелями. Мы уверены, что, по милости Божией, она будет очень плодотворной и важной для обеих Церквей.

Потом Блаженнейший Иона отправится с паломническим визитом на Валаам. Валаам для него своего рода духовный дом, поскольку до монашеского пострига Блаженнейший, тогда еще мирянин, почти год жил на Валааме. И он считает себя послушником Валаамского монастыря. Для него это будет как возвращение домой. Но теперь уже не в чине послушника, а в качестве Предстоятеля Церкви.

Но с Валаамом связаны и истоки Православной Церкви в Америке. Первыми проповедниками Православия на Американском континенте были монахи Валаамского монастыря – преподобный Герман, священномученик Ювеналий и другие. Валаам был духовной школой для преподобного Германа Аляскинского. Вот поэтому и для Митрополита Ионы, и для всех нас эта поездка должна стать очень важной в духовном плане. Это будет возвращение к нашим истокам.

Затем Митрополит Иона возвратится в Москву и 2 мая будет служить у нас на подворье, в Екатерининском храме. Для нас это огромный источник духовной радости, и мы благодарим Господа за это.

В этот же день пройдут юбилейные Иннокентиевские чтения, которые организовали совместно Православная Церковь в Америке и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Чтения будут проходить в здании университета на Пятницкой улице. Вечером там же состоится всенощное бдение, а в воскресение, 3 мая, в неделю жен-мироносиц, будет второе в ходе этого визита сослужение со Святейшим Патриархом Кириллом – в Успенском соборе Московского Кремля.

В понедельник, 4 мая, Блаженнейший Иона уже отбывает из Москвы обратно домой, в Америку.

Что же касается того, какие вопросы будут обсуждаться во время этого визита Митрополитом Ионой и Патриархом Кириллом, то заранее говорить об этом, конечно, сложно. Дух Божий будет вдохновлять возглавителей двух Церквей во время их беседы. Конечно, будут взаимные поздравления и приветствия, поскольку оба они новоизбранные предстоятели. Такая формальная часть должна иметь место. А потом, я думаю, они могут даже и уединиться для приватного обсуждения разных вопросов, отойти от официальной обстановки. Потому что очень важно, когда главы Церквей, как обычные православные люди, дружат друг с другом. И мы очень уповаем на то, что между Святейшим Патриархом Кириллом и Блаженнейшим Митрополитом Ионой установятся теплые отношения.

– Что, с вашей точки зрения, изменилось в жизни Православной Церкви в Америке с избранием нового Предстоятеля?

– Уже, к сожалению, не секрет, что последние годы для Американской Православной Церкви были тяжелым периодом. Это связано с рядом финансовых скандалов, которые очень тяжело переживались всеми нами, верными чадами Церкви. К тому времени, когда встал вопрос об избрании нового Предстоятеля, все члены Церкви, все делегаты, собравшиеся на Всеамериканский Собор, были чрезвычайно утомлены этими скандалами. Не хотелось больше никаких напоминаний, никаких намеков на эти события, уж слишком все это было тяжело.

Владыка Иона, тогда епископ, был новым человеком в церковной иерархии, который никаким образом не был связан с теми скандалами и проблемами. Он стал свежим дыханием в жизни нашей Церкви. Конечно, мы все были поражены: как это может быть, что человек, которого мы так мало знаем, избран Предстоятелем Церкви. Но мы уверены, что это было от Святого Духа, потому что только Господь может вдохновить людей выбрать Главу Автокефальной Церкви.

Но мы уже видим, что началась новая эпоха в жизни Американской Православной Церкви. И воспринимаем это с огромным энтузиазмом. Митрополит Иона сумел объединить под своим омофором очень разных людей, а это требует огромной мудрости и молитвенной силы. Я уверен, что все это произошло благодаря его монашеской закваске. Он искренний, настоящий монах. Мы благодарим Господа, что сейчас в Американской Церкви есть такой Предстоятель, который молитвенно объединяет всех нас. Это самое главное изменение в жизни нашей Церкви.

Раньше мы выбирали человека, который может быть хорошим администратором, иметь соответствующий иерархический опыт. А Митрополит Иона до выборов был архиереем всего лишь одиннадцать дней, опыта у него не было, но опыт приходит со временем. Зато вера, искренность, любовь к Церкви и желание, чтобы в Церкви было лучше, – все это у него есть. И мы очень рады, что можем поделиться всем этим с Русской Православной Церковью во время пребывания Митрополита Ионы в России.

– Многие православные средства массовой информации пишут о проекте создания единой Православной Церкви на территории США. Как бы вы могли прокомментировать эту точку зрения.

