В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.
По-видимому митрополит Питирим[1] и Раев[2] сами себе подставили ножку, подведя Государя со спешным и смешным назначением второго товарища, что пришлось еще поспешнее исправлять увольнением первого. Полагаю, посему неожиданно назначен состав зимнего Синода. Состав солидный. Если бы всем архиепископам столковаться против неудержимого реформаторского зуда крикунов шумливых, то Синод мог бы заговорить серьезным языком, чтобы прислушались наконец и к его голосу после того игнорирования его доселе. Велика была бы заслуга архиепископов. Желаю Вам такого успеха для блага Церкви. Поставьте вопрос и настойте, чтобы архиереи не смели на соблазн православных и в угоду жидовскому либеральному кагалу затевать канонические реформы без разрешения церковной власти; чтобы был суд на истинно «кощунственные» их словоизвержения о разных предметах веры, соблазн большой и от сих словоизвержений, и от безнаказанности за них: куда же прибегать метущимся православным? Чтобы было запрещено вольное и тайное и явное скаканье архиереев в Петроград вопреки запрету Синода; чтобы вообще Синод был карателем не только послушных ему, но прежде всего вот таких проходимцев, как разные гвардейские офицеры, унижающие свой сан гнусными проделками. Настойте непременно, чтобы при назначениях на кафедры архиереев и при выборе кандидатов на архиерейство был восстановлен непременно святой жребий с молитвою. Пусть Сам Господь избирает, а не человеческое смотрение среди нередко пустых и даже нескромных разговоров с анекдотами о «черных кобелях». Будете заслушивать мой рапорт о вмешательстве в епархиальные дела Шавельского и Сандецкого, пожалуйста, поддержите не для меня, а принципиально, чтобы выскочки не нахальничали. Мой викарий получил продление отпуска до декабря, а вообще-то отказывается от Соликамска по климатическим условиям. Не отпустите ли тогда в Соликамск отца архимандрита Варсонофия, как я прошу у Синода? Мне нужен работник на раскол северный, пока еще дремлющий, чтобы не было поздно, когда проснется. Если можно, то отпустите и поставьте его у Софийских угодников в архиерея, как и древле ушкуйники от Софии направлялись в Биармию-Пермь. Вон сколько я Вам нагромоздил. А все потому, что сижу и лежу дома, опять захваченный злосчастной инфлуэнцией. Ужели и ещё третью зиму придется гореть от нее? И организм, пожалуй, не вынесет при всей выносливости. Завтра, вероятно, еще не буду служить, чтобы выдержаться для следующих трёх дней.
После Воздвижения открыли мы торжественные акафисты с беседами по церквам, религиозно-нравственные чтения по праздникам уже платные за множеством слушателей, детские собрания по утрам праздничным, «народный университет», тоже платные общеобразовательные чтения, откроем трезвеннические чтения даже с кинематографом. Пока все идет хорошо и людно.
От приближающегося десятилетия архиерейства собираюсь удрать на Белую Гору, если буду здоров. В духовно-училищных заведениях экзамены предполагаем закончить к Пасхе, занимаясь без перерыва и без отпусков на святки и масляницу.
Да хранит Вас Бог Помощник. Простите и благословите грешного епископа Андроника.
[1] Питирим (Окнов; † 1919), митрополит Петроградский и Ладожский. — Прим. сост.
[2] Раев Николай Павлович, обер-прокурор Святейшего Синода с августа 1916 года по март 1917 года. — Прим. сост.
|