Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

К 10-летию Сретенской духовной школы.
«Наше богослужение надо любить, чтить и хранить»

Беседа с диаконом Павлом Бобровым, преподавателем литургики Сретенской духовной семинарии

Павел Бобров. Фотография до рукоположения
Павел Бобров. Фотография до рукоположения
– Отец Павел, расскажите, пожалуйста, о ваших студенческих годах в Московских духовных школах.

– Наверное, прежде чем говорить об учебе в Московских духовных школах, несколько слов надо сказать о том, что мое решение поступить в семинарию было личным и осознанным, и принял я его в 14 лет. Никто, конечно, в семье против не был, но родители убеждали меня закончить сначала какой-нибудь светский вуз. Но в итоге мама сама поехала в семинарию и переписала все условия поступления. И после школы, когда мне было 16 лет, я отправил необходимые документы. Но, приехав… в семинарию, я обнаружил, что ни одного документа в канцелярии нет – все они куда-то пропали. Кроме того, мне сказали, что они бы мне и не понадобились, поскольку мне не исполнилось 18 лет. Тогда руководство Московской семинарии считало, что абитуриенты должны были достичь именно этого возраста. Но каким-то чудесным образом документы все-таки нашлись и были приняты – по прошению, на котором стояла резолюция почившего ныне Святейшего Патриарха Алексия. И я сдал вступительные экзамены и стал семинаристом.

Не могу сказать, что литургика с первых моих учебных дней была для меня любимым предметом, – тогда меня очень интересовали другие дисциплины: история Церкви, Священное Писание Нового Завета. Хотя, конечно, литургике мы с друзьями-одноклассниками уделяли много времени, потому что хотелось вместе разобраться в службах, научиться их составлять. Уже в первом классе я был уставщиком хора – на время (ровно месяц), когда курс поет на каникулах свои выпускные службы. А с начала третьего класса я нес послушание уставщика семинарского хора, регентом которого был отец Амвросий (Ермаков), ставший позже проректором Сретенской духовной семинарии (ныне епископ Гдовский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ).

– А кто у вас преподавал литургику?

На первом и на четвертом курсах преподавал отец Василий Воронцов, на втором – отец Сергий Маратканов, на третьем – отец Тихон (Зайцев), который тогда был благочинным Покровского храма и с которым у меня сложились дружеские отношения. Потом он нес послушание начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, а на последнем заседании Священного Синода назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии с возведением в сан епископа Подольского.

Потом в академии на первом курсе у нас преподавал литургику легендарный отец Матфей (Мормыль), на втором – Алексей Мстиславович Пентковский, а на третьем – отец Сергий Правдолюбов. К периоду, с которым он нас блестяще знакомил, и относится тема моей кандидатской диссертации – «Литургическая тематика Богослужебного отдела Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов». С этой темой связано много перипетий, поскольку она была формально закреплена за одним иеромонахом, который нес послушание… в Панаме.

– Отец Павел, когда вы стали преподавателем Сретенской духовной школы?

– В 2001 году, когда я закончил второй курс академии, иеромонах Амвросий предложил мне преподавать литургику в третьем классе Сретенского духовного училища (таков был тогда статус Сретенской школы). Я пришел в сентябре читать семинарскую программу третьего курса: двунадесятые праздники, Постная и Цветная Триодь. И понял, что за партами у меня сидят довольно взрослые люди – в основном насельники Сретенского монастыря. Наш первый замечательный набор: отец Иоанн (Лудищев) – нынешний проректор, отец Арсений (Писарев), отец Лука (Ауле), Саша Стародубцев, который у меня впоследствии писал дипломную работу, он был моим первым дипломником…

– Вы получили указ Учебного комитета о распределении в Сретенскую духовную семинарию?

– Да, в 2003 году, как выпускник Московской духовной академии, я был направлен на церковное послушание преподавателем в Сретенскую духовную школу, которая на тот момент была уже семинарией. Благодаря кипучей энергии ректора – архимандрита Тихона (Шевкунова) – удалось набрать коллектив сильных преподавателей, сформировать отличную библиотеку, создать для воспитанников прекрасные бытовые условия.

– Отец Павел, в чем вы видите задачи своего предмета в рамках семинарского курса?

Вы знаете, в любом вузе есть профилирующие предметы. И если говорить, что семинария готовит образованных пастырей для Русской Православной Церкви, то такими фундаментальными дисциплинами, безусловно, нужно считать Священное Писание, догматику и литургику. Поэтому у преподавателя литургики получается сверхответственное послушание – научить совершать богослужение, руководствуясь Уставом с одной стороны и современной богослужебной практикой с другой. Есть такой горький анекдот: в качестве подсказки на вопрос о вечерне семинаристы используют карандаши двух цветов. Когда надо петь стихиры Октоиха – отвечающему показывают красный карандаш, а когда стихиры Минеи – зеленый. Задача преподавателя состоит в том, чтобы студент не по цвету определял, как строится богослужение, какова его композиция и содержание. Научить любить церковную службу – цель непростая…

– Известно, что на своих занятиях вы большое внимание уделяете исторической части литургики. С чем это связано?

– Да, я сознательно уделяю внимание исторической литургике, тому, как в разные периоды формировалось наше богослужение. Я хочу, чтобы студенты не просто запоминали схему, шаблон, а чтобы они понимали внутреннюю и внешнюю литургическую динамику. Убежден, нельзя механически резать скальпелем наше веками складывающееся богослужение – его надо любить, чтить и хранить.

– Какой, по вашему мнению, должна быть преимущественная направленность преподавания в духовных школах: научно-богословской или практической? Каким предметам надо уделять больше времени?

Семинария прежде всего готовит священнослужителей. И, конечно, она должна научить доброте, смирению и послушанию. При этом она закладывает твердые научно-богословские основы, которые пригодятся в пастырской практике. И без знания Священного Писания, святых отцов и богослужения здесь не обойтись. В последнее время много учебного времени – и это неплохо – отводится на преподавание древних и новых языков, философии. Несомненно, будущим пастырям нужна сейчас практическая психология, чтобы священник мог различать душевно и духовно больных людей. Думаю, общая направленность должна определяться актуальными потребностями современной пастырской повседневности.

– Отец Павел, можете ли вы сравнить Сретенскую семинарию с другими учебными заведениями, в которых вы преподаете?

Последние три года я преподаю литургику еще и в Перервинской духовной семинарии. Отличия, безусловно, есть – это объективная вещь. В Сретенской духовной семинарии очень многое делается для разноплановой реализации миссионерских проектов: студенты преподают в воскресной школе, ездят в детские дома, выступают с концертными программами. Для них организуются великолепные паломничества, у семинаристов есть счастливая возможность прикоснуться к величайшим христианским святыням. К тому же руководство Сретенской духовной школы очень бережно относится к жизненному выбору своих воспитанников, всячески содействует рукоположению, не оставляет в сложных житейских ситуациях.

Вы долгое время несли послушание уставщика. Скажите, возможно ли в современных условиях максимально исполнять предписания Типикона. И стоит ли задумываться над созданием единой формы, в рамках которой отправлялось богослужение хотя бы в Московской епархии?

– Этот острый вопрос, как известно, поднимался не раз. Конечно, строгая унификация, как, впрочем, и пестрая вариативность, не всегда приемлема. Нужно понимать, что люди сейчас хотят зайти в любой храм и услышать одну и ту же вечерню – с единой композицией и логикой. А уж количество стихир, тропарей, кафизм для них не принципиально. То есть Устав соблюдается по своей общей структуре, а детали зависят от приходской практики и традиции.

Но и здесь возникают проблемы. Например, в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе, где я служу, около 70 лет не совершались богослужения. Понятно, что традиция прервалась. И вот настоятель – протоиерей Владимир Волгин – дал мне послушание уставщика (тогда я еще не был диаконом). И вскоре мы стали петь полностью утренние хвалитные и вечерние псалмы с припевами, затем, на воскресной утрене, – непорочны с припевами. Причем инициатором выступал не я, а прихожане, многие из которых только пришли в Церковь: они сами прочитали богослужебные указания и заинтересовались этим. Это не намного увеличивает время богослужения, и главное – мы не выдумываем новых решений, а следуем Типикону. Еще могу сказать, что 5 ноября 2008 года в нашем храме по благословению Святейшего Патриарха служилась литургия апостола Иакова. Так постепенно, изнутри, и складывается приходская традиция.

– Отец Павел, какие напутственные слова вы могли бы сказать учащимся Сретенской духовной семинарии в связи с ее десятилетием?

– Я желаю семинаристам Сретенской духовной школы сохранить любовь и уважение к священноначалию, к отцу ректору и ко всем, кто трудится на поприще их воспитания и просвещения.

Беседовал Георгий Битбунов
студент 5-го курса СДС

27 апреля 2009 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий Бобров 9 января 2020, 09:18
Добрый день, с праздником Рождества Христова! Обращаюсь с отцу Павлу по поводу болезни его супруги. Я из Германии. Проживаю в раёне города Dortmund. У нас по всей Германии действует благотворительная организация под названием "Доброе дело" где мы помогаем таким людям как вы и ваша супруга в плане организации и помощи приезжающим в Германию на лечение. Свяжитесь с нами. Для начала мой адрес: bobrowdl@t-online.de
Аарон Брохштул18 мая 2009, 13:53
Отец Павел, как преподаватель очень серьезен, за что его мы очень ценим.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

15 лет возрождения монашеской жизни в московском Сретенском монастыре.
10 лет Сретенской духовной семинарии
Другие материалы сюжета:
Георгий Битбунов

Новые материалы

Выбор читателей

×