Москва, 22 мая 2009 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XIII Всемирного русского народного собора «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления».
Преосвященные архипастыри! Уважаемые представители органов государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!
Христос Воскресе!
Сегодня нас с вами вновь соединил Всемирный русский народный собор — крупнейший общественный форум, участники которого представляют разные поколения, профессиональные и социальные группы, регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья. По традиции Главой Собора является Патриарх Московский и всея Руси. И я рад впервые в Патриаршем достоинстве возглавить работу Собора. Надеюсь, что участники Собора, особенно члены его Президиума, члены Бюро всегда будут мне добрыми помощниками, как это было и в прошлом, и надеюсь, что этими усилиями мы будем обеспечивать и дальнейшее поступательное, творческое развитие соборной мысли.
На Соборе нам предстоит обсудить ряд вопросов, неотложность и важность которых признается сегодня всеми. Это необходимость преодоления экономического кризиса, забота о сохранении окружающей среды, противостояние алкоголизму, наркомании, преступности, другим язвам нашего общества. Это, наконец, нравственное измерение жизни молодых людей — жизни личной и общественной. Перечисленные вопросы сегодня обсуждают политики, журналисты, эксперты, ученые, рядовые граждане. Но, на мой взгляд, чисто утилитарный подход к этим проблемам, каким бы профессиональным ни был этот подход, упускает из вида нечто очень существенное, упускает из вида некую коренную причину развития кризисных явлений в современной человеческой цивилизации и в российском обществе. В поведении людей сегодня присутствуют черствость, безответственность, хищническое отношение к природе, погоня за удовольствиями, которая часто оборачивается мучительной ломкой — все эти бедствия коренятся в человеческой душе, и не исцелив душу, нельзя оздоровить ни экономику, ни экологию, ни какую-либо вообще из сторон нашей общественной жизни.
В Евангелии говорится о том, что блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят (см. Мф. 5:8). Многие в современном мире предлагают нам наполнять душу и разум все новыми и новыми мыслями и чувствами, потреблять информацию, копить знания, анализировать житейский опыт. Все это может быть для человека весьма полезным, а если учесть радикальное развитие науки, техники, технологий, общественных отношений, — это становится просто необходимым. Но не менее, а может быть, и более важно — не затуманивать свой взор, не терять жизненной перспективы, хранить душу от грязи и духовной нечистоты. Именно чистота души, как свидетельствует история, является основой достойного устроения жизни человека и общества.
Но что может очистить душу, что может приблизить ее к совершенству? Замечательные слова находим в Евангелии от Матфея: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). В то же время апостол Павел призывает нас: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, но по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14:20). Итак, мы призваны умалить свой эгоизм, гордость, стать чистыми людьми, как беззлобные младенцы. Не безвольными инфантилами, не способными прозревать происходящее сегодня в мире. Мы должны быть способными по Слову Божию быть мудрыми, как змии, и простыми, как голуби (см. Мф. 10:16).
Одной из тем нашего Собора станет обсуждение путей выхода из экономического кризиса. Многие сегодня ощущают на себе его недоброе дыхание. Но чем он вызван? Нас долгие годы уверяли, что главное в экономике — это капитал, средства производства, теории и технологии. Однако разразившийся кризис опроверг эти постулаты. Главное в экономике — человек. От его ума, от его души, от его нравственного состояния зависит настоящее и будущее мирового хозяйства. Когда деньги в мировой экономической системе отрываются от труда, когда богатые страны богатеют, а бедные беднеют — тогда, рано или поздно, экономика перестанет быть эффективной и переживет кризисы. Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам — лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика не эффективна и более того — нежизнеспособна, опасна. Не случайно в Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятом Всемирным русским народным собором, говорится: «Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности».
Не только экономика страдает от бездушия людей. Вся земля, все творение Божие, по слову апостола Павла, «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22), неся на себе последствия отпадения человека от Создателя. По состоянию наших подъездов, дворов и улиц, по уровню загрязненности рек, лесов и атмосферы мы можем сказать о состоянии наших душ. И это ясно свидетельствует о том, что без нравственного обновления, без очищения души через принесение нравственных норм в систему образования, через проявление этих норм в реальной жизни людей, мы никогда не решим, в том числе, и экологических проблем. Если ребенок не приучен к тому, что грешно ломать дерево, грешно загрязнять природу, то этот ребенок не научится ничему и в будущем. Пренебрежительное и эксплуататорское отношение к окружающему миру станет частью его натуры, и его трудно будет изменить. То же самое сейчас и происходит и в нашем обществе, и во многих других странах и государствах.
Итак, что же может исцелить души людей, уврачевать язвы
нашего общества, преодолеть укоренившиеся худые обычаи,
искоренить пренебрежение не только к морали, но и к
закону, о котором с такой обеспокоенностью говорил
Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев?
Многие возлагали свое упование на способность рыночной
экономики к саморегулированию, думая, что с решением
экономических проблем автоматически решатся и все
остальные проблемы. Ведь можно было услышать, особенно в
1990-е годы, размышления о том, что нужно поднять
экономику, а все остальное поднимется само собой. Сейчас
нам все более очевидно, что этот подход не работает.
Экономическое развитие не может исправить нравы —
напротив, нравственная порча может подорвать любую
экономику.