– Это вопрос очень сложный. Уже существует Поместная Православная Церковь на Американском континенте – это Православная Церковь в Америке. Это факт, который стал реальностью в 1970 году, когда Московский Патриархат Патриаршим томосом даровал Американской Церкви автокефалию. Это реальность, не подлежащая сомнению. Но мы также понимаем, что есть Поместные Православные Церкви, которые не признают нашу автокефалию, например Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский Патриархаты.

Нет никаких вопросов о каноническом статусе. Все готовы с нами сослужить и принимать таинства. Но остается вопросом автокефальный статус. Это очень сложно решить. Но мы уже существуем около 40 лет и знаем, что, несмотря на такие, порой обусловленные политическими факторами, проблемы, Церковь развивается. Люди приходят к нам из разных вероисповедований. У нас сейчас очень много новообращенных. Сейчас среди членов Синода Православной Церкви в Америке нет архиереев, которые бы родились в православной семье. В этом тоже наше своеобразие. И сам владыка Иона тоже сначала был крещен в Епископальной Церкви.

Я думаю, что когда-нибудь в Америке будет одна Церковь, но это процесс очень сложный и долгий. Если бы это получилось просто так, быстро, мы, может быть, и не ценили бы это.

Мы знаем, многие хотят, чтобы в Америке была одна Церковь. Восточные патриархи беспокоятся об окормлении паствы, живущей на Американском континенте. Поэтому мы должны не осуждать их, а стараться вместе с ними обсуждать этот вопрос и постепенно приближаться к его решению. А когда и как это произойдет, мы не можем сейчас даже и предполагать.

Я надеюсь, что во время своей беседы Митрополит Иона и Патриарх Кирилл будут обсуждать какие-то варианты нормализации этой ситуации. Мы знаем: где единство – там и Дух Божий, а где разногласие – там совсем другое. И мы уповаем на милость Божию и каждую литургию всегда молимся о единении Церквей. Единство – это наша главная цель.

– Американская Православная Церковь с великим благоговением относится к памяти двух миссионеров, пришедших из России на американскую землю, – святителя Тихона, Патриарха Московского, и святителя Иннокентия, митрополита Московского. Расскажите, пожалуйста, что делается для того, чтобы сохранить традиции миссионерства в Американской Православной Церкви? Каковы направления миссионерской работы в вашей Церкви сегодня?

– Мы очень чтим память и святителя Тихона, и святителя Иннокентия, называем их просветителями и апостолами Америки, поэтому именно в честь святителя Иннокентия и будут проходить в Москве соответствующие чтения. Они для нас примеры. Ведь и идея автокефалии, идея создания одной Поместной Церкви на Американском континенте – это идея святителя Тихона. Он сам рукоположил одного арабского архиерея, чтобы тот окормлял арабскую паству в Америке, он рукополагал и сербских архиереев для окормления сербской диаспоры. Святитель Тихон считал, что должна быть одна Церковь, которая объединяла бы людей разных национальностей: сербов, русских, украинцев, карпатороссов, греков, арабов…

Святитель Тихон – отец Православной Церкви в Америке. Он был очень мудрый пастырь, он нашел золотую середину, как, сохраняя богатство православных традиций, перевести их на понятный американцам язык. И он это сумел сделать.

А святитель Иннокентий был великий миссионер. Благодаря его трудам жители Аляски стали православными, и Православие для них стало коренной религией.

В Американской Церкви у каждого священника есть огромное желание миссионерствовать. Здесь, в России, православных – большинство, и почти каждый человек знает, что такое Православие, поэтому не требуется подробного объяснения сути Православия, его традиций, но даже и в России сегодня есть необходимость в миссионерстве. Что уж говорить об Америке, где православных – меньшинство.

Но миссионерство для нас и огромная ответственность. Мы должны сами больше знать о нашей вере, чтобы говорить о ней людям, которые ничего не знают о Православии. Поэтому каждый православный человек в Америке должен в какой-то степени стать миссионером, даже чтобы просто объяснить соседу основы православного вероучения. Миссионерские задачи очень актуальны для нас.

– Говорят, что сейчас в Америке большое число людей обращаются в Православие.

– Вы знаете, сейчас западное христианство меняется, и я бы не сказал, что к лучшему. Сейчас к моральным вопросам, к вопросам нравственности отношение совершенно иное, чем было раньше. Церкви, как и общество, меняются. Уже нельзя обсуждать гомосексуальный вопрос, нельзя заявить, что это неправильно. Усиленно говорят и о возможности женского священства.

