В 1999 году в московском Сретенском
монастыре была открыта духовная школа –
Сретенское высшее православное училище,
преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе
жизненного пути и о годах, проведенных в стенах
семинарии, рассказывают преподаватели и студенты
СДС.
Протоиерей Стефан Жила
– Отец Стефан, где вы учились?
– Окончив школу, я сначала выучился на фармацевта. Потом поступил в Киевский университет, получил специальность химика. Я очень любил химию, но Господь судил иначе. Еще учась в университете, я встретился с людьми, которые пробудили во мне интерес к философии, к искусству, и я стал искать истину. Тогда же познакомился с серьезными книгами, такими как, например, «Свет невечерний» отца Сергия Булгакова и другими. Я осознал: мне нужна не просто наука, для меня важнее найти смысл жизни, докопаться до истины. И я начал ходить в храм. Но у меня не было Евангелия. Его мне дали батюшки, и я его переписал от руки.
– Батюшка, когда вы решили учиться в духовной семинарии?
– Со временем у меня появились верующие друзья, мы обсуждали вместе религиозные темы. До сих пор помню, что Церковь нами тогда воспринималась как красивый цветок, который все проходящие стараются схватить, надломить. А нам хотелось Церковь защитить и потрудиться на ее благо. Так вот, зрелое решение учиться в семинарии для того, чтобы получить богословское образование и принять сан, у меня появилось в студенческие годы.
– Отец Стефан, а чем запомнились годы учебы в духовной школе?
– Когда я учился, все студенты были охвачены вдохновением: кто-то постоянно разучивал ноты, кто-то вел богословские диспуты. Мы вместе вечерами читали Библию, ходили к отцу Кириллу (Павлову) – лаврскому духовнику, чтобы послушать чтение правила и Евангелие. Обязательно ходили по утрам к преподобному Сергию. Вот такая была увлеченность, потому что в семинарию по преимуществу поступали уже взрослые люди. Они выносили свое решение, они были готовы ко всем трудностям служения, ко многим испытаниям. Они приготовили свою душу к искушению. Время-то было непростое, все вольно или невольно думали: «Господи, с кем я буду служить, кто меня поддержит?..». И потому искали себе спутницу жизни такую, которая стала бы правой рукой. Все хотели, чтобы жена вела не только дом, но и помогала на приходе. А главное – могла разделить труды и скорби своего мужа.
– Как вы познакомились со своей матушкой?
– Я, как и мои товарищи, понимал, что матушка будет мне первой помощницей на приходе. Моя будущая жена пела в церковном хоре.
– Что вы можете посоветовать семинаристам по поводу выбора будущей жены?
– Очень непростой вопрос. Сейчас ведь много девушек невоцерковленных и неверующих. И если возникают чувства, то семинарист может привести свою избранницу к Богу, если, конечно, она сама проявит любовь и послушание. Но, к сожалению, бывают случаи, когда невеста, будучи нецерковной, показывает видимость церковности, чтобы добиться своей цели – выйти замуж. И в дальнейшем она не будет надежной помощницей батюшке, не сможет дать детям православного воспитания. Иначе говоря, будущий священнослужитель должен все-таки жениться на верующей и воцерковленной девушке. Супруги должны взаимно обогащать друг друга и идти по одному пути. И здесь нельзя полагаться на авось: это очень чревато. Отец Кирилл говорил на исповеди студентам: «Ребята, не забывайте, что есть огонь и порох. Вот вы – огонь. Если его донести до пороха, он воспламенится. Потому будьте осторожны в своих отношениях с женским полом».
– Отец Стефан, кто учил вас в Московских духовных школах?
– У нас было много видных преподавателей, представителей старой школы. Отец Александр Ветелев – очень интересный педагог. Он вел живое общение со студентами. Преподавал гомилетику и любил заинтересовывать аудиторию вопросами. Очень большое влияние на меня оказал преподаватель догматического богословия монах Василий (в миру Дмитрий Савичев). Это настоящий профессор. И стиль его преподавания – академический. Минут двадцать мы с ним всегда повторяли пройденный материал, а затем он начинал новую тему. Он читал цитаты и очень тонко и точно их изъяснял. Профессор Алексей Ильич Осипов – очень увлеченный педагог, глубоко знающий Православие. Особо запомнилось мне, как он соотносил философию со святоотеческим пониманием святителя Игнатия (Брянчанинова).
– А кто были вашими однокурсниками?
– Назову отца Германа (Чистякова), архимандрита Дионисия (Шишигина).
– Когда состоялись ваши хиротонии?
– В семинарии, на 2-м курсе. Это был 1975 год. На Преображение я был рукоположен в диакона, а 30 ноября – в иерея ректором семинарии, тогда архиепископом Владимиром (Сабоданом).
– Батюшка, а потом вы сразу начали служение на приходе или были оставлены в лавре?
– Мне дали послушание экскурсовода в церковно-археологическом кабинете МДА. Был также помощником инспектора. А потом мне предложили преподавать в семинарии Священное Писание Нового Завета на 4-м курсе. Я очень любил этот предмет и серьезно изучал Послания апостола Павла.
– А как началось ваше служение на приходе?
– Сначала я был назначен в храм Петра и Павла на Новобасманной. И мы многое там сделали. Нам удалось убрать оттуда институт, мы восстановили церковь из разрухи. Потом меня перевели в храм Пантелеимона. Сейчас я являюсь настоятелем храма Рождества Христова в Митине.
– Батюшка, как вы начали сотрудничать со Сретенской духовной семинарией?
– Конечно, я много слышал и о Сретенском монастыре, и о его наместнике и ректоре Сретенской духовной семинарии архимандрите Тихоне (Шевкунове), а также о крупном православном издательстве при обители. О семинарии я узнал от своего сына Никона, который начал петь в монастырском хоре. Потом Никону предложили руководить хором и преподавать. А затем пригласили и меня.
– Батюшка, какие предметы вы преподаете в Сретенской семинарии?
– Я преподаю Новый Завет на 4-м курсе: Послания апостола Павла и Апокалипсис. То, чем я интересовался, еще сам будучи семинаристом.
– А как, с вашей точки зрения, необходимо преподавать Священное Писание Нового Завета? Что нужно делать, чтобы материал усваивался лучше?
– Конечно, я стараюсь, чтобы студенты лучше усвоили материал. В этом году мы на каждое Послание пишем по одной или по две домашние работы. В них семинаристы, с опорой на толкования епископа Феофана Затворника, излагают и иллюстрируют главные темы. Послания апостола Павла требуют вдумчивого разбора. Да, мы должны принять их буквальный смысл, но мы обязаны дать и критический анализ: объяснить, истолковать. Необходимо показать исторические условия, текстологические особенности и прочее.
– А как вы проводите экзамены?
– На экзаменах надо рассказывать то, что осталось в душе. Ведь когда студенты готовятся, они все еще раз переживают, припоминают. На экзамене я задаю конкретизирующие вопросы, позволяющие выяснить, как семинарист понимает то или иное место из апостола Павла, какие он может сделать практические выводы.
– Отец Стефан, чему нужно научить современных семинаристов?
– Я бы так сказал: семинаристы должны научиться жить православно. Чтобы их молодые силы не тратились попусту, а уходили на воцерковление. Кроме того, воспитанникам духовных школ просто необходимы практические навыки. И хорошо, что сретенские семинаристы имеют возможность общения с широкой аудиторией, например в Политехническом музее. Уверен, если молодой человек живет подлинной церковной жизнью, то он сумеет понять и разрешить те проблемы, которые неизбежно возникают в дальнейшей жизни, в том числе при пастырском служении.
– Какие проблемы семинарской жизни вы можете отметить?
– Это сейчас беда всей молодежи, а не только семинаристов – отсутствие заинтересованности в знаниях. Нет огонька. Вроде и Интернет, и книги доступны, а очевидно остывание. Когда мы учились, книги, учебники были дефицитом, да и стоили они дорого. Мы много занимались в библиотеках, читали периодику, например «Богословский вестник». За каждой контрольной работой, которую мы писали, просиживали очень много времени, и это обогащало. А сейчас время другое… Но все же студенты очень чистые, непосредственные, правдивые. И это так радует! Они как губка впитывают знания, ведь они потом будут служить, нести народу слово Божие.
– Батюшка, скажите несколько слов о выпускниках Сретенской духовной школы.
– Я вспоминаю нашего выпускника, а сейчас уже преподавателя, отца Иринея (Пиковского). Очень поражал своей серьезностью. Диакон Александр Слесаренко оканчивает в этом году, олицетворяет трудолюбие. Диакон Антоний Новиков – очень внимательный студент.
– Отец Стефан, что вы можете сказать в качестве своего напутствия учащимся по случаю десятилетия Сретенской духовной семинарии?
– Я очень хочу, чтобы наши воспитанники достойно несли звание студента Сретенской семинарии. Ведь в Сретенском монастыре покоятся мощи святителя Иллариона; нас всех вдохновляют его творения. Учащиеся должны понимать: семинария существует десять лет, и она уже известна не только в России, но и за ее пределами. Такая популярность накладывает большую ответственность. И, наконец, повторю, что семинаристам нужно помнить: если их жизнь воцерковлена, если она действительно отдана Богу и Церкви, они непременно сумеют доказать свою правоту и защитить свою веру.
Спаси Вас Господь.
С Уважением Игорь
Очень рад был прочитать Ваше интервью и узнать, где Вы несете нынче Ваше служение.
Не забывайте нас - прихожан Петропавловского храма - в Ваших молитвах.
Спаси Вас и помогай Вам Господь.