Есть только одно исцеление для человеческих душ — и
многие из нас знают, как оно совершалось даже в жизни
людей тяжко заблудившихся. Воры становились честными
людьми, разбойники — законопослушными гражданами;
люди, страдавшие от пьянства, освобождались от своего
порока; блудники становились верными и заботливыми отцами
семейств. Это исцеление приносилось в их жизнь покаянием,
верой и силой благодати Божией.
Господь являет Свое живое, действенное, спасительное
присутствие в мире. И ныне звучат Его слова:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас (Мф. 11:28)». И ныне мы молимся словами
ветхозаветного Пророка: «Так говорит Господь:
остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о
путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете
покой душам вашим» (Иер. 6:16).
Для всякого человека, прожившего долгую жизнь, очевидна
разрушительность порока и польза доброделания. Скажем,
человек пристрастился к алкоголю, и что с ним происходит?
Он теряет уважение родных и знакомых, лишается семьи,
здоровья, работы; и душа его, и тело разрушаются. Горькая,
страшная участь! И какое огромное количество наших
сограждан страдают от этого, как много семей распадаются!
Сколько появляется детей-сирот при живых родителях только
потому, что этот порок разламывает человеческие судьбы! Но
есть и другие примеры: маленькая девочка, которая, рискуя
жизнью, вытащила из горящего дома других детей; молодые
добровольцы, которые посвящают свободное время уходу за
больными, дарят радость общения сиротам и старикам;
авиадиспетчер, который благодаря своему профессионализму
недавно спас сотни людей, до гибели которых оставались
секунды. Удивительным примером нравственного подвига на
все времена остаются новомученики Российские, в том числе
очень молодые люди, которые, не убоявшись смерти,
сохранили верность Господу.
Современное общество называют информационным. Действительно, средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование личности. На них лежит особая ответственность за чистоту народной души, за воспитание молодежи на добрых примерах. Слава Богу, наше Отечество богато героями, известными и неизвестными. И молодым людям есть с кого брать пример честного труда, любви к Родине, достойного устроения семьи. Такие люди были и в царской России, и в России советской, есть они и сейчас, и их много. Вообще, добрых людей больше, чем злых, а добра в мире — больше, чем зла. А если бы эти пропорции были изменены, человеческая цивилизация потеряла бы свою устойчивость, и мы просто стояли бы лицом к лицу с апокалипсисом. Потому что добро удерживает мир от погибели, именно добрые люди должны стать примером остальным. Об этих замечательных людях нужно снимать фильмы, создавать телепередачи, слагать песни, писать стихи.
Церковь открыта ко всем людям, и особенно к молодым, к тем, кто только делает первые самостоятельные шаги, которые могут определить все направление их дальнейшей жизни. Хотя молодые по-другому одеваются, по-другому говорят, слушают другую музыку, и люди старшего поколения нередко их не понимают, — мы знаем, что наша молодежь в большинстве своем сохраняет стремление к чистоте и добру. Важно ободрить юношей и девушек, сказать им: не бойтесь быть чистыми, честными и добрыми, не бойтесь быть идеалистами! Не бойтесь держаться правды!
Молодость — время поиска. Поиска своего места в обществе, спутника жизни, друзей, соработников. И в этом поиске всегда оправдывает себя честное поведение. Не стоит ради материальных благ, ради славы или комфорта изменять себе, заглушать голос совести, марать грязью душу.
Спаситель говорит: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10)». Порок, стремление к незаконному обогащению или к нездоровым удовольствиям могут казаться привлекательными — но в итоге всегда оставляют человека обманутым, опустошенным и ограбленным. Доверие Господу, хранение Его заповедей ведет к достойной жизни на земле и к блаженству в вечности. Древняя Псалтирь, обращаясь к молодому человеку, отвечает на очень важный для него вопрос: «Как юноше содержать себя в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (ср. Пс. 118:9). Именно такой путь ведет к полноценной и радостной жизни. Не случайно, обращаясь к Богу, Псалмопевец говорит: «Ты укажи мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (ср. Пс. 15:11).
Не секрет, что человек, даже молодой, может чувствовать себя беспомощным, одиноким и никому не нужным. Это свидетельствует о нездоровье общества. Конечно же, государство и старшие поколения должны помогать молодым людям обрести жизненное призвание, найти и осуществить свое дело. Но судьба каждого человека зависит, прежде всего, от него самого. Вот почему молодые люди призваны становиться лучшими в экономике, политике, творчестве, других сферах народного бытия. Идеи и дела современной молодежи должны быть настолько убедительными, чтобы и власть, и общество смогли твердо опираться на молодое поколение в самых смелых замыслах и проектах.
Хотел бы обратиться к молодым людям, которых немало в этом зале. Подумайте о том, что вы можете сделать для ваших ближних, для народа нашего, для страны, для тех, кому вы можете показать добрый пример, кого вы можете ободрить, кому вы можете помочь. Наша страна нуждается в вас, в вашем труде, упорстве, изобретательности, творчестве, но более всего — в вашем мужестве пребывать в истине, поступать по совести, быть честными и верными даже тогда, когда это очень трудно и когда это выбивается из навязываемых нам неких жизненных стандартов.
Да поможет Воскресший Господь всем нам в трудах, направленных на благо личности, на процветание народа и государства, на здоровье общества и окружающей среды. Желаю благословенного успеха в работе Собора.