Но многие не хотят и не могут смиряться с этим, не могут понять, почему их Церковь меняется на глазах. И они ищут Церковь, которая не менялась с апостольских времен. А такая Церковь – Православная, она единственная остается неизменной с апостольских времен. И много таких ищущих приходит к нам, в Американскую Православную Церковь. Потому что с нами легче общаться, поскольку служба, в основном, везде на английском языке. И для обычного американца она более понятна. У греков служба часто бывает на греческом языке, у сербов – на сербском, в Русской Зарубежной Церкви – на церковнославянском. Человеку, ищущему знание о Православии, легче всего его найти именно в наших приходах. И служба на английском языке – это тоже своего рода миссионерская деятельность.

– Всем известна фраза Ф.М. Достоевского «красота спасет мир». Известны и удачные опыты миссионерства посредством искусства: организация выставок икон, лекции о русской иконописи, отражающей религиозное сознание русского народа, беседы о русской литературе, религиозной философии. Большой интерес вызывает и музыкальное искусство, выступление православных хоров. Как вы думаете, что на американской почве из этих видов проповеди через искусство могло бы получить наибольший успех, наибольшее признание?

– Конечно, выставки православных икон очень важны для миссионерских целей, потому что иконы – это богословие в красках. Люди приходят и уже видят и чувствуют эту благодать Божию, изливаемую через иконы, как древние, так и современные. А когда древние иконы соседствуют с современными – то в этом ощущается связь поколений, связь времен. И это тоже очень важно для тех людей, которые ищут постоянства, ищут связи с древним, первоначальным христианством. В нашем современном мире не хватает стабильности и того постоянства, которые есть именно в Православной Церкви. Эти связи очень важны для людей, они видят: кардинально ничего не меняется в Православной Церкви.

Конечно, и песнопения очень важны. Это тоже красота, это тоже наше богатство. Выступления хоров – это, без сомнения, прекрасно, и я вижу, что церковное пение, возвращение к народной традиции всегда привлекает большое внимание к Православию. Помню, когда ваш Сретенский хор посетил Американский континент, был такой огромный взлет интереса к русской музыкальной церковной традиции. Если бы выступления хора были совмещены с выставками икон, других предметов церковного искусства, то, мне кажется, впечатление было бы еще глубже – православная культура была бы представлена в большем многообразии и полноте.

Беседовал иеромонах Павел (Щербачев)

23 апреля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Александр24 апреля 2009, 22:33
Американская Православная Церковь откололась от Зарубежной Церкви в 1947 году. Она не является, и не может являться, "Поместной Православной Церковью" в Америке, и не одна православная церковь не признает ее как таковою де-факто, даже Русская, ибо Русская Церковь продолжает содержать свои приходы в Америке, как непосредственно патриаршие, так и синодальные.

И действительно, как может АПЦ претендовать на какой-то статус "Поместной" церкви, если ее паства - меньше 1% населения США и около 20% православных верующих США? Абсурд.

Действительное создание единства православных верующих в Америке может только состояться путем воссоединения их в составе Русской Православной Церкви, на чей канонической территории США и находятся. Автокефалия АПЦ, выданная под давлением Большевиков в 1970 г., должна быть аннулирована а структуры АПЦ - ликвидированы, ибо автокефалия является реальным препятствием диалогу - ни греки, ни антиохийцы, которых в Америке большинство, не вступят на процесс диалога пока АПЦ не возвратится в состав Русской Православной Церкви. Пора признать, что дарование автокефалии небольшой группе епископов (униатов, перешедших в Православие, и теперь утверждающих, что они представляют полноту "американского православия") было ошибкой.
Илья24 апреля 2009, 18:03
Благодарю за интервью - дай Бог митрополиту Ионе и отцу Закхею многая и благоденственная лета! Избрание владыки Ионы на предстоятельскую кафедру наполнило душу надеждой и радостью, осветило жизнь Православной Церкви на Американской земле. Духовные люди, люди Божьи и есть те, вокруг которых объединяется и лечится народ Божий. Думаю что это самое нужное и в Америке и везде.

Небольшая неточность в статье: среди архиереев Православной Церкви в Америке все же есть пастыри родившиеся в православных семьях, хотя их всего трое. Они тоже отражают важную сторону жизни Американской Церкви - ее способность вбирать в себя общины разных исконно-православных народов. Так, владыка Чикагский Иов - из семьи с русскими корнями, владыка Бостонский Никон - с албанскими, а викарный епископ Ириней - румын.
И. Максим24 апреля 2009, 10:52
Спасибо за своевременное и полезное интервью!
Анна24 апреля 2009, 10:40
Очень важная статья! Спасибо!!! Она служит укреплению наших Церквей в едином духе!!!
новоначальный Василий24 апреля 2009, 01:20
Интересное интервью. Удивил момент,нельзя обсуждать гомосексуальный вопрос. Но это же прямое попрание морали, ценностей общечеловеческих! Спаси Господи всех Православных от подобного.